Секреты успеха в учебе 3
На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 3
Секреты успеха в учебе 3 |
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога | |||||||||||||||||||||||||||||
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. Карта памяти Опорный конспект потому и называется опорным, что помогает тебе хорошо усвоить информацию, а также воспроизвести в памяти пройденное. На него ты можешь положиться как на хорошего друга: подскажет, посоветует, поможет. Существует множество вариантов составления опорного конспекта. Всех их объединяет схематичность, яркость исполнения и использование ключевых (основных, самых важных и запоминающихся) слов. Мы расскажем тебе об одном из опорных конспектов – КАРТЕ ПАМЯТИ. Такой конспект поможет тебе:
Составление и использование КАРТЫ ПАМЯТИ доставляет удовольствие, на нее приятно смотреть. Правила составления карты памяти:
Как готовиться к устному ответу При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ Работа над рефератом начинается с выбора темы. 1. Выбирая тему, задай сам себе следующие в о п р о с ы:
2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы. Воспользовавшись Таблицей 9, ты можешь потренироваться это делать. 3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором тобой будут определены все его части, включая вводную и заключительную. 4. Теперь тебе необходимо начать сбор информации. Первое, что необходимо сделать, – это посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной тобой теме можно получить. Скорее всего, учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом. 5. Покажи свой список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. В любом случае, тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку (как ими пользоваться мы расскажем ниже). 6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (противном случае, тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, записывай их в компьютер или на черновике. 7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делаяя собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы. 8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все выше сказанное, вернувшись к цели работы. Таким образом, работу над рефератом можно представить в виде схемы:
Работа над рефератом
По данному плану ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища
ПОХОД В БИБЛИОТЕКУ Если ты на самом деле стремишься стать успешным учеником, не забудь о библиотеке! Необыкновенная атмосфера мира книг, там царящая, заслуживают отдельного разговора. На страницах нашей книжки мы лишь слегка коснемся основных правил пользования библиотечными фондами. Итак, перед тем, как отправиться в библиотеку:
Работа с учебником 1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке. 2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста. 3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника. 4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже). 5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал». Как обобщать
Сделай вывод из сравнения. В МЕДИАТЕКЕ В нашей Гимназии помимо небольшой библиотеки есть еще одно место, куда любят заглядывать наши ученики, чтобы получить полезную информацию. Это медиатека. В медиатеке ты можешь посетить компьютерный и читальный залы, а также воспользоваться видеотекой. Какие возможности предоставляет медиатека? Прежде всего, это свободный выход в Интернет, что позволяет каждому ученику получить информацию по любой теме. В медиатеке ты можешь также ознакомиться с подборкой выпускных экзаменационных научно-исследовательских работ старшеклассников. Это поможет тебе при подготовке докладов, рефератов и т. д. В каталогах компьютерных программ ты можешь выбрать для себя те материалы, которые необходимы для подготовки к уроку, зачету… В медиатеке имеются различные диафильмы, фоно- и видеоматериалы: документальные и художественные фильмы, научно-популярные программы и др. В читальном зале ты найдешь словари, справочники, энциклопедии, журналы, газеты и другую научную и учебную литературу. В медиатеке тебе помогут отсканировать и распечатать необходимую информацию. Чтобы воспользоваться услугами медиатеки, необходимо записаться у медиаспециалиста, рабочее место которого находится в компьютерном зале. Помни, что работая в медиатеке, ты должен соблюдать тишину, уважать других! РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ Люби тетрадь, и она тебе поможет Ученики 6 класса Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», – ответишь ты, и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса нашей Гимназии: «Люби тетрадь, и она тебе поможет». Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать… Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради? 1. Оформление тетради:
План анализа ответа товарища
2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения? 3) Достаточно ли богат словарь выступающего? 4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске? 5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу? План анализа ответа товарища
2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения? 3) Достаточно ли богат словарь выступающего? 4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске? 5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу? Приёмы самоконтроля Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе. 1. До начала работы:
КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ИЛИ РЕФЕРАТ Тебе поручили подготовить доклад или реферат! С чего начать? Где взять информацию? Как оформить? …. Это вполне естественные вопросы, которые тут же возникают в твоей голове, как только ты получил это задание. А ведь ты ученик старших классов и предполагается, что ты это умеешь делать. Мы хотим предложить тебе несколько советов, алгоритмов, которые могут тебе пригодиться.
Реферат – краткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе изучения источников (Е.А.Быстрова, А.П.Окунева «Школьный толковый словарь русского языка»; С-Пб, Просвещение, 2002)
Но помни! Хороший доклад или реферат – это не только скаченная из Интернета информация, а структурированный и тобой продуманный материал. Если тебе не удается найти информацию в каталоге или в Интернете, обратись к сотрудникам библиотеки или центра информационной поддержки. Специалисты тебе помогут! Ты собрал всю необходимую информацию, продумал структуру доклада или реферата. Возникает вопрос: как оформить? Мы хотим предложить тебе несколько правил по оформлению работы. Эта информация может тебе понадобиться и в институте! Автор: Д. п. н., проф.Е.И.Казакова [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |