Секреты успеха в учебе 6
На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 6
Секреты успеха в учебе 6 |
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятие: Я и мои интересы, склонности, возможности и потребности Цели: определение учениками собственных интересов, склонностей и возможностей; осознание учениками собственных потребностей. Задачи: Помочь ученикам сориентироваться в своих интересах, склонностях и возможностях (проведение соответствующих диагностических методик). Способствовать осознанию учениками своих потребностей (проведение соответствующих диагностических методик). Краткий конспект занятия: Ученикам предлагается ответить на вопросы: насколько хорошо они учатся, насколько хорошо они себя чувствуют и насколько им интересно учиться по предметам, представленным в анкете. 1. Тест «Карта интересов». 2. Анкета «Тип интеллекта». В конце каждого занятия ученики отвечают на вопросы: – Что я делал? – Что я узнал? – Чем полученная информация может быть для меня полезна? Обсуждение результатов диагностики ученика проводится на индивидуальной консультации. После получения информации о результатах диагностики ученику предлагается составить портрет-эссе по следующей схеме: Ø Меня интересует … Ø Я умею … Ø Мне необходимо … Ø Мои самые сильные стороны – это … Ученики пишут эссе дома. Работа вкладывается в портфолио в раздел «Мой портрет». Очень важно в работе по данной теме акцентировать внимание учеников и на учебных достижениях. Карта «Интересы и потребности» 1. Работа с картой интересов (вариант 1). Результаты работы с картой обсуждаются на индивидуальной консультации. 2. Индивидуальная работа с картой «Мои интересы».
1. Работа в группах. Для обсуждения в группах предлагается вопрос: «Что влияет на мои возможности?» Результаты заносятся в сводную таблицу (лучше это сделать на большом листе бумаги). Здесь мы приводим пример подобной схемы, используемой при выборе профильного класса. Учащимся предлагается проанализировать свои возможности на примере данной карты.
1. Как выбрать себе занятие по вкусу? Как организовать свое свободное время? Наверное, каждому ребенку так или иначе уже приходилось сталкиваться с подобными вопросами. Однако не всем удается найти правильный ответ. Многие из ребят, записываясь во множество кружков, не могут найти для себя наиболее подходящее занятие в течение долгого времени. Почему так происходит? Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой выбора, когда необходимо соотнести свои потребности и интересы с имеющимися возможностями, взвесить все «за» и «против». На этом этапе программы необходимо вспомнить тему, в которой обсуждались условия правильного выбора, и еще раз обсудить это с учениками. Так что же необходимо учитывать, выбирая себе занятие? • Возможности, способности («Я могу»). • Склонности, интересы («Я хочу»). • Имеющиеся варианты выбора. • Время, которым ты располагаешь. • Мнение твоих родителей. 2. Индивидуальная работа с картой «Мои интересы, потребности и возможности». Ученикам предлагается проанализировать свои интересы, склонности, потребности и возможности, заполнив карту «Мои интересы, потребности и возможности». Карта «Мои интересы, потребности и возможности»
Заполняя таблицу, обсуждай варианты выбора с родителями.
УЧИМСЯ ПРЕДСТАВЛЯТЬ СЕБЯ В процессе взаимодействия с людьми важно уметь представить себя так, чтобы с тобой захотели общаться. Предлагаем тебе несколько простых правил преставления себя окружающим:
В качестве упражнения предлагаем тебе представить себя, написав эссе, адресованное приятному тебе собеседнику. Разрешите представиться ________________________________________________________________ ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПЛАНА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 1. Ты уже выделил главное дело, которое необходимо сделать в первую очередь. 2. Теперь ответь на вопрос: – Какой результат я хочу получить? Запиши ответ в таблицу 2. Ответ на вопрос и является той конечной целью, которую ты ставишь перед собой. 3. Ответь на вопрос: что я должен сделать, чтобы получить желаемый результат? Запиши план действий в таблицу 2. 4. Отметь в таблице 2, предполагаемый результат по каждому пункту плана действий. 5. Начни выполнение плана. Отмечай в таблице 2, удалось ли получить желаемый результат по каждому его пункту. 6. Когда план будет полностью выполнен, ответь на вопрос: – Достигнута ли конечная цель? Таблица 2 Что я должен сделать? __________________________________ Какой результат я хочу получить? ________________________ Что я буду делать, чтобы получить желаемый результат:
Если цель не достигнута, подумай, в чем проблема? ЛЕСТНИЦА УСПЕХА И ЛИНЕЙКА ДОСТИЖЕНИЙ Одним из самых важных секретов успешной учебы мы считаем УМЕНИЕ ЗАМЕЧАТЬ СОБСТВЕННЫЕ УСПЕХИ И РАДОВАТЬСЯ ИМ. «А что тут сложного?», – скажешь ты. Вспомни, пожалуйста, свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная (хорошая) оценка? Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Нам часто приходилось слышать от учеников: «Учил, учил, а меня не спросили». Или: «Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерки не получил». Случается, что оценка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех. Но мы-то с тобой знаем, что оценка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Знания и опыт – вот то, что действительно пригодится тебе в жизни Поэтому, используя ниже приведенные схемы, научись отмечать на лестнице успеха и линейке достижений не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ты приложил для этого, и те знания, умения и навыки, которые тобой в результате приобретены. Линейки достижений Оцени по 5-балльной шкале: 1) затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ: 0 5 2) полученные мною знания, умения и навыки: 0 5 3) какую оценку в школе я получил? 0 5 Такие линейки мы рекомендует тебе использовать каждый день. Таким образом, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями. Лестница успеха В конце каждого месяца «поставь» себя на какую-нибудь из ступенек лесенки успеха (самая верхняя ступенька – наилучшие результаты в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не реже 1 раза в месяц. Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить толковый словарь Ожегова ЛИНЕЙКА ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА
Конечно, «жить на свете без сюрпризов», когда «все на свете предусмотрит расписание», – как поется в одной песенке, – скучно. Но и без режима дня сохранить здоровье и все успевать, обучаясь в современной школе (тем более в гимназии), трудно. Давай вместе подумаем, как составить такой распорядок дня, который включал бы в себя и важные дела, и полноценный отдых. 1. Используя Таблицу 3, составь свой распорядок дня по следующему плану:
– повторение материала; – дорога в школу.
– посещение секций, кружков, факультативов; – выполнение домашнего задания; – ужин; – отдых: чтение, настольные игры, прослушивание музыки и др.; – подготовка и отход ко сну. 2. Попробуй в течение определенного времени (не менее недели) отмечать в таблице выполнение (невыполнение) намеченного распорядка дня. 3. Ответь на вопрос: – Помогает ли мне соблюдение режима дня учиться? Ответ запиши в Таблице 3. Если режим дня не помог тебе организовать время, следует его пересмотреть, внося изменения или уточнения. Таблица 3 Мой распорядок дня
Что мне мешает соблюдать режим дня?____________________ МОИ ПЛАНЫ Приоритет – первенство по времени в чем-либо. толковый словарь Ожегова
План – заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ И. Ожегов «Словарь русского языка», М.:ОНИКС, 2005
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |