На главную Профориентация старшеклассников Работа с "трудными" детьми по профориентации Работа по профориентации с "трудными" детьми
Работа по профориентации с "трудными" детьми |
Профориентация школьников — Работа с "трудными" детьми по профориентации |
Особого внимания требуют к себе «педагогически запущенные» дети, так называемые трудные подростки. В структуре личности трудного подростка наблюдаются отрицательные качества, личностные недостатки, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю.
Зная и учитывая специфику личностно-ориентированного воспитания с трудными подростками, опытные педагоги организуют перевоспитание.
На первом этапе индивидуальной работы с трудными подростками педагогическая диагностика помогает выявить воспитательные возможности семьи, детского коллектива, причины возникновения трудновоспитуемости, неблагоприятные условия, типичное и своеобразное в духовном мире подростка, уровень его педагогической запущенности, положительные качества, на которые следует опираться в перевоспитании, и пр.
Методы перевоспитания | Назначение
| Конкретные способы и приемы
| Переубеждение
| Конкретное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных
| Общественное мнение, пере убеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального опыта
| Переучивание
| Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта.
| Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценную деятельность, поддержка положительных проявлений.
| Взрыв
| Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения
| Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка
| «Реконструкция характера»
| Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное
| Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции
| Переключение
| Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру
| Методы и приемы организации социально ценной деятельности
| Поощрение и наказание
| Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного
| Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
| Самоисправление
| Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера
| Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание
| |