Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Предмет, задачи, методы возрастной психологии
На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Предмет, задачи, методы возрастной психологии
Рабочая тетрадь по возрастной психологии. Предмет, задачи, методы возрастной психологии |
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1: Предмет, задачи, методы возрастной психологии (6 часов) Вопросы для обсуждения
1. Заполните таблицу: вклад отечественных и зарубежных психологов в возрастную психологию:
3. Заполните таблицу, анализируя методы возрастной психологии:
и задачи 1. Изучая источники, определите, какие идеи используются на сегодняшний день в теории и практике возрастной психологии, а какие идеи по Вашему мнению забыты и не получили дальнейшего распространения. Подумайте о перспективах и задачах современной возрастной психологии в 21 веке. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. 2. Подберите из учебника О.Б. Дарвиш «Возрастная психология» диагностическую методику и проведите (запишите полученные данные проведенной методики) …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. …………………………………………………………………………………………….. 2. Представьте ситуацию, предложенную психологом А. Пьероном. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет происходить психическое развитие детей? ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… ……………………………………………………………………… ………………………………………………………………………. Тестовые задания для самопроверки: 1. Каким термином обозначается отрасль научной психологии, изучающая закономерности и динамику психического развития человека в пределах индивидуальной жизни? а) возрастная психология б) дифференциальная психология в) педагогическая психология 2. Развитие – это: а) количественное изменение объекта, протекающее в координатах времени. б) количественные изменения, переходящие в качественные в) качественное изменение, появление новых структур, новых связей между функциями 3. Каким понятием обозначается принципиально новое в психическом развитии человека, появляющееся на определенном его этапе (Л.С. Выготский) а) изменение б) психическое новообразование в) прирост г) открытие 4. Обозначьте термин, определяющий главную движущую силу развития: а) движущие силы развития б) условия развития в) предпосылки развития г) противоречия развития д) механизмы развития 5. Каким термином обозначается совокупность всего, что происходит с человеком в его жизни, и того, что он осознает? а) онтогенез б) рефлексия в) интросрекция г) опыт 6. В качестве метода возрастной психологии не используется: а) метод срезов б) метод наблюдения в) формирующий эксперимент г) метод «сократической беседы» 7. Фамилия немецкого философа 18-19 вв., создателя систематической теории диалектики, в центре которой — принцип развития а) Кант б) Гегель в) Манн г) Гете 8. Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась: а) З. Фрейдом б) Аристотелем в) Л.С. Выготским г) Д.Б. Элькониным 9. При построении периодизации психического развития Д.Б. Эльконин опирался на идеи а) Э. Эриксона б) Ж. Пиаже в) З. Фрейда г) Л.С. Выготского д) А.Н. Леонтьева 10. Автор научной школы, исследующей психологические вопросы раннего онтогенеза в контексте общения взрослого с ребенком: а) Л.С. Выготский б) В.С.Мухина в) М.И. Лисина г) Л.И. Божович 11. Фамилия немецко-австрийского психолога, автора теории трех ступеней развития психики: инстинкта, навыка, интеллекта. а) С. Холл б) З. Фрейд в) Э. Эриксон г) Гезелл д) К. Бюллер 12. Основой взглядов Л.С. Выготского является: а) теория поэтапного формирования умственных действий б) теория деятельности в) культурно-историческая теория развития г) эпигенетическая теория развития 13. Фамилия отечественного психолога, который считает, что методологический принцип субъектности может выступить перспективной основой для сближения различных направлений и течений психологической науки. а) А.В. Петровский б) С.Л. Рубинштейн в) Д.Б. Эльконин г) Б.Г. Брушлинский 14. Периодизацию Д.Б. Эльконина можно отнести к группе периодизаций: а) по внешнему признаку б) по внутреннему признаку в) по нескольким существенным признакам 15. Какой метод исследования возрастной психологии состоит в длительном и систематическом изучении одних и тех же испытуемых? а) сравнение б) лонгитюд в) эксперимент г) дедукция Темы для самостоятельной исследовательской работы
Возраст, возрастной период, возрастная психология, психология развития, геронтология, детство, детская психология, когнитивное развитие, онтогенез, филогенез, психическое развитие, анкета, наблюдение, тест, эксперимент, метод срезов, сравнительный метод, лонгитюдный метод. Источник: Возрастная психология : рабочая тетрадь / О.Б. Дарвиш, Г.Г. Эрнст. – Барнаул : АлтГПУ, 2015. – 100 с. Рецензент: Свиридов А.Н., кандидат педагогических наук, профессор Алтайского государственного педагогического университета |