Специальный психологический курс развивающих занятий для младших школьников
На главную Коррекционная работа психолога в школе Коррекционно-развивающие занятия Специальный психологический курс развивающих занятий для младших школьников
Специальный психологический курс развивающих занятий для младших школьников |
Коррекционная работа психолога в школе — Коррекционно-развивающие занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как известно, уже к третьему-четвертому классу у некоторых школьников выявляются проблемы в освоении учебной деятельности, нарушения потребностно-мотивационной и личностной сфер, усиление тревожности и т. п. Тем более это актуально для так называемых проблемных детей, чьи показатели и темп психического развития отстают от нормы. В этом случае явной необходимостью становится специальная система психологических мероприятий с целью оптимизации процесса развития этих детей в общеобразовательной школе, формирования у них механизма готовности к дальнейшему обучению и профилактики возможных негативных осложнений при переходе в основную школу. Потребности в помощи психолога у детей в начальной школе многообразны: это и развитие необходимых интеллектуально-психологических функций, и коррекция негативных социально-личностных проявлений, и их адаптация к школе, и профилактика дезадаптации при переходе в основную школу и т. д. Рассматривая эти задачи с точки зрения их целенаправленности, нетрудно заметить, что большинство из них может быть связано в единый комплекс, объединенный общей протяженной целью: формирование у младших школьников психологической готовности к переходу на II ступень образования и профилактика возможной дезадаптации. В этом случае в систему выстраиваются задачи коррекции и развития интеллектуальных функций ребенка, формирование элементов учебной деятельности и социально-личностные аспекты его развития. Решение этих проблем не одномоментно. Формирование психологической готовности к обучению в основной школе у детей невозможно за короткий временной отрезок. Поэтому ряд целей психического развития учащихся может быть достигнут в ходе специального курса психологических занятий, проводимых на протяжении третьего, четвертого (предвыпускного и выпускного) классов в начальной школе. В качестве основных задач, решаемых в ходе данного курса, можно выделить следующие: 1. Развитие интереса к познанию и к учению. 2. Развитие субъектности ребенка в учебной деятельности и формирование основных компонентов этой деятельности. 3. Развитие и коррекция интеллектуально-психических функций. 4. Формирование коммуникативных навыков. 5. Профилактика тревожности, связанной с переходом в основную школу Осуществление поставленных задач рассчитано на 2 года, в течение которых реализуется данный курс. Отбор детей для проведения с ними специальных психологических занятий проводится на основе специальной диагностики в конце второго — начале третьего класса. Диагностика направлена на выявление важнейших параметров, определяющих характер необходимой психологической помощи: □ уровня развития обучаемости ребенка; □ особенностей развития основных интеллектуально-личностных свойств (на предмет выявления наиболее отстающих в развитии); □ характера освоения учебной деятельности (овладения ее компонентами); □ специфики формирования личностных структур. Полученные результаты дают возможность дифференцировать детей, нуждающихся в специализированной помощи психолога, по всем или многим из выделенных аспектов. А также — тех учащихся, чье продвижение в развитии и обучении имеет незначительные отставания по отдельным параметрам. На основе этих данных определяются, соответственно, две группы учащихся для проведения специальных психологических занятий, сообразно с содержанием и объемом необходимой детям коррекционно-развивающей психологической помощи. Важно заметить, что групповые занятия, проводимые в рамках курса, не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи. Как известно, и групповые, и индивидуальные занятия с детьми относятся к плановым формам работы школьного психолога. Для учащихся, не имеющих выраженных проблем, чье развитие адекватно педагогическим воздействиям, возможно проведение этого курса в сокращенном варианте — на протяжении одного года обучения (в 4-м классе). В этом случае он структурируется из разделов и тем, отражающих главные развивающие задачи для этой группы детей. Важность именно групповой формы психологических занятий обусловлена по крайней мере двумя факторами. Во-первых, реализация задач по развитию у учащихся коммуникативных навыков, приемов учебного сотрудничества, а также профилактика социальной дезадаптации требуют организации различных форм межличностного общения детей. Во-вторых, многие проблемы учебной деятельности школьников связаны именно с ее коллективным характером (в частности, трудности организации внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности). Поэтому в работе психолога необходимы также тренинговые занятия, приобщающие детей к условиям коллективной деятельности. Содержание первого года занятий в ходе психологического спецкурса «Я учусь учиться» рассчитано на коррекцию и формирование необходимых интеллектуально-личностных структур, позволяющих ребенку выйти на уровень субъектности в учебной деятельности. Поэтому основное направление I этапа обучения в ходе курса (3-й класс) — активизация мотивационного и интеллектуального потенциала ребенка, показ в привлекательной для него форме интересных сторон познавательной деятельности, наращивание собственных возможностей ребенка в этой сфере. Учитывая основные трудности развития младших школьников, в качестве основных развивающих задач I этапа (года) занятий можно выделить следующие: □ развитие навыков произвольного внимания и восприятия; □ формирование приемов образного и логического запоминания. Расширение объема памяти; □ обучение приемам аналитико-синтетической деятельности в ходе познания; □ развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий; □ знакомство с приемами целеполагания и планирования деятельности; □ формирование связной и логической речи учащихся. Каждая из представленных задач, одновременно являющаяся и направлением коррекционно-развивающей работы психолога на I этапе, реализуется с помощью специальных приемов, стимулирующих субъектность ребенка, его активность и самостоятельность в ходе занятий. Для этого в процессе проектирования курса отбирались наиболее адекватные с этой точки зрения психолого-педагогические методы, формы и приемы организации взаимодействия при решении задач того или иного занятия. В сконцентрированном виде тематика, задачи, содержательные аспекты и рекомендуемые приемы реализации занятий представлены в таблице 6. На II этапе (2-й год) обучения продолжается работа по направлениям I этапа, однако в качестве особой добавляется задача знакомства ученика с условиями и характером учебной деятельности в основной школе и формирования у ребенка адаптивного поведения при переходе на II ступень обучения. Таким образом, в целом вводимый психологический спецкурс включает в себя следующие содержательно-целевые блоки: 1. Коррекция и развитие отстающих интеллектуально-познавательных функций.
3. Развитие рефлексивно-регулятивных навыков поведения и деятельности. 4. Формирование социально-коммуникативных действий, 5. Формирование общих представлений учащихся о характере учебной деятельности в основной школе и развитие приемов адаптивного поведения при переходе на II ступень. По итогам психологических занятий и коррекционно-развивающего обучения в конце 4-го класса проводится комплексная психологическая диагностика на предмет изучения готовности ребенка к переходу в основную школу. Результаты продвижения ребенка в ходе психологических занятий фиксируются в его индивидуальной карте, отражая различные характеристики развития ученика на протяжении занятий по данному курсу. Таким образом, специальный психологический курс коррекционно-развивающих занятий в начальной школе решает комплекс задач по развитию и нтеллектуально-личностно-деятельностного потенциала младших школьников. Резервные возможности этих детей могут быть обнаружены и изучены при изменении традиционного подхода к их обучению в сторону его оптимизации. Способы взаимодействия педагога и психолога при выполнении своей части развивающей деятельности должны согласовываться по содержательным и организационно-методическим аспектам. Это позволит, с одной стороны, избежать дублирования одних и тех же методов и форм деятельности детей, а с другой — выделить наиболее значимые содержательные и организационные аспекты формирования ПГ и отработать их по обоим направлениям (рис. 3). Иными словами, система психологического обеспечения готовности младших школьников к переходу в основную школу должна включать в себя следующие главные составляющие: □ психодиагностический комплекс изучения готовности к □ научно обоснованную программу формирования психологической готовности к переходу в среднюю школу, в основе которой лежат принципы и условия организации учебной деятельности Источник: Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. — СПб.: Речь, 2007. — 119 с. |