Рабочая программа непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» для детей подготовительной к школе группы образовательной области «Познавательное развитие».
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Тарасенко Валентина Николаевна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» образовательная область «Познавательное развитие» составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ласточка» муниципального образования город Ноябрьск, а также в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
Целью рабочей программы по формированию элементарных математических представлений является развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения через решение следующих задач:
Задачи реализации национально – регионального компонента:
Знать и называть природные богатства Ямала и их значение в жизни людей.
Иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.
Сопутствующие формы образовательной деятельности:
Компонент ДОУ.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого — педагогических задач области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), осуществляется во всех образовательных областях.
Интеграция образовательных областей.
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс в подготовительной к школе группе включает три основных блока:
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности каждого ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы). Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) и фиксируется в Карте наблюдения детского развития.
Содержание работы по формирование элементарных математических представлений.
Критерии педагогической диагностики
0 БАЛЛОВ — (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
Ребенок считает до 10, но слабо владеет порядковым, обратным счетом.
Не умеет соотносить цифры первого десятка с количеством предметов, использовать числовой отрезок при присчитывании и отсчитывании единиц.
Ребенок не может самостоятельно составить и решить простейшую задачу на сложение и вычитание в одно действие, путает арифметические знаки.
Не может объяснить взаимосвязь целого и частей, не выполняет счетных операций.
Не может пользоваться линейкой при измерении длины предметов, не умеет ориентироваться во времени, в окружающем пространстве и на листке бумаги, не знает названия объемных геометрических фигур, путается в названиях плоскостных геометрических фигур.
1 БАЛЛ – (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.
Ребенок владеет порядковым и количественным счетом до 10, умеет соотносить цифры 1 – 10 с количеством предметов. Сравнивает числа в пределах 10 на наглядной основе, но не может самостоятельно определить, на сколько одно число больше (меньше) другого часто затрудняется. Также испытывает затруднения при использовании числового отрезка при присчитывании и отсчитывании единиц.
При составлении и решении задач на сложение и вычитание в одно действие иногда нуждается в помощи воспитателя. Испытывает затруднения при выполнении счетных операций в пределах 10.
При объединении группы предметов и удалении из группы, установлении взаимосвязи между целой группой и частью, нуждается в помощи взрослого.
Допускает ошибки при измерении длины предметов с помощью линейки, при ориентации во времени, в окружающем пространстве и на листке бумаги; путает названия объемных геометрических фигур.
2 БАЛЛА – (частично) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
Ребенок хорошо владеет количественным и порядковым (прямым и обратным) счетом, умеет соотносить цифры 1 – 10 с количеством предметов; сравнивает числа в пределах 10 на наглядной основе и устанавливает, на сколько одно число больше (меньше) другого, использует для записи сравнения нужные знаки; использует числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц.
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. Умеет получать каждое число первого десятка путем прибавления к предыдущему единицу или высчитывая единицу из последующего числа, знает состав чисел из отдельных единиц или из двух меньших. Свободно владеет счетными операциями в пределах 10.
Ребенок умеет объединять группы предметов и удалять из группы часть предметов; устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью.
Умеет продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками или найти нарушение закономерности.
Измеряет длину предметов с помощью линейки; может практически измерить длину и объем различными мерками, объяснить, что за единицы измерения: метр, литр, килограмм.
Наряду с плоскостными геометрическими фигурами узнает и называет объемные: шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду.
Ориентируется во времени, в окружающем пространстве и на листке бумаги (в клетку).
Может определить время по часам с точностью до одного часа.
Показатели достижений ребенка в ФЭМП в подготовительной к школе группе
Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г.
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. роспись
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов
Познавательная литература для педагогов:
Вспомогательная литература:
Математический уголок в группе:
Технические средства обучения:
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных
математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»
для детей подготовительной к школе группы
Рабочая программа «Формирование элементарных математических представлений» образовательная область «Познавательное развитие» составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ласточка» муниципального образования город Ноябрьск, а также в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования № 1155 от 17.10.2013 г.;
- Приказом Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 1014 от 30.08.2013 г.;
- Санитарно-эпидемиологические правилами и нормативами СанПин 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26.
