Технология организации деловой игры
На главную Мероприятия психолога в школе Разные мероприятия Технология организации деловой игры
Технология организации деловой игры |
Мероприятия психолога в школе — Разные мероприятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бутрим С.Р. – методист 1 категории отдела методического обеспечения содержания и технологий воспитания Центра воспитания РИПО Технология организации деловой игры Сегодня, в условиях социально-экономических изменений в общественной жизни, система воспитания требует качественно нового подхода к организации воспитательной работы с учащейся молодежью в учреждениях профессионального образования. В совместной деятельности всех участников педагогического процесса, немаловажная роль отводится куратору учебной группы. Куратор – педагог-профессионал, посредник между обществом и учащимися в освоении культуры, организующий условия для профессионального и личностного становления молодежи через разнообразные виды воспитывающей деятельности. При этом важно учитывать то, что педагогическую ценность воспитательной работы определяет не количество мероприятий, а разнообразие их форм и содержания. Одной из форм воспитательной работы является деловая игра. Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем. Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами. Технология деловой игры I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:
II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. III анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы. Алгоритм деловой игры: I ЭТАП ПОДГОТОВКИ разработка игры: ввод в игру:
II ЭТАП ПРОВЕДЕНИЯ
Деловая игра – это аналог профессиональной культуры, чем она сложнее, тем глубже процесс становления профессионализма участников игры, тем богаче потенциал профессиональных возможностей данного человека. Формы и последовательность действий куратора заключаются в следующем:
— речевыми; — мимикой; — жестами; — предметами; — документами; — видеозаписями; — слайдами; — звукозаписями; — схемами, графиками.
Организатор игры должен четко и конкретно представлять игровые цели и методы. Недопустима неопределенность и двусмысленность, так как это вызывает отрицательную реакцию участников, резкое снижение планируемых результатов. Методика проведения деловой игры «Я – профессионал»«Искренность, уравновешенность, пониманиесамого себя и других – вот залог счастья и успеха в любой области деятельности» Г.Селье, психолог Цель: развитие готовности личности к самостоятельной профессиональной деятельности; актуализация источников социально-экономического опыта для профессионального становления учащихся. Задачи: 1. Помочь будущим специалистам-профессионалам определить уровень своей готовности участвовать во взрослой экономической жизни общества, сравнить и проанализировать свою конкурентоспособность и профессиональную компетентность, задуматься о своем призвании. 2. Развивать представления о профессионально значимых качествах, стремление учащихся к достижению жизненного успеха, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности; способность к группоориентированному поведению. 3. Воспитывать потребность в созидательной деятельности, творчестве, положительное отношение к труду. Общие сведения об игре. В игре моделируется деятельность нескольких фирм. Участники играют роли совета фирмы. Игра моделирует установление трудовых отношений между президентом и сотрудниками фирмы. Регламент игры. Игровое время организовано в виде нескольких циклов, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления документов (таблиц), анализа ситуации и подведения промежуточных итогов. Общее время на проведение игры 1ч 20 мин. Планируемый результат. Осознание участниками необходимости учитывать имеющиеся экономические ограничения при принятии любого более или менее ответственного решения; формирование установки на активные самостоятельные действия; развитие представления о профессионально значимых качествах и стимулирование профессионального саморазвития. Правила игры. В начале деловой игры создаются фирмы, которые в результате игровых действий должны накопить капитал. Капитал выражается в денежных единицах, называемых «ПРОФИ», который можно натурализировать, т.е. представить в виде бумажных банкнот (см. образец в Приложении 1). На каждом этапе свои условия зарабатывания денег. Игру отслеживают эксперты, которые оценивают деятельность фирм. Также эксперты имеют право после каждого цикла (этапа) оценивать игроков, проявивших себя в каком-либо плане (творчество, логика, лидерство и т.д.), выдавая банкноты (или жетоны) стоимостью в 1000 ПРОФИ. В игре моделируется профессиональный рост участников по количеству заработанных денежных единиц: УЧЕНИК – 1000 ПРОФИ МАСТЕР – 3000 ПРОФИ СТАЖЕР – 2000 ПРОФИ ПРОФЕССИОНАЛ – 4000 ПРОФИ В конце игры при подведении итогов фирмам присуждаются ТИТУЛЫ: «Предприниматель» – за проявление творчества, инициативы. «Карьера» – служащие достигли заметных успехов (рост по служебной лестнице). «Состояние» – самый высокий уровень жизни (дохода). 1 цикл «Создание фирмы»
