Рабочая программа курса по выбору «Проектирование образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Толмачева Вера Владимировна
Пояснительная записка С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт ДО. На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями, педагогами ДОО стоит задача создания многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому. Согласно Стандарту создаваемая в дошкольной образовательной организации образовательная среда должна отвечать следующим требованиям: гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивать эмоциональное благополучие детей; способствовать профессиональному развитию педагогических работников; создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивать открытость дошкольного образования; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Курс носит практико-ориентированный характер и направлен на овладение методами и приемами проектирования образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. В предлагаемом курсе студенты изучат материалы современной практики проектирования образовательной среды ДОО. Освоение программы спецкурса обеспечивает возможность эффективной деятельности в проектировании многокомпонентной образовательной среды в системе дошкольного образования. Таким образом, определяется актуальность спецкурса «Проектирование образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения магистров. Цель курса по выбору:развитие профессиональной компетентности у будущих педагогов в области проектирования образовательной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи курса по выбору:
Содержание спецкурса
Тема 1. Понятие «Образовательная среда ДОО» в контексте ФГОС ДО
Понятие «среда», «образовательная среда», «образовательная среда в ДОО». ФГОС ДО: требования к организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации. Понятие и структура развивающей образовательной среды в ДОО. Основные подходы при организации образовательной среды. Принципы организации образовательной среды: принцип дистанции позиции при взаимодействии, принцип активности, принцип стабильности-динамичности, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип сочетания привычных и неординарных элементов, гендерный принцип, принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка. Функции и компоненты развивающей образовательной среды в ДОО. Требования к построению развивающей образовательной среды в ДОО.
Тема 2. Основные компоненты образовательной среды в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО
Компоненты развивающей предметной среды: · игровые зоны; зоны уединения; игрушки; развивающие игры; дидактический и демонстрационный материал; материал для продуктивной деятельности; атрибутика для творческой деятельности; уголок экспериментирования; уголок природы; логопедический уголок; фонотека, видеотека; спортивный инвентарь и оборудование. Требования к материалам и оборудованию групповой комнаты, ДОО.
Тема 3. Особенности проектирования образовательной среды в ДОО
Принципы и особенности проектирования образовательной среды в ДОО (В. А. Петровский): дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов; открытости; половых и возрастных различий.
Тема 4. Технологии проектирования образовательной среды в ДОО
Алгоритм процесса педагогического проектирования образовательной среды ДОО: анализ социокультурной ситуации ДОО по параметрам «внутренняя социокультурная среда ДОУ», «социокультурная среда прямого воздействия», «социокультурная среда косвенного воздействия», определение совокупности проблем, требующих решения; анализ состояния культурной педагогической среды дошкольного образовательного учреждения по параметрам «традиции» и «инновации», определение совокупности проблем, требующих решения; разработка педагогического проекта с условным названием «Образ желаемого будущего (эталонный вариант)» и определение на этой основе готовности к новым связям с внешней средой (социокультурной средой прямого воздействия и косвенного воздействия), а также оценка состояния культурной педагогической среды дошкольного образовательного учреждения по параметрам «традиции» и «инновации»; прогнозирование возможных путей развития на основе вероятностных сценариев (О.Г. Прикот) и выбор оптимального; определение возможных партнеров в социокультурной среде прямого воздействия и косвенного воздействия — реальных и потенциальных. Оценка степени готовности ДОО к взаимодействию с ними; оценка ресурсов развития образовательной среды ДОО и определение условий, необходимых для их улучшения; доработка и уточнение педагогического проекта с условным названием «Образ желаемого будущего (эталонный вариант)»; разработка программы мероприятий по реализации целей и задач проекта; проектирование аксиологического пространства образовательной среды ДОО на основе ценностного самоопределения участников-разработчиков проекта, в том числе к ценностным приоритетам лиц, принимающих решение, по инициации проекта; разработка программы мероприятий по созданию системы методического сопровождения инновационной деятельности педагогов, стимулирующей развитие творческой позиции педагога; анализ социокультурной ситуации ДОУ на основе мониторинга результатов процесса реализации проекта по параметрам «внутренняя социокультурная среда ДОО», «социокультурная среда прямого воздействия», «социокультурная среда косвенного воздействия», оценка реально полученных результатов, определение причин отклонений, изучение последствий реализации проекта.