Целью рабочей программы по формированию элементарных математических представлений является развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения через решение следующих задач:
- усвоение и закрепление понятий «количество» и «символ», связь между ними;
- закрепление количественного счета предметов, умение логически сопоставлять геометрическое изображение, называть его;
- развитие представлений о параметрах величины;
- расширение представлений о форме и геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах;
- ознакомление с единицами веса;
- знакомство с арифметическими действиями;
- развитие элементарных пространственных представлений.
Задачи реализации национально – регионального компонента:
- Знать и называть животных, обитающих на Ямале:
- звери (горностай, песец, тюлень, морж, бурундук);
- птицы: (кулик, кедровка, глухарь, чайка, баклан);
- рыбы (ерш, окунь, щука, язь); рептилии (змея, живородящая ящерица, лягушка).
- Различать и называть растения лесотундры по листьям, плодам, цветам:
- деревья (ель, сосна, кедр, осина, береза);
- кустарники (багульник, карликовая береза, ива);
- травянистые растения (пушица, хвощ, подорожник, ягель, мох, пижма);
- ягоды (черника, голубика, брусника, клюква, морошка); грибы (сыроежки, подберезовик, боровик, маховик).
Знать и называть природные богатства Ямала и их значение в жизни людей.
Иметь представления о труде людей по освоению Севера и истории Ноябрьска.
Сопутствующие формы образовательной деятельности:
- Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:
- Сюжетно-ролевые игры;
- развивающие игры;
- исследовательская деятельность;
- экспериментирование;
- конструирование;
- наблюдение;
- проблемные ситуации.
- Самостоятельная деятельность:
- Сюжетно-ролевые игры;
- развивающие игры;
- рассматривание;
- исследовательская деятельность;
- экспериментирование;
- конструирование
Компонент ДОУ.
- Создание благоприятных условий для обеспечения для подготовки к школьному обучению, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
- Увеличение физической работоспособности и выносливости.
- Улучшение эмоционального состояния.
- Снятие психологической напряженности.
- Воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Создание здоровьесберегающей и развивающей среды.
- Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.
- Организация упражнений для дыхания и снятия зрительного напряжения.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого — педагогических задач области «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений), осуществляется во всех образовательных областях.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
«Социально-коммуникативное развитие» | |
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. |
Ребенок в семье и сообществе. | Образ Я. Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Семья. Расширять представления детей об истории семьи. Детский сад. Участие в жизни дошкольного учреждения (подготовка к праздникам, выступлениям, соревнованиям в детском саду и за его пределами). |
Самообслуживание, самостоятельность трудовое воспитание | Закреплять умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место. Общественно-полезный труд. Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности). |
Формирование основ безопасности | Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности. |
«Речевое развитие». | |
Речевое развитие. | Формирование словаря. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать, детям осваивать выразительные средства языка. Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Помогать правильно, строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т. д.). Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения. |
Художественная литература. | Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову. |
«Физическое развитие | |
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. | Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. |
Физическая культура | Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения. Развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. |
«Художественное эстетическое развитие» | |
Приобщение к искусству | Обогащать сенсорный опыт, включать в процесс ознакомления с предметами движения рук по предмету. |
Изобразительная деятельность. | Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов. Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; Художественный труд: работа с бумагой и картоном. Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях. Использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона. |
Конструктивно – модельная деятельность. | Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. |
Музыкально – художественная деятельность. | Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак и др.). |
Особенности организации образовательного процесса:
Образовательный процесс в подготовительной к школе группе включает три основных блока:
- совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность с учетом индивидуальных особенностей самих детей;
- работа в паре, малыми группами.
ü НОД по математике (по подгруппам, фронтально) ü Индивидуальная работа с ребенком ü Коллективные работы; ü Совместные работы 2 – 3 детей. ü Исследовательская деятельность ü Конструирование ü Ситуации морального выбора ü Презентация педагогом материала. | ü Экспериментирование ü Развивающие игры ü Наблюдение ü Проблемные ситуации ü Рассказ ü Беседа. ü Ситуации морального выбора |
- Наблюдения за трудом взрослых
- Использование иллюстративно-наглядного материала
- Образные игры-имитации
- Чтение
- Сюжетно-ролевая игра
- Рассматривание
- Исследовательская деятельность
- Экскурсия
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития детей, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способности и индивидуальности каждого ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняет потом на всю жизнь.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ
Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы). Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) и фиксируется в Карте наблюдения детского развития.