Данный цикл состоит из 2-х этапов. В начале всем участникам деловой игры раздаются карточки с указанием определенной роли (президент фирмы и работник). Рекомендации ведущему. Необходимо заранее подготовить карточки с указанием ролей (президент и работник) из расчета 1: 5, т.е. если в группе 30 человек, то должно быть 5 карточек с ролью президента и 25 карточек – с ролью работников. Далее всем игрокам необходимо составить так называемое «резюме», которое отражало бы все профессиональные знания и умения: что закончили или где учится, какой разряд имеют, биографические данные, увлечения, сколько хотели получать за свой труд. Желательно, чтобы это было резюме, характеризующее учащихся непосредственно в данный момент, но допускается и взгляд в будущее, на 2-3 года вперед, если они уверены, например, что за это время научатся профессионально работать на компьютере. Время на подготовку 3-5 мин. 1 этап: «Я самый…» (для президентов). Ведущий. Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а президенту фирмы особенно. Подумайте, в чем проявляется ваша исключительность, и продолжите фразу: «Я самый…» Аргументируйте утверждения, например, «Я самый предприимчивый, т. к…», «Я самый умный, т. к…» и т. п. Чем ярче, убедительнее вы себя представите, тем больше сотрудников вы наберете в свою фирму. Участники деловой игры могут задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения. Рекомендации ведущему. Необходимо заранее настроить «работников», чтобы внимательно слушали выступления «президентов», т.к. им необходимо будет сделать выбор — в какую фирму, соответственно, к какому президенту, идти устраиваться на работу со своим «резюме». Эксперты оценивают деятельность президентов и награждают «Самого…» президента (а их может быть несколько) премией в 1000 «ПРОФИ». 2 этап: «Резюме» (для работников). Ведущий. В условиях безработицы человеку, потерявшему источник дохода, приходится искать себе новую работу, обращаться на биржу труда или непосредственно на фирмы или предприятия. Это требует определенных навыков и понимания того, что в сложившейся ситуации очень многое зависит именно от активности самого человека. Сейчас работники попытаются найти себе работу в различных фирмах. Для этого необходимо определить для себя, к какому президенту вы хотели бы пойти работать и предложить в качестве рекламы свое «резюме». Задача президентов состоит в том, чтобы набрать себе штат и создать фирму. Фирмы, набравшие наибольшее количество сотрудников, будут между собой конкурировать. Рекомендации ведущему. Необходимо обратить внимание на то, какими приемами пользуются участники, чтобы получить работу (убеждение, доказательство и т.п.) и чем руководствуются президенты, набирая штат сотрудников (профессиональные качества, коммуникативные качества и др.). Эксперты наблюдают за ходом игры и подводят итоги первого цикла: определяются фирмы (их может быть несколько), набравшие большее количество сотрудников и которые будут дальше участвовать в игре. Каждый сотрудник, получивший работу, приносит фирме 1000 ПРОФИ, таким образом, фирма получает начальный капитал, составляющий количество ПРОФИ, заработанные «Самым…» президентом + ПРОФИ по количеству сотрудников фирмы. По усмотрению экспертов количество сотрудников фирм можно уравнять на основе общей договоренности. В каждой фирме выбирается бухгалтер, который будет фиксировать доход фирмы, т.е. количество заработанных ПРОФИ. Необходимо заранее подготовить бланки учета дохода фирмы (см. Приложение 2) по количеству фирм-участников (4-5 бланков). 2 цикл «Модель профессионала»
Рекомендации ведущему. Необходимо проследить, чтобы на первом этапе участники работали индивидуально. Далее вы свои предложения обсудите в фирмах, после чего президенты представят полученные модели в общую Модель Профессионала. На втором этапе участники приступают к составлению обобщенной модели профессионала. Для этого сотрудники фирмы садятся в круг и решают вопрос о процедуре обсуждения: кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил фирмы приступают к обсуждению. Причем задача каждого участника – убедить всех остальных в том, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. Обобщенная модель профессионала составляется на основе большего количества предложений. А за каждое учтенное качество или умение служащему присуждается 1000 ПРОФИ. Например, из 8 сотрудников фирмы поступило 6 предложений включить в обобщенную модель профессионала качество ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ, таким образом, каждый сотрудник, предложивший данное качество получает 1000 ПРОФИ и т.д. В итоге, получается несколько моделей Профессионала, т.к. каждая фирма выработала свою модель. На третьем этапе перед составлением общей модели объявляется конкурс на лучшую модель, в результате которого фирма-победитель получает премию в 2000 ПРОФИ. Для этого президенты фирм представляют свою модель профессионала, а эксперты оценивают, после чего составляется общая модель. Здесь уже за каждое учтенное качество фирма получает 1000 ПРОФИ. Рекомендации ведущему. Необходимо заранее подготовить таблицы «Модель Профессионала» по количеству участников. На первом этапе эксперты внимательно следят за самостоятельностью и правильностью заполнения таблиц. На втором этапе рекомендуется закрепить за каждой фирмой по одному эксперту для отслеживания результатов учтенных качеств и навыков в обобщенную модель. На третьем этапе при анализе результатов необходимо обратить внимание:
Данный цикл проводится в 2 этапа. 1 этап «Фотография дня»
Давайте сейчас проанализируем всего один день из вашей жизни. Вспомните с точностью до одного часа, что вы делали, например, вчера или позавчера и заполните бланк «Фотография дня» (см Приложение 4). После заполнения бланка вы обсудите в своих фирмах результаты работы и составите творческий анализ дня. Например, «В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом. Рекомендации ведущему. Заранее необходимо подготовить бланки «Фотография дня» по количеству участников, также можно подготовить несколько образцов творческого отчета для каждой фирмы. Заполнение бланка «Фотография дня» проводится индивидуально в течение 3 минут. Когда каждый сотрудник будет представлять свой анализ, эксперты внимательно следят и отмечают лучших, которым выдается премия в 1000 ПРОФИ. Фирмы, наиболее творчески представившие свою «Фотографию дня» зарабатывают 1000 ПРОФИ и соответственно 500 ПРОФИ. Это задание предназначено для осознания участниками игры необходимости бережного отношения к своему времени, т.к. для юношеского возраста характерна определенная безответственность, разбросанность. Можно для разгрузки в виде паузы провести тест «Чувство времени» (см Приложение 5). 2 этап «Моя минута»
Рекомендации ведущему. Это задание лучше проводить по частям с каждой из фирм, для того чтобы зафиксировать каждого участника. Итоги подводятся следующим образом: если участник закончил счет на числах 56-64, то он получает 2000 ПРОФИ и это свидетельствует о его высокой работоспособности, если 50-55 и 65-70 – 1000 ПРОФИ и это свидетельствует о средней работоспособности. 4 цикл «Богатенький Буратино»
Рекомендации ведущему. Количество золотых монет должно быть равным числу членов фирм. Если есть возможность, можно выдать участникам нужное количество «золотых монет», например, фишками, монетами, чечевицей и т.п. В этом случае не надо заводить ведомость учета. Если же нет такой возможности, то каждый участник должен заполнить ведомость учета расходов и доходов. (см Приложение 6). Эксперты обращают внимание на то, чтобы участники правильно складывали (или фиксировали) подаренные монеты и свои собственные. По истечении времени подводятся итоги: выявляется в каждой фирме «Самый щедрый Буратино», т.е. тот, кто больше всех подарил своих монет (он получает 1000 ПРОФИ) и «Самый Богатенький Буратино», т.е. тот, кому больше всего подарили монет (получает 1000 ПРОФИ). Тоже можно проделать и с конкурирующими фирмами, но здесь уже раздается количество монет каждому по общему числу всех участников деловой игры. Итоги подводятся по тому же принципу. Итоги деловой игры. Подведение итогов начинается с отслеживания профессионального роста каждого сотрудника фирмы по количеству заработанных ПРОФИ. Определяется, сколько в каждой фирме сотрудников-Профессионалов, сколько – сотрудников-Мастеров, сколько – Стажеров и Учеников. Всем участникам, получившим то или иное звание, можно вручить Сертификаты или дипломы. Далее награждаются фирмы титулами: «Предприниматель», «Карьера», «Состояние». После игры целесообразно провести обсуждение ее итогов и результативности действий участников. Для этого можно попросить выступить ребят, заработавших максимальное количество ПРОФИ и получивших звание «Профессионал», о своих впечатлениях. Что они предпринимали, чтобы достичь таких результатов? Также можно обсудить с участниками слова эпиграфов к каждому разделу игры (их можно оформить в виде плакатов и оформить помещение, в котором будет проводиться деловая игра). В заключении педагог отвечает на вопросы участников и делает выводы о проведенной игре. Приложение 1Образец банкнотыПриложение 2 Бланк учета доходов фирмы
В графах «Доход от Учеников», «Доход от Стажеров» и др. фиксируется количество ПРОФИ, которые принесли сотрудники фирмы в результате своего профессионального роста: каждый сотрудник, получивший по итогам цикла звание «Ученик» приносит доход фирме, составляющий 1000 ПРОФИ, «Стажер» — 2000 ПРОФИ, «Мастер» – 3000 ПРОФИ, «Профессионал» – 4000 ПРОФИ. Например, по итогам первого цикла звание «Ученик» получили все сотрудники фирмы (6 человек), таким образом они принесли фирме доход в 6000 ПРОФИ. По итогам второго цикла звание «Стажер получили только 2 сотрудника, значит доход фирмы составит 4000 ПРОФИ. Приложение 3«Профессионал»
«Фотография дня» Имя_____________________________________________
Вариант анализа дня: «В течение дня я работаю…часов, ем…раз, отдыхаю…часов. Я читаю…страниц, смотрю телевизор в течение…часов. За один день я успеваю… часов поболтать с друзьями, провести… деловых встреч. Кроме того, я прохожу…км, …раз пользуюсь общественным транспортом». Приложение 5 Тест «Чувство времени» Из предложенных вопросов выберите один из вариантов ответа.
Обработка результатовСравните свои ответы с приведенным ниже «ключом» и суммируйте полученные баллы.
От 41 до 80 очков. Вы многое успеваете сделать, но все же иногда у вас не хватает времени из-за определенной неорганизованности. У вас есть резервы, и вам их надо использовать. От 81 до 110 очков. Вы знаете цену времени, как правило, хорошо используете его. Но вы умеете и отдыхать. Так держать! От 111 до 168 очков. Вы очень хорошо используете свое время, но иногда нужно и отдыхать от учебы и другой работы. Приложение 6 Ведомость учета монет
|