Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе по теме «Повторим орфографию» | Обучение и развитие детей

Технологическая карта урока русского языка в 5-м классе по теме «Повторим орфографию»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Решеткова Елена Викторовна
Тема: Повторим Орфографию!? Тип урока: обобщение и систематизация знаний Цели урока: Повторить изученные орфограммы, обобщив и систематизировав знания учащихся, закрепить графическое обозначение орфограмм; выявить возможности языка Информационно-методическое обеспечение и оборудование: Русский язык, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией М.М. Разумовской. – М.: Дрофа, 2015; Презентация; Оценочные листы; Карточки для групповой работы; Критерии оценивания. Формы и методы обучения:

методы – проблемный;

формы – фронтальная, групповая, индивидуальная Планируемые результаты: Научатся: видеть изученные орфограммы в тексте и обозначать их графически; использовать речь для речевого высказывания Получат возможность научиться: принимать и сохранять учебную задачу; устанавливать взаимодействие с одноклассниками в группе; работать с разными источниками информации; производить самооценку деятельности, рефлексировать.

Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

1.Организационный момент – 1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мотивация, решение проблемы – 10 мин.

Приветствие, психологический и эмоциональный  настрой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо-жалоба.

Беседа. Постановка проблемы.

Выполнение задания на основе текста.

Просмотр мультимедийной презентации по ходу урока (приложение 2)

Приветствие учителя:

Добрый день, ребята!  Я вижу, что  вы готовы к уроку и пришли на занятие  с отличным настроением. У меня оно тоже замечательное. Хотя, нет.. Есть у меня одна печаль. Вчера я получила письмо- жалобу.

 

Зачитывает письмо.

 

Тетя, прашу тебя, помаги лучшей учинице Оле, а то небудет ее наги в этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова  учитель паставил «два», а сам сказал, что маю работу даже несмок прачитать. Попраси его, тетя, исправить «двойку» и паставить мне «пять».

 

Выдвигает проблему:

Без вас, ребята, я не справлюсь.

Что бы вы ответили Оле?

Давайте найдем ее ошибки, исправим, обозначим орфограммы и поможем Оле получить «пятерку».

Приглашает по одному человеку работать у доски

Настраиваются на урок, демонстрируют готовность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по одному человеку у доски, решая проблему

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: осуществляют самоконтроль; планируют необходимые действия

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: формирование мотивации к обучению

 

 

Личностные: оценивать содержание с нравственной точки зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; замечают допущенные ошибки

 

 

 

 

 

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют свою точку зрения

3.Актуализация, учебное действие – 5 мин.

Буквенный диктант.

Ответы на вопросы

Продолжает беседу:

Но иногда помощь может понадобиться не только девочке Оле, но и  ученому, доктору, инженеру и другим, когда они берутся за перо, чтобы изложить на бумаге результаты своего труда. А помочь им может человек, чья профессия зашифрована в буквенном диктанте.

Дает задание буквенного диктанта:

Из правильно вставленных букв вы получите название очень важной профессии.

Во…зал

Д..рога

В..теран

Рю..зак

Месс…ный

Ф..нтан

Ко..идор.

 

 

Задает вопросы, предлагает сверить предположения с толковым словарем.

 

 

Какое слово получилось? (корректор)

У кого не получилось?

Что означает это слово?

Сверьте свои предположения с толковым словарем.

Где нужны люди этой профессии?

Какими качествами должен обладать корректор?

Записывает на доску качества:

Внимательность, аккуратность орфографическая зоркость.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют буквенный диктант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Сверяют с толковым словарем.

 

Отвечают на вопросы

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия;

самостоятельно находят  нужную  информацию в словаре- значение слова «корректор»

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: контроль  в форме сличения результата с заданным эталоном в толковом словаре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Постановка целей, формулирование темы урока – 2,5 мин.

 

Предлагает выявить цели урока, сформулировать тему.

Мы сегодня попробуем себя в роли корректора. Какие задачи вы бы поставили перед собой?

Тогда сформулируйте тему урока.

 

Просит оформить тетради, записав тему урока.

 

Напоминает об оценочных листах:

За  любую работу полагается вознаграждение. Каким оно будет, зависит от вас и от оценочных листов, которые вы мне сдадите в конце урока

(приложение 1)

Ставят цели и проговаривают тему урока

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя

Оформляют рабочие тетради

фронтальная

Регулятивные: умение определять цель деятельности

5.Включение в систему знаний, повторение: практическая деятельность – 23,5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Итог. Рефлексия. Домашнее задание  – 3 мин.

Выполнение заданий.

