Психологическая безопасность в общении
На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Психологическая безопасность в общении
Психологическая безопасность в общении |
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов | |||||||
1.1. Манипуляция как вид общенияОбщение между людьми в зависимости от множества обстоятельств может носить самый разный характер. Поэтому можно построить классификации видов общения на разных основаниях. В данной главе мы будем рассматривать классификацию, которая базируется на отношении партнеров друг к другу как к более или менее равноправным участникам процесса. Другими словами это основание можно обозначить так: степень включенности в процесс общения партнеров как носителей индивидуального психологического содержания.Внутри этой классификации выделим три типа общения, проиллюстрировав их схемами: Рис.1 Виды общения в схемах Общение, изображенное схемой 2, предполагает не только взаимное уважение, но и взаимное доверие, взаимное принятие и самораскрытие общающихся людей. Этот сложный процесс, так же, как и общение, отраженное схемой 3, заслуживает отдельного обсуждения, которое не предусмотрено тематикой пособия. Данный раздел посвящен психологии манипуляции, поэтому основное внимание мы будем уделять общению, обозначенному первой схемой. Итак, психологическое давление можно охарактеризовать как такой вид общения, при котором один из общающихся стремится занять по отношению к своему партнеру по общению главенствующую, подавляющую позицию. При этом индивидуальность (переживания и мотивы) другого человека учитывается лишь в той степени, в которой это необходимо субъекту 1 для более эффективного подчинения себе субъекта 2, для обеспечения условий достижения своих собственных целей. Тем самым субъект 2 превращается фактически в объект, что на схеме обозначено буквой О. Рис. 2. Схема психологического давления. Признаки манипуляции по Е.Л.Доценко:
Предыдущая — Следующая >> |