Литература
Основная литература
Направленность 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Дошкольное образование» Тема 1. Понятие «Образовательная среда ДОО» в контексте ФГОС ДО
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Вопросы для обсуждения:
Принципы и особенности проектирования образовательной среды в ДОО (В. А. Петровский):
— дистанции, позиции при взаимодействии;
— активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности;
— комплексирования и гибкого зонирования;
— эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
— эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.
Задания для самостоятельной работы:
Вопросы для обсуждения:
- формировать у студентов представления об основных понятиях курса, отражающих сущность и ключевые направления проектирования образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС ДОО.
- формировать у студентов умения проектировать многокомпонентную образовательную среду в ДОО с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- теоретические аспекты, отражающие сущность и признаки образовательной среды дошкольного учреждения;
- о принципах, технологии проектирования образовательной седы в ДОО в контексте ФГОС ДО;
- проектировать образовательную среду в ДОО в контексте заданных условий;
- организовывать развивающее пространство в дошкольных образовательных организациях;
- анализировать результаты своей деятельности.
- способами и методиками организации образовательного пространства в условиях ДОО;
- практическими навыками по проектированию образовательной среды в ДОО.
Содержание спецкурса
Тема 1. Понятие «Образовательная среда ДОО» в контексте ФГОС ДО
Понятие «среда», «образовательная среда», «образовательная среда в ДОО». ФГОС ДО: требования к организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации. Понятие и структура развивающей образовательной среды в ДОО. Основные подходы при организации образовательной среды. Принципы организации образовательной среды: принцип дистанции позиции при взаимодействии, принцип активности, принцип стабильности-динамичности, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип сочетания привычных и неординарных элементов, гендерный принцип, принцип этапности и учета возрастных особенностей ребёнка. Функции и компоненты развивающей образовательной среды в ДОО. Требования к построению развивающей образовательной среды в ДОО.
Тема 2. Основные компоненты образовательной среды в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО
Компоненты развивающей предметной среды: · игровые зоны; зоны уединения; игрушки; развивающие игры; дидактический и демонстрационный материал; материал для продуктивной деятельности; атрибутика для творческой деятельности; уголок экспериментирования; уголок природы; логопедический уголок; фонотека, видеотека; спортивный инвентарь и оборудование. Требования к материалам и оборудованию групповой комнаты, ДОО.
Тема 3. Особенности проектирования образовательной среды в ДОО
Принципы и особенности проектирования образовательной среды в ДОО (В. А. Петровский): дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов; открытости; половых и возрастных различий.
Тема 4. Технологии проектирования образовательной среды в ДОО
Алгоритм процесса педагогического проектирования образовательной среды ДОО: анализ социокультурной ситуации ДОО по параметрам «внутренняя социокультурная среда ДОУ», «социокультурная среда прямого воздействия», «социокультурная среда косвенного воздействия», определение совокупности проблем, требующих решения; анализ состояния культурной педагогической среды дошкольного образовательного учреждения по параметрам «традиции» и «инновации», определение совокупности проблем, требующих решения; разработка педагогического проекта с условным названием «Образ желаемого будущего (эталонный вариант)» и определение на этой основе готовности к новым связям с внешней средой (социокультурной средой прямого воздействия и косвенного воздействия), а также оценка состояния культурной педагогической среды дошкольного образовательного учреждения по параметрам «традиции» и «инновации»; прогнозирование возможных путей развития на основе вероятностных сценариев (О.Г. Прикот) и выбор оптимального; определение возможных партнеров в социокультурной среде прямого воздействия и косвенного воздействия — реальных и потенциальных. Оценка степени готовности ДОО к взаимодействию с ними; оценка ресурсов развития образовательной среды ДОО и определение условий, необходимых для их улучшения; доработка и уточнение педагогического проекта с условным названием «Образ желаемого будущего (эталонный вариант)»; разработка программы мероприятий по реализации целей и задач проекта; проектирование аксиологического пространства образовательной среды ДОО на основе ценностного самоопределения участников-разработчиков проекта, в том числе к ценностным приоритетам лиц, принимающих решение, по инициации проекта; разработка программы мероприятий по созданию системы методического сопровождения инновационной деятельности педагогов, стимулирующей развитие творческой позиции педагога; анализ социокультурной ситуации ДОУ на основе мониторинга результатов процесса реализации проекта по параметрам «внутренняя социокультурная среда ДОО», «социокультурная среда прямого воздействия», «социокультурная среда косвенного воздействия», оценка реально полученных результатов, определение причин отклонений, изучение последствий реализации проекта.