Содержание работы по формирование элементарных математических представлений.
Количество и счет. | Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=). |
Величина. | Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами. Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры. |
Форма. | Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. |
Ориентировка в пространстве. | Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы). |
Ориентировка во времени. | Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа. |
Критерии педагогической диагностики
0 БАЛЛОВ — (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
Ребенок считает до 10, но слабо владеет порядковым, обратным счетом.
Не умеет соотносить цифры первого десятка с количеством предметов, использовать числовой отрезок при присчитывании и отсчитывании единиц.
Ребенок не может самостоятельно составить и решить простейшую задачу на сложение и вычитание в одно действие, путает арифметические знаки.
Не может объяснить взаимосвязь целого и частей, не выполняет счетных операций.
Не может пользоваться линейкой при измерении длины предметов, не умеет ориентироваться во времени, в окружающем пространстве и на листке бумаги, не знает названия объемных геометрических фигур, путается в названиях плоскостных геометрических фигур.
1 БАЛЛ – (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.
Ребенок владеет порядковым и количественным счетом до 10, умеет соотносить цифры 1 – 10 с количеством предметов. Сравнивает числа в пределах 10 на наглядной основе, но не может самостоятельно определить, на сколько одно число больше (меньше) другого часто затрудняется. Также испытывает затруднения при использовании числового отрезка при присчитывании и отсчитывании единиц.
При составлении и решении задач на сложение и вычитание в одно действие иногда нуждается в помощи воспитателя. Испытывает затруднения при выполнении счетных операций в пределах 10.
При объединении группы предметов и удалении из группы, установлении взаимосвязи между целой группой и частью, нуждается в помощи взрослого.
Допускает ошибки при измерении длины предметов с помощью линейки, при ориентации во времени, в окружающем пространстве и на листке бумаги; путает названия объемных геометрических фигур.
2 БАЛЛА – (частично) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
Ребенок хорошо владеет количественным и порядковым (прямым и обратным) счетом, умеет соотносить цифры 1 – 10 с количеством предметов; сравнивает числа в пределах 10 на наглядной основе и устанавливает, на сколько одно число больше (меньше) другого, использует для записи сравнения нужные знаки; использует числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц.
Составляет и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками. Умеет получать каждое число первого десятка путем прибавления к предыдущему единицу или высчитывая единицу из последующего числа, знает состав чисел из отдельных единиц или из двух меньших. Свободно владеет счетными операциями в пределах 10.
Ребенок умеет объединять группы предметов и удалять из группы часть предметов; устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью.
Умеет продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками или найти нарушение закономерности.
Измеряет длину предметов с помощью линейки; может практически измерить длину и объем различными мерками, объяснить, что за единицы измерения: метр, литр, килограмм.
Наряду с плоскостными геометрическими фигурами узнает и называет объемные: шар, куб, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду.
Ориентируется во времени, в окружающем пространстве и на листке бумаги (в клетку).
Может определить время по часам с точностью до одного часа.
Показатели достижений ребенка в ФЭМП в подготовительной к школе группе
Группа «__________________________» Дата проведения диагностики:_________________20_____г.
№ пп | Фамилия, имя ребенка | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве | Ориентировка во времени | Мерка | Уровень развития ребенка | ||
0 | 1 | 2 | ||||||||
к | к | к | к | к | к | к | к | к | ||
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | |
12 | | | | | | | | | | |
13 | | | | | | | | | | |
14 | | | | | | | | | | |
15 | | | | | | | | | | |
| 0 баллов | | | | | | | | | |
1 балл | | | | | | | | | | |
2 балла | | | | | | | | | |
Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. роспись
Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагогов
- Формирование элементарных математических представлений подготовительная к школе группа. И.А.Помораева, В.А. Позина.
- Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни «Дошкольник изучает математику» Т.И. Ерофеева М., просвещение 2006г.
- Основной общеобразовательной программа дошкольного образования.
Познавательная литература для педагогов:
- З.Л Михайлова. «Игровые задачи для дошкольников». – СПб: Детство-Пресс, 1999.
- Е Синицына «Логические игры и загадки»
- В. Волина «Праздник числа» занимательная математика.
Вспомогательная литература:
- Папки дошкольника: «Логика».
- «Счет до 10».
- «Ориентировка в пространстве».
- «Знакомство с клеточками»
- «Найди по схеме».
- «Думай, считай, решай»
- «Посмотри, запомни».
- Дидактический материал для детей;
- наборы геометрических плоскостных и объемных фигур;
- набор цифр до 20;
- измерительные приборы;
- счетный раздаточный;
- сыпучий материал;
- демонстрационный материал;
- ручки;
- карандаши, линейки;
- ленточки разной длины, ширины;
- весы
- монеты от 1-10 руб.
Материально – технические (пространственные) условия организации образовательной области «Познание» детей подготовительного дошкольного возраста.
Математический уголок в группе:
Технические средства обучения:
- Магнитофон;
- CD диски;
- ноутбук;
- проектор.
- Сюжетные и предметные картинки, плакаты;
- игрушки;
- иллюстрации, репродукции картин;
- дидактические игры;
- тетради.
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных
математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»
для детей подготовительной к школе группы
План. дата | Факт. дата | №, тема, форма проведения | Опорные слова, выражения | Содержание по базовой программе | |||||
Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентировка в пространстве и времени | ||||||
СЕНТЯБРЬ | |||||||||
| | №1-2. | Диагностика | | | | | ||
| | №3. Традиционное | Сколько? Который по счету? На котором месте? Слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом | Упражнять в делении множества на части и объединение его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы. | | | Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели. | ||
| | №4. Традиционное | Уменьшили на один, фланелеграф, Одна вторая, одна четвертая, целое. | Упражнять в делении множества на части и объединение его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5. | | Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их. Закреплять умение различать и называть знакомые геометрические фигуры. | | ||
| | №5. Традиционное | Белый гриб, подосиновик, верхний левый, посередине, вдоль, верхний правый | Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа цифрами. Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. | | Совершенствовать представление о треугольниках и четырёхугольниках. | Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа | ||
| | №6. Сюжетное | Короче, длиннее, шире, уже, | Познакомить с цифрой 3. Учит называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10. | Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, высоте, ширине), располагать их в убывающем и возрастающем порядке. | | | ||
| | №7. Традиционное | Мерка, шире, уже, | Познакомить с цифрой 4. Закреплять представление о количественном составе числа 5 из единиц. | Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одной из сравниваемых предметов. | | | ||
| | №8. Традиционное | Дни недели, форма, | Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц. Познакомить с цифрой 5. | | Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур | Закреплять умение последовательно называть дни недели. | ||
ОКТЯБРЬ | |||||||||
| | №9. Традиционное | Половина, одна вторая, одна восьмая, одна четвертая | Продолжить учить составлять число 6 из единиц. Познакомить с цифрой 6. | | Уточнить приемы деления круга на 2-4 и 8 равных частей, называть и показывать их. | Развивать умение двигаться в соответствии с условными обозначениями в пространстве. | ||
| | №10. Традиционное | Дни недели, одна вторая, половина, целое, часть, одна восьмая, одна четвертая. | Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц. Познакомить с цифрой 7. | | Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их. Закреплять представление о треугольниках и четырехугольниках. | Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели | ||
| | №11. Сюжетное | Состав числа, дни недели. | Продолжить учить составлять числа 7 и 8 из единиц. Уточнять представления о цифре 8. | | | Закреплять последовательное называние дней недели | ||
| | №12. Традиционное | Глазомер, верхний правый, нижний левый, верхний левый, нижний правый | Познакомить с составом числа 9 из единиц. Уточнять представление о цифре 9. Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа. | | | Развивать глазомер. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы. | ||
| | №13. Традиционное | Тяжелый, легче, легкий, тяжелее, состав числа | Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Уточнять представления о цифрах от 1 до 9. Развивать понимание независимости результата счета от его направления. | Дать представление о весе предметов и сравнение их путем взвешивания на ладонях. | Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме. | | ||
| | №14. Традиционное | Сначала, потом, до, после, раньше, позже. | Познакомить с составом числа 10 из единиц. Уточнять представление о цифре 0. | Уточнить представление о весе предметов. | | Формировать представление о временных отношениях и учить обозначать их словами. | ||
| | №15. Традиционное | Многоугольник, треугольник, четырехугольник, условные обозначения. | Познакомить с составом числа 10 из единиц. Познакомить с обозначением числа 10. Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. | | Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. | Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначение на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение | ||
| | №16. Традиционное | Времена года, месяца, многоугольник, меньшее число. | Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Продолжить знакомство с цифрами от 1 до 9. | | Уточнять представление о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины. | Закреплять представление о временах года и месяцах осени. | ||
НОЯБРЬ | |||||||||
| | №17. Традиционное | Дни недели, легче, тяжелее. | Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10. | Совершенствовать представление о весе предметов и умение определять независимо от их внешнего вида одинаково весят предметы или нет. | Развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей. | Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели | ||
| | №18. Традиционное | Вверху, внизу, слева, справа, посередине. | Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. | Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов. | | Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами. | ||
| | №19. Традиционное | Условные обозначение, схемы | Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на 2 меньших числа. Продолжить знакомство с образованием чисел второго десятка в пределах 15. | Познакомить с измерением величины с помощью условной меры. | | Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. | ||
| | №20. Традиционное | Второй десяток, мерка. | Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. | Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. | | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №21. Традиционное | Ориентироваться, условная мера, длина, меньшее число. | Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. | Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. | | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №22. Традиционное | Высота, меньшие числа. | Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. | Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры. | | Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №23. Традиционное | Ширина, длина, ориентироваться, меньшее число. | Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10. | Упражнять в умение измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры. | | Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №24. Традиционное | Моделировать, величина, пространство | Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10. Закреплять умение составлять число 10 из единиц. | Совершенствовать навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры. | Совершенствовать умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур. | Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении. | ||
ДЕКАБРЬ | |||||||||
| | №25. Традиционное | Рубли, достоинство, многоугольник. | Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. | | Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру. | Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. | ||
| | №26. Традиционное | Время, песочные часы, мера, единица измерения. | Продолжать знакомить с монетами достоинством в 1, 5, 10 рублей. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. | | | | ||
| | №27. Традиционное | Форма предметов, время, интервал, размен. | Продолжать знакомить с монетами достоинством в 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом. Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20. | | Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам. | Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. | ||
| | №28. Традиционное | Сыпучие, мера, макет. | Продолжать знакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. | Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. | Продолжать учить определять форму предметов и их частей. | Познакомить с часами, учить выставлять время на макете часов. | ||
| | №29. Традиционное | Многоугольник, шестиугольник, пятиугольник, объем. | | Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. | Закреплять представление о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником. | Продолжать знакомить с часами, учить выставлять время на макете часов. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №30. Традиционное | Увеличить, уменьшить, моделировать, время. | Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10. | Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. | Развивать умение моделировать геометрические фигуры. | Развивать чувство времени; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут. | ||
| | №31. Традиционное | Месяц, время года, уменьшить на 2, геометрические фигуры. | Совершенствовать умение раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. | | Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечисление характеристических свойств. | Закреплять представление о последовательности месяцев и времени года. | ||
| | №32. Традиционное | Предыдущее, последующее, пропущенное, видоизменять, последовательность. | Совершенствовать умение раскладывать число на 2 меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10. Развивать умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному. | | Развивать умение видоизменять геометрические фигуры. | Закреплять представление о последовательности дней недели. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
ЯНВАРЬ | |||||||||
| | №33. Традиционное | Арифметическая задача. | Учить составлять арифметические задачи на сложение. | | Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. | | ||
| | №34. Традиционное | Сложение, вычитание. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. | | | Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №35. Традиционное | Клетка, задача, вычитание, сложение. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. | Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры. | | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №36. Комплексное | Монета, достоинство. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. | | | Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №37. Традиционное | Сегодня, завтра, послезавтра, какое число. Арифметическая задача, условия, вопрос. Знак равенства, полоски, ответ. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. | | | Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №38. Традиционное. | Арифметическая задача. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20. | | | Развитие у детей представлений о календаре. Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга. | ||
| | №39. Традиционное | Арифметическая задача. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой. | | Развивать представления о геометрических фигурах и умении рисовать их на листе бумаги. | | ||
| | №40. Традиционное | Сначала, потом, до, после. Арифметическая задача. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Развивать внимание, воображение. | | Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. | Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||||||
| | №41. Традиционное | Арифметическая задача. Длина отрезка. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение. Упражнять в счете предметов по образцу. Развивать внимание, память, логическое мышление. | Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. | | | ||
| | №42. Традиционное | Арифметическая задача. Тематическая композиция. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение составлять число из единиц. | | Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур. | Закреплять умение называть зимние месяцы. | ||
