Развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления у детей с нарушениями речи и зрения | Обучение и развитие детей

Развитие речевых возможностей детей средствами дивергентного мышления у детей с нарушениями речи и зрения

Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом

Диплом

Скачать Автор: Гусакова Наиля Фаритовна
Человек не только воспринимает окружающий мир, но хочет его понять. Понять – это значит проникнуть в суть предметов и явлений, познать самое главное, существенное в них. Понимание обеспечивается наиболее сложным познавательным психическим процессом, который называется мышлением.  Исключительно важная особенность мышления – его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышления. Выражая мысли в развернутой словесной форме, мы способствуем успеху мыслительной деятельности. Речь помогает мыслить. Необходимость выразить мысли словами, сообщить ее другому, требует часто дополнительного, тщательного продумывания ее. Подбор слов и выражений, необходимых для сообщения, побуждают нас вдуматься в детали мысли, иногда даже в тончайшие оттенки ее содержания. Рассказ о чем-либо другому человеку часто является лучшим способом уяснить собственную мысль, до конца продумать ее содержание. Неразрывная связь мышления с речью не означает, однако, что мышление сводится к речи, тождественно с ней. Мышление и речь, мысль и слово не одно и то же.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
Всякий мыслительный процесс осуществляется в форме суждений, которые всегда выражаются словами, даже если эти слова не произносились вслух. Суждение – это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между теми или иными признаками. Иными словами, суждение – это форма мышления, при которой что-то утверждается или отрицается. Всякое суждение притязает на истинность, но ни одно не является само по себе безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость мыслительной и практической проверки суждения. Любая гипотеза – яркий пример необходимости проверять и доказывать высказанное суждение. Работа мысли над суждением, направленная на установление и проверку его истинности, называется рассуждением. Умозаключение – такая форма мышления, которая позволяет человеку сделать новый вывод из ряда суждений. Иными словами, на основании анализа и сопоставления имеющихся суждений высказывается новое суждение. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления – опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами. Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними, т.е. выделяя существенные признаки предмета, значит понять предмет. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции. Они неразрывно связаны между собой, как вдох и выдох. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явление на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез – это мысленное соединение отдельных частей и предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяет эти элементы и обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вместе с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложения – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависимость и пр. Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других признаков или свойств и становятся самостоятельным объектом мышления. С помощью абстрагирования мы можем получить абстрактные понятия – «смелость», «красота», «дистанция», «тяжесть», «длина, «ширина, «равенство» и т.д. Обобщение – тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщить, если бы не мог отвлекаться от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними. В учебной деятельности обобщение обычно проявляется в определениях, выводах, правилах. Детям нередко трудно совершить обобщение, так как они не всегда умеют выделять не только общие, но и существенные общие признаки предметов. Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По существу, конкретное есть всегда иллюстрация общего. Конкретизация всегда играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В особенности важна она в объяснениях, даваемых детям учителем. Дети часто затрудняются привести примеры, иллюстрирующие их ответ. Это происходит при формальном усвоении знаний, когда «зазубривается» формулировка общих положений, а содержание остается неясным. Поэтому педагог не должен довольствоваться тем, что учащиеся правильно воспроизводят общие положения, а дожжен добиться конкретизации этих положений: приведение пример, иллюстрации, конкретного частного случая. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Мышление – сложнейшая и многосторонняя психическая деятельность, поэтому выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям. Предметно-действенное мышление – это мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом, т.е. манипулировать с ними. Наглядно-образное мышление – опирается на восприятие или представления, словесно-логическое (абстрактное) – основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятии и  представлениям. Развитию мышления в старшем дошкольном возрасте принадлежит особая роль. Мышление ребенка в этом возрасте находится на переломном этапе развития. Здесь совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлении, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако, отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны. Старший дошкольном возраст имеет большое значение для развития мыслительных действий и примеров: сравнения, выделение существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и пр. несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой с и просто ошибочными. В будущем это серьезно осложнит процесс обучения, снизит его эффективность. Так, например, при неумении выделять общее и существенное возникают проблемы с обобщением учебного материала: подведение математической задачи под уже известных класс, выделение корня в родственных словах, кратки пересказом текста, делением его на части, выбором заглавия для отрывка и т.п. Владение основными мыслительными операциями требуется от учащихся уже в первом классе. Поэтому в старшем дошкольном возрасте следует уделять внимание целенаправленной работе по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ И ПО ВИЗУАЛИЗАЦИИ – МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ (ТВОРЧЕСКОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ)

В формировании мышления старших дошкольников решающее значение принадлежит развивающей деятельности, постепенное усложнение которой ведет за собой развитие умственных способностей воспитанников. Однако для активизации и развития мыслительной деятельности детей бывает целесообразно использовать неучебные задания, которые в целом в ряде случаев оказываются для дошкольников более привлекательными.  Развитию мышления способствует любая деятельность, в которой усилия и интерес ребенка направлены на решение какой-либо умственной задачи. Например, одним из самых эффективных способов развития наглядно-действенного мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность, которая наиболее полно воплощается в конструировании. Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструкторами не по образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он должен прежде придумать объект, в которых он сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его. Все что касается развитию познавательных способностей сказано в главе выше, а теперь что касается развитию связной речи, а именно творческой стороне. Творческое рассказывание – более сложный вид рассказывания и развивается рука об руку с мышлением. При составлении таких рассказов, в отличие от репродуктивных, дети не имеют опоры в виде слов, картинок, символов. Они могут опираться только на свои знания, жизненный опыт, навык рассказывания, который развивается всегда и повсеместно на занятиях по развитию речи, с использованием сюжетных и предметных картин, а также на воображение. Развитие креативных способностей в составлении творческих рассказов, то это та цель, к которой мы так стремимся.  Мы будем последовательно перемещаться  по пути к поставленной цели, а начнем, конечно, с рассказов, которые не являются творческими в полном смысле этого слова. Здесь более уместно будет сказать, что это тренинговые упражнения по составлению творческих рассказов, так как учиться дети будут с опорой на одну любую картину. Определим виды творческих рассказов-тренингов и задания, требующие креативности их решения.