Литература
Основная литература
- Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
- Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2007.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Модель развивающей предметной среды в ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sadik456.ru/attachments/article/88/model_RS_MBDOU_ZRR_DS_456.pdf
- Особенности проектирования предметно-развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dou62balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_materialy_i_stati/osobennosti_predmetno_razvivajushhej_sredy_v_dou_i_osnovnye_principy_ejo_organizacii/6-1-0-49
Направленность 44.04.01 «Педагогическое образование» направленность «Дошкольное образование» Тема 1. Понятие «Образовательная среда ДОО» в контексте ФГОС ДО
Вопросы для обсуждения:
- Понятие «среда», «образовательная среда», «образовательная среда в ДОО».
- ФГОС ДО: требования к организации образовательной среды в дошкольной образовательной организации.
- Понятие и структура развивающей образовательной среды в ДОО.
- Основные подходы при организации образовательной среды.
- Принципы организации образовательной среды
- Функции и компоненты развивающей образовательной среды в ДОО.
- Требования к построению развивающей образовательной среды в ДОО.
- Охарактеризуйте понятие образовательная среда в ДОО.
- Проведите сравнительный ключевых понятий темы, результаты занесите в таблицу
- Подготовьте реферативные сообщения по следующим темам: «Трансформация требований к образовательной среде ДОО в контексте ФГОС ДО», «Ведущие принципы организации образовательной среды в детском саду»
- Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
- Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2007.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Модель развивающей предметной среды в ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sadik456.ru/attachments/article/88/model_RS_MBDOU_ZRR_DS_456.pdf
- Особенности проектирования предметно-развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dou62balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_materialy_i_stati/osobennosti_predmetno_razvivajushhej_sredy_v_dou_i_osnovnye_principy_ejo_organizacii/6-1-0-49
Вопросы для обсуждения:
- Компоненты развивающей предметной среды: · игровые зоны; зоны уединения; игрушки; развивающие игры; дидактический и демонстрационный материал; материал для продуктивной деятельности; атрибутика для творческой деятельности; уголок экспериментирования; уголок природы; логопедический уголок; фонотека, видеотека; спортивный инвентарь и оборудование.
- Требования к материалам и оборудованию групповой комнаты, ДОО.
- Изучите методические рекомендации к отбору компонентов образовательной среды ДОО.
- Составьте конкретную подборку атрибутов образовательной среды ДОО для каждой возрастной группы.
- Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
- Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2007.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Модель развивающей предметной среды в ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sadik456.ru/attachments/article/88/model_RS_MBDOU_ZRR_DS_456.pdf
- Особенности проектирования предметно-развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dou62balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_materialy_i_stati/osobennosti_predmetno_razvivajushhej_sredy_v_dou_i_osnovnye_principy_ejo_organizacii/6-1-0-49
Вопросы для обсуждения:
Принципы и особенности проектирования образовательной среды в ДОО (В. А. Петровский):
— дистанции, позиции при взаимодействии;
— активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности;
— комплексирования и гибкого зонирования;
— эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
— эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.
Задания для самостоятельной работы:
- Проанализируйте образовательную среду ДОО вашего города и соотнесите полученные результаты с обозначенными принципами проектирования ОС по В.А.Петровскому.
- Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
- Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2007.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Модель развивающей предметной среды в ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sadik456.ru/attachments/article/88/model_RS_MBDOU_ZRR_DS_456.pdf
- Особенности проектирования предметно-развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dou62balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_materialy_i_stati/osobennosti_predmetno_razvivajushhej_sredy_v_dou_i_osnovnye_principy_ejo_organizacii/6-1-0-49
Вопросы для обсуждения:
- Алгоритм процесса педагогического проектирования образовательной среды ДОО.
- Этапы проектирования образовательной среды в ДОО.
- Разработайте проект развивающей среды для возрастной группы на выбор. Будьте готовы к защите.
- Глушкова Г. Устройство вариативной предметно-пространственной среды в групповых помещениях. // Ребёнок в детском саду.– 2008.-№ 5.
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. — 119 с.
- Сотникова В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы. Н.А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2007.
- Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М.Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Модель развивающей предметной среды в ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sadik456.ru/attachments/article/88/model_RS_MBDOU_ZRR_DS_456.pdf
- Особенности проектирования предметно-развивающей среды ДОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dou62balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/metodicheskie_materialy_i_stati/osobennosti_predmetno_razvivajushhej_sredy_v_dou_i_osnovnye_principy_ejo_organizacii/6-1-0-49