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Орфографическая дуэль» с взаимопроверкой по эталону

1) Дает задание для работы в группах для постепенного овладения способами диалогового сотрудничества:

Ой. Ребята, я что-то проголодалась. Да и вы, я думаю, тоже. Не мешало бы подкрепиться, но , боюсь, как бы с нами не произошла такая же история, как с писателем А.И. Куприным.

Зачитывает:

 

 

 

 

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель Куприн посмотрел меню и заказал:

— Шесть порций орфографических ошибок!

— Этого подать не можем, не держим, — ответил официант.

— Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, – сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Ресторана у нас не. Но есть школьная столовая. Составьте меню для нашей столовой, выберите блюда из предложенных, объясните написание. Работаем в группах. Результаты вывешиваем на доску. Готовим выступление.

Слова для групп:

Куриный бульон

Пельмени

Морские гребешки

Пирожное

Сельдь под шубой

Яблочный компот

Солянка с колбасой

Пирожки с капустой

Щука в соусе

Отбивная

Салат «Каприз»



Контролирует выполнение задания.

Побуждает к высказыванию.

2) Дает следующее задание:

Корректору в его работе нередко помогает словарь. Поможет он и нам в работе над следующим заданием, над словами из рубрики ЗСП. Внимание на слайд №6.

 

 

Слова на слайде:

1 вариант:

 Фиолетовый

Аллея

Монолог

Раздражать

Поразительный

 

 

2 вариант:

Багряный

Пропаганда

Грамматика

Коричневый

увлекать

 

Предлагает самостоятельно составить задание:

Какое задание вы бы предложили? ( составить предложения и др.)

Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы, по вариантам, устно составьте предложения.

Предлагает использовать словарь, проверить себя по словарю в учебнике и оценить.

3) «Орфографическая дуэль»

Мотивирует на выполнение.

Молодцы, вы отлично поработали. Вы справитесь с работой корректора. Я вам верю, а вот ученик 6 б класса Артем сомневается в ваших знаниях и вызывает вас на  дуэль.

Учитель предлагает просмотреть видефрагмент.

Объясняет задание:

Артем задаст вам 6 вопросов. Напротив каждого вы должны поставить +, если вы согласны с его утверждением, и  – , если не согласны.

( см. видеофрагмент)

Организует самостоятельную работу, взаимопроверку по эталону.

Поменяйтесь работами, проверьте по эталону, оцените, оценки в оценочный лист.

 

 

Учитель задает вопросы:

Трудно ли быть корректором?

Что нам помогло?

(умения)

Дает дифференцированное домашнее задание, комментирует.

 

Вот эти умения вы примените дома при выполнении домашнего задания (на выбор):

1) Откорректировать текст;

2) Сочинение «Все работы хороши»

3) № 154 по заданию.

Обращает внимание на цели урока. Подводит к выводу.  Предлагает оформить его в виде синквейна.



Посмотрите на цели, которые мы ставили. Всего ли мы достигли? Вот это задача следующего урока. Я вам предлагаю составить синквейн к слову «корректор».

Благодарит за урок, предлагает сдать оценочные листы

Слушают учителя

Работают в группах

Распределяют роли

Высказывают свои предположения.

Осуществляют выбор слов, обсуждают.

Представляют выполненное задание публично.

Осуществляют оценку работы группы, свою работу.

Заносят результаты в оценочный лист 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя.

Просматривают презентацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно составляют задание, выполняют, осуществляют самоконтроль по словарю.

Дают самооценку. Заносят результаты в оценочный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают видеофрагмент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Дают оценку.

Заносят результаты в оценочный лист.

 

 

 

отвечают на вопросы, выделяя умения корректора.

Записывают домашнее задание. Проговаривают цели на следующий урок. Формулируют конечный результат работы в виде синквейна.

Делятся впечатлениями.

 

Синквейн (пример):

Корректор

Умный, внимательный

Знает, исправляет, сохраняет

Ученье – свет, неученье – тьма

мастер

 

 

Групповая

Индивидуальная

Диалоговое сотрудничество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индивидуальная

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учетом конкретной задачи; умение строить речевое высказывание;

Личностные: делают выбор

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия; дают оценку деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: осуществляют самоконтроль;

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные: умение извлекать информацию; использовать знания и умения в практической деятельности;

Коммуникативные: контроль, коррекция действий партнера;

Регулятивные: обнаружение отклонений от эталона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: устанавливают связь между целью деятельности и результатом;

Регулятивные: самостоятельно  планируют действия; осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка учителя

1.Составим слово

 

 

2. активная работа в группе

 

 

3 работа со словарем по вариантам

 

 

4. «Дуэль»

 

 

 

++  у меня все получилось

+- были затруднения, но я справился

— у меня не получилось работать