| | №43. Традиционное | Раньше, позже, сначала, потом. Арифметическая задача. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. | Продолжать формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам. Развивать представления о величине предметов. | | Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом. | ||
| | №44. Традиционное | Арифметическая задача. Вес предметов. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. | Расширять представления о весе предметов. | Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры. | Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции. | ||
| | №45. Традиционное | Арифметическая задача. Условная мера. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать логическое мышление. | Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры. | | Продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа. | ||
| | №46. Традиционное | Арифметическая задача. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. Развивать логическое мышление. | | Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умении зарисовывать их на листе бумаги в клетку. | | ||
| | №47. Традиционное | Арифметическая задача. Условные обозначения. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки счета со сменой его основания. | | | Закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями. | ||
| | №48. Традиционное | «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Арифметическая задача. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопрос «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Развивать внимание, воображение. | | Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. | | ||
МАРТ | |||||||||
| | №49. Традиционное | Арифметическая задача. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10. Развивать внимание. | | Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части. | Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. | ||
| | №50. Традиционное | Арифметическая задача. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10. Развивать внимание. | | | Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №51. Традиционное | Арифметическая задача. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание. | Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. | | Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года. | ||
| | №52. Традиционное | Арифметическая задача. Монета, достоинство. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа. Закреплять представления о монетах достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей. | Упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов. | | Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. | ||
| | №53. Традиционное | Арифметическая задача. Части множества. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета. | | Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №54. Традиционное | Арифметическая задача. Моделирование. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание. | | Развивать пространственное восприятие формы. | Закреплять умение в последовательном назывании дней недели. Развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане. | ||
| | №55. Традиционное | Арифметическая задача. Объемные фигуры. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20. | | Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №56. Традиционное | Арифметическая задача. | Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание в пределах 10. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
АПРЕЛЬ | |||||||||
| | №57. Традиционное | Ориентировка. Условная мера. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | Развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №58. Традиционное | Ориентировка. Условная мера. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года. | ||
| | №59. Традиционное | Ориентировка. Графическая информация. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения. | ||
| | №60. Традиционное | Ориентировка. Условная мера. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению. | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №61. Традиционное | Ориентировка. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №62. Традиционное | Ориентировка. Объемные и плоские. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | Закреплять представление об объемных и плоских геометрических фигурах. | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №63. Традиционное | Ориентировка. Счет в прямом и обратном порядке. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №64. Традиционное | Ориентировка. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать внимание, память, логическое мышление. | | | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. | ||
МАЙ (Работа по закреплению пройденного материала) | |||||||||
| | №65. Традиционное | Времена года, месяца, много | Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его | | Уточнять представление о многоугольнике, разви | Закреплять представление о временах года и | ||
| | | угольник, меньшее число. | на два меньших числа. Продолжить знакомство с цифрами от 1 до 9. | | вать умение находить его стороны, углы и вершины. | месяцах осени. | ||
| | №66. Традиционное | Второй десяток, мерка. | Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывание его на два меньших числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. | Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры. | | Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №67. Традиционное | Рубли, достоинство, многоугольник. | Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. | | Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру. | Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. | ||
| | №68. Традиционное | Время, песочные часы, мера, единица измерения. | Продолжать знакомить с монетами достоинством в 1, 5, 10 рублей. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. | | | | ||
| | №69. Традиционное | Арифметическая задача. Монета, достоинство. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа. Закреплять представления о монетах достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей. | Упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов. | | Развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. | ||
| | №70. Традиционное | Арифметическая задача. Части множества. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета. | | Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. | Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. | ||
| | №71-74. Работа по закреплению пройденного материала. Диагностика | | | | | |||