Секреты успеха в учебе 2
На главную Просвещение школьников Рекомендации школьникам от психолога Секреты успеха в учебе 2
Секреты успеха в учебе 2 |
Просвещение школьников — Рекомендации школьникам от психолога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Успех на уроке математики Поиск плана решения математических задач Поиск плана решения составляет центральную часть всего процесса решения задачи. Если план найден, его осуществление уже не составляет особого труда, оно требует лишь технических умений выполнения тех действий и операций, которые изучаются в курсе математики. Распознавание вида задачи 1. Нужно распознать вид данной задачи 2. Определи вид задачи и тебе станет понятно, каким способом её решать. 3. Будь внимателен к оформлению работы. Тебе необходимо пояснять ход решения, обосновывать математические утверждения и выводы, ссылаясь на изученные теоремы, аксиомы, определения. Запись должна быть чёткой, лаконичной, полностью отражать знание материала. Важнейшее требование – за записью должен быть понятен ход решения. Этапы решения задач 1. Начинай изучение условия задачи с тщательно выполненных наглядных рисунков, чертежей, таблиц или иллюстрированных схем, помогающих осмыслить задачу. Помни, что правильно графическое представление условия задачи означает чёткое, ясное и конкретное представление о всей задачной ситуации в целом. 2. Ясно представь все элементы задачной ситуации, обстоятельно выясни, какие из них заданы, известны, какие из них являются искомыми, неизвестными. 3. Вдумайся в смысл каждого слова в тексте задачи (каждого символа, термина), постарайся выявить существенные элементы задачи, выдели на рисунке данные и искомые наглядными условными обозначениями. Постарайся видоизменить расположение элементов задачи на рисунке или схеме (возможно, это поможет выявить существенное в задаче) 4. Попытайся охватить условие задачи в целом, отметить её особенности, вспомнить, не встречались ли вы раньше с задачей, в чём-либо аналогичной данной. 5. Продумай, однозначно ли сформулирована задача: не содержит ли условие задачи избыточных, недостающих, противоречащих друг другу данных. 6. Внимательно изучи цель, поставленную задачей, выяви, какие теоретические методы лежат в основе решения задачи, постарайся выразить элементы задачи на языке соответствующего метода (составить уравнение, выразить данные и искомые в координатной или векторной форме и т. Д.). Советы решающему задачи Совет первый – начиная решение задачи:
Совет третий – «обдумай цель ранее, чем начать действовать», «мудрый меняет свои намерения, дурак никогда», «тот, кто не может обдумать всё заново, не может мыслить верно» Совет четвёртый – решив задачу, оглянись назад и изучи задачу и найденное решение в целом, установи, что полезно запомнить, а что можно забыть (нужно не только пользоваться своей памятью, но и беречь её). Подготовка к контрольной работе Повторение учебного материала по пройденной теме. Для того, чтобы хорошо выполнить контрольную работу, тебе необходимо повторить весь пройденный материал. Используя секреты успешной учебы, построй свою работу следующим образом: 1. Составь план повторения: _________________________________________________________________________________
Карта самонаблюдения и самоконтроля Цифры в данной таблице означают номера уроков по расписанию. После каждого урока проставь + или – в зависимости от того, согласен ли ты с утверждением или нет.
