Тест Кеттела
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Тест Кеттела
Тест Кеттела |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностика личностных особенностей с помощью факторного опросника Р. Кеттелла 16PF Вводные замечания Использование опросника 16PF (16 Personality Factors) позволяет выявить особенности поведения и личности человека, которые проявляются и определяют стиль его деятельности и взаимоотношений в группе, в социуме. Опросник 16PF был построен на основе факторно-аналитического принципа исходя из данных об особенностях личности, полученных путём регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Исследовательская стратегия, используемая при разработке опросника, схематически представлена в табл. 12.2.1. Р. Кеттеллом созданы различные модификации факторных моделей с различным числом факторов, из которых наиболее известной является 16-факторная (L-факторы – эмпирические, Q-факторы – из опросников). На основе этих факторов был создан опросник (существуют различные формы этого опросника с числом вопросов от 105 в формах С и D до 187 в формах А и В). Названия факторов даются в биполярной форме, что облегчает интерпретацию результатов (табл. 12.2.2). По полученным результатам строится профиль личности, что даёт возможность выявить ведущие факторы и оценить их сочетание. Таблица 12.2.1. Исследовательская стратегия разработки опросника 16PF (по Л.Ф. Бурлачуку)
Шкала MD была разработана для выявления тех случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD высокая (>9 сырых баллов), возникает несколько гипотез, которые нужно проверить:
Шкала FB была разработана для выявления испытуемых, чрезмерно опечаленных и озабоченных своими неудачами, реальными или воображаемыми. Две наиболее общие ситуации, при которых оценка по шкале FB высокая (>5 сырых баллов), следующие:
Фактор Высокие оценки Низкие оценки
Фактор Высокие оценки Низкие оценки
Детские модификации теста Кеттелла – СРQ, HSPQ Р. Кеттеллом были разработаны модификации личностных опросников для детей от 8 до 11 лет (CPQ – Children’s Personality Questionnaire) и для подростков от 12 до 16 лет (HSPQ – High School Personality Questionnaire). Количество факторов в этих опросниках соответственно равно 12 и 16. Часть факторов «взрослого» опросника в детских модификациях отсутствует, но в этих версиях опросника имеются личностные факторы, специфические для раннего подросткового и подросткового возрастов (табл. 12.2.3). Таблица 12.2.3. «Детские» факторы в опросниках СРQ, HSPQ Фактор Высокие оценки Низкие оценки
В ходе факторизации первичных факторов опросника Р. Кеттелла для взрослых (16 PF) было выделено восемь факторов второго порядка, пять из которых являются значимыми [77]: 1) экстраверсия, 2) тревожность, 3) cortertia, 4) независимость, 5) социопатия. Факторы «экстраверсия» и «тревожность» дают больше всего информации о личности обследуемого. О сущности других факторов известно намного меньше. Для опросника 16 PF выведены формулы расчета факторов экстраверсии и тревожности второго порядка. В формулы подставляются шкальные значения указанных первичных факторов: Fэ = 7А + 4F +5Н – 3Q2 Fт = –С + 2L + ЗО + 5Q4 Фактор Fэ «Экстраверсия» измеряет «экстраверсию-интро-версию» – качества, открытые К. Юнгом и отражающие направленность личности либо на внешние события, либо на внутренние переживания. Высокие оценки по фактору экстраверсии второго порядка способствуют более успешной адаптации человека в современном обществе, по сравнению с низкими оценками. Фактор Fт «Тревожность» – второго порядка «тревожность-приспособленность» – является основным показателем эмоциональных нарушений в 16 PF. К высокой оценке по фактору тревожности второго порядка всегда следует относиться серьезно. Возможно, конечно, что личность с высокой оценкой просто пытается выглядеть плохо, но это требует проверки. Чаще всего личность, получающая высокую оценку, признает большой дистресс и обеспокоена поиском помощи. Низкая оценка по фактору тревожности второго порядка необязательно является показателем психического здоровья. При низкой тревожности и высоком MD проблема заключается в том, что личность искажает результаты и скрывает от нас реальную картину. Для выявления истинной тревожности в данном случае требуются дополнительные исследования. Фактор «Cortertia» – «жёсткая уравновешенность», «интеллектуальная свобода». Содержание фактора «cortertia» определено недостаточно. Высокие значения фактора соответствуют энергичному, реалистичному поведению, управляемому в большей степени интеллектом, чем чувствами. Для лиц с высокими значениями фактора «cortertia» характерны сообразительность, практичность, интеллектуальная живость, готовность объективно решать жизненные проблемы. Эти лица держатся обособленно, прямолинейны в мышлении и не склонны к фантазиям. Считается, что лица с низкой оценкой по данному фактору в меньшей степени руководствуются интеллектом, и, следовательно, более подвержены влиянию эмоций. Фактор «Независимость» — второго порядка «независимость-покорность» — также не является до конца определенным. В него входят первичные факторы Е, Q2, L, М и Q1. Таким образом, полюс «независимость» содержит поведенческие (Е+(доминантность), (Q2+(самодостаточность)), эмоциональные L+(подозрительность)), мировоззренческие (М+(мечтательность), (Q1+(радикализм)) компоненты независимости. Одновременный подъем оценок по указанным первичным факторам формирует личность, отличающуюся критичностью, самобытностью, фантазией, несгибаемой «прометеевой волей». Повышение оценок по поведенческим компонентам независимости (Е и Q2) позволяет предположить, что с данным человеком будет трудно иметь дело, но не по причине сильной враждебности, а потому что он любит все делать по своему. Фактор «Социопатия». Главными составляющими этого фактора являются первичные факторы G и Q3, иногда в нем встречаются также факторы L и Q2. Р. Кеттелл предпочитал подчеркивать позитивные аспекты комбинации факторов G+ и Q3+, Наиболее известны в этом направлении работы В.Нормана, которые привели к выделению 5 факторов «большой пятёрки»: экстраверсия, нейротизм (тревожность), независимость, социопатия (добросовестность), интеллектуальная свобода. Пять факторов второго порядка также не всегда воспроизводились в исследованиях. По мнению Г. Айзенка, это связано с тем, что в «большой пятёрке» смешаны факторы второго (сговорчивость, добросовестность, интеллектуальная свобода) и третьго порядка. Поэтому им была предложена 3-факторная модель, представленная факторами наиболее высокого, третьего уровня: экстраверсия, нейротизм и психотизм. Для диагностики первых двух им был создан EPI (Eysenck Personality Inventory), а для всех трёх -EPQ (Eysenck Personality Questionnaire). При интерпретации результата Г.Айзенк связывал рассматриваемые характеристики с особенностями темперамента, имеющими психофизиологическую основу. В нашей стране адаптация опросника была осуществлена в институте Бехтерева, его дальнейшая модификация была осуществлена В.М.Русаловым в ИП РАН. В настоящем пособии мы будем ссылаться на методическую разработку А.А. Рукавишникова и М.В. Соколовой, входящую в состав профессионального психологического инструментария, выпущенного ГП ИМАТОН [77]. Порядок работы
(табл. 12.2.4); – часть 3. собственный профиль и его анализ в соответствии с планом; – заключение (анализ полученных результатов, сопоставление результатов с самонаблюдением); – список литературы, оформленный по ГОСТ (Приложение 3). Таблица 12.2.4. Форма описания факторов и их сочетаний
Нижеследующий план анализа разработан в соответствии с [77]. – Провести анализ шкал валидности: шкала «мотивационного искажения» (MD), шкала «выглядеть плохо» (FB). От полученных результатов зависит последующая интерпретация полученного профиля. – Провести анализ факторов второго порядка, прежде всего, фактора тревожности и фактора экстраверсии. Вторичные факторы обобщенно отражают информацию, содержащуюся в первичных факторах. Фактор тревожности второго порядка является наиболее точным указанием на психопатологию. Если оценка по нему завышена, это будет проявляться в оценках нескольких факторов первого порядка. – Провести описание первичных факторов, набравших самые высокие и самые низкие оценки в порядке уменьшения их отклонения от нормы. Оценки интерпретируются как можно точнее, полезно указывать, откуда выводится каждое интерпретирующее утверждение. В результате этого этапа выявляется комбинация факторов, являющихся главными в интерпретации. – Сформулировать гипотезу о характере проблемы, определяющую направление, в котором будет интерпретироваться полученный личностный профиль. В данной работе проблемной областью является учебная деятельность. Результатом данного этапа является подтверждение или неподтверждение выдвинутых гипотез в контексте целостной картины полученного личностного профиля. В случае неподтверждения эти гипотезы отклоняются. – Данные, полученные в ходе анализа личностного профиля, сопоставить с дополнительной информацией о человеке, после чего сформулировать специальный психологический диагноз или заключение. В действительности, человека не так легко отнести к какой-либо психологической категории, поэтому часто нельзя дать заключение в виде диагноза. В таких случаях дается описание основной личностной проблематики. – Высказанные по результатам 16 PF гипотезы об обследуемом сопоставить с данными других тестов с целью выяснить, подтверждают ли их интерпретации друг друга. В случае расхождения данных делаются соответствующие выводы. В сложных случаях используются все тесты, имеющиеся в арсенале психолога, адекватные по своему содержанию решаемой проблеме. – Полученный результат сопоставить с результатом самонаблюдения. Таким образом, процесс интерпретации результатов личностного опросника заключается в соотнесении оценок по отдельным факторам друг с другом, а также с другими доступными данными и получении на этой основе целостного представления о структуре и динамике личности обследуемого. Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с. |