на занятиях в рамках модуля «успех на экзамене» Мы предлагаем тебе несколько секретов подготовки к экзаменам. Посмотри их, возможно, некоторые советы покажутся тебе интересными и полезными. Первый «секрет» Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. П. Порядок сопутствует успеху! Второй «секрет» Составь план занятий. Для начала определи, какое время суток для тебя наиболее продуктивно для занятий, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день, четко определи, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы тебе необходимо проработать. План всему голова! Третий «секрет» Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет. Если не сумел что-то вспомнить, то на чистом листе бумаги запиши вопросы, которые ты задашь учителю на консультации. Не оставляй ни одного неясного места в своих знаниях! Четвертый «секрет» Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Подготовь свой ответ в виде тезисов и подбери к ним в качестве доказательства основные факты и цифры. Ответ должен быть кратким, содержательным и концентрированным! Делай шпаргалки! Правда, перед экзаменом не забудь оставить их дома. Пятый «секрет» Во время подготовки к экзаменам используй самый эффективный принцип «учись обучая». Прокомментируй планы ответов на вопросы своим близким или друзьям. Шестой «секрет» Помимо повторения теории не забудь подготовить и практическую часть, чтобы свободно и умело показать навыки работы с текстами (сочинения), историческими картами (история), пособиями по физике, химии и т. Д. Седьмой «секрет» Выполняй как можно больше различных опубликованных тестовых заданий по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестов. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов. Восьмой «секрет» Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв (см. Памятку «как отдыхать»). Девятый «секрет» Накануне экзамена Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Десятый «секрет» Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину успеха. Секреты, которые мы предложили выше, помогут тебе подготовиться к экзаменам. Помни о том, что и на самом экзамене ты должен быть уверенным и естественным. Но ведь не всегда это получается, ты согласен? «в речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что вы говорите, сколько в том, как вы это говорите» дейл карнеги Давай вспомним несколько секретов хорошего выступления, предложенных американским психологом дейлом карнеги:
Успех на едином государственном экзамене Очень внушительный заголовок, не правда ли? Наверное, когда ты слышишь или читаешь аббревиатуру егэ, то легкая дрожь пробегает по телу. На самом деле нет ничего страшного в этом виде экзамена. К нему нужно только правильно подготовиться. Мы подготовили несколько советов, которые могут пригодиться тебе на экзамене. Накануне экзамена • в пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. • если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа. Во время тестирования • в начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. Д.). Будь внимателен!!! От того, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов! • сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. • начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. • пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. • читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что условия задания будут поняты тобой «по первым словам», а концовка будет достроена в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. • думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки. • исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). • запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»). • проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. • при необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. • не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки. Копилка полезных советов Выделение главного Тебе, конечно, хорошо известна народная мудрость о том, что всех дел не переделать? Действительно, часто человеку мешает начать выполнение какой-то работы мысль о слишком большом ее объеме. Поэтому необходимо научиться выделять главное. Используя таблицу 1, выполни следующее: Запиши все дела, которые тебе предстоит сделать, в таблицу. Отметь маркером (текстовыделителем) одного цвета самые важные из них – те, которые необходимо сделать в первую очередь. Другим цветом выдели те дела, которые можно отложить до выходных дней, выпиши их на отдельном листе и прикрепи этот список магнитом к холодильнику (или на другое видное место). Третий маркер тебе пригодится, чтобы выделить дела, которые можно отложить до каникул; выпиши их. Вложи список в отдельную папку «что я буду делать на каникулах». А может быть, есть что-то, что вообще можно не делать? Если такие дела найдутся, оставь их невыделенными. Таблица 1
Если ты чувствуешь, что может возникнуть конфликт, или ты уже вовлечен в него, воспользуйся основными правилами «безопасного» общения:
Наиболее подходящий для меня способ самоконтроля: ___________________________________________ Алгоритмы-памятки, используемые на занятиях в рамках модуля «успех в учебе» Опорный конспект Запомнить большое количество информации, например, темы по истории или географии (включающей в себя не один параграф учебника) очень сложно. Давай попробуем пофантазировать и представить автобус ранним утром, в который набивается огромная толпа. И вот двери закрываются и многие люди остаются на улице, но если бы они не толпились, а аккуратно распределились, кто и где будет стоять и сидеть, наверное, в автобус вошло бы гораздо большее количество человек. Так и в твоей голове – огромное количество информации необходимо четко распределить для того, чтобы ничего не забыть, и в этом тебе поможет составление опорного конспекта. Опорный конспект – это сокращенная символическая запись крупного блока изучаемого материала, у которой есть ряд преимуществ. Во-первых, составляя такую «шпаргалку», ты еще раз прорабатываешь весь необходимый материал. Во-вторых, ты имеешь возможность структурировать свои знания, «разложить все по полочкам». И, наконец, в-третьих, грамотно и точно воспроизведешь изученный материал на уроке. В основе такого конспекта лежит выделение главных, ключевых слов, деление темы на более мелкие фрагменты, а также использование системы условных обозначений, знаков, символов и т. Д. Не жалей времени для составления опорного конспекта, придумывай свои символы. Мы рекомендуем использовать большие листы бумаги, маркеры или фломастеры.
Как лучше усвоить изучаемый материал
Как лучше запомнить изучаемый материал
Как определить свой ведущий канал восприятия Для определения твоего ведущего канала восприятия выбери из пары высказываний подходящий тебе вариант и обведи в кружок соответствующую букву. Подсчитай, сколько букв а (аудиал), в (визуал), к (кинестетик) и д (дигитал) ты получил и занеси результаты в нижнюю строку таблицы.
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |