Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни»
Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика совершения самоубийства (суицида) | |||||||||
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ» Программа по первичной профилактике суицидального поведения подростков 14-17 лет «Ценность жизни» Составитель: педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Зинова Е.Ю. г. Ханты- Мансийск 2010 г. Пояснительная записка По данным Всемирной организации здравоохранения (Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001), нанесение себе травм, включая самоубийства, привело в 2000 году к 814 000 смертельных исходов, из них около 20% пришлось на подростковый и юношеский возраст (для сравнения: в автокатастрофах гибнет ежегодно около 840 тыс. человек). Ежегодно около 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. По данным регионального бюро ВОЗ, количество самоубийств среди лиц в возрасте в 15-24 лет в последние 15 лет увеличилось в 2 раза; в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах суициды стоят на 2-3 месте. Статистические данные за 2001 год демонстрирует лидирующее положение России среди стран СНГ по показателю количества суицидов среди подростков: за этот период было зарегистрировано приблизительно 22 самоубийства среди подростков 15-19 лет на 100 тыс. населения соответствующего возраста (Международный статистический комитет СНГ, 2001) [4]. По данным Департамента здравоохранения в Ханты- Мансийском автономном округе за 2007 и 2008 годы совершено одинаковое количество суицидальных попыток (140), в 2009 год их стало меньше — 133 попытки. За последние 3 года возрастает количество повторных попыток: 7, 10 и 16 за 2007, 2008 и 2009 годы соответственно. Количество завершенных суицидов колеблется: если в 2007 и 2009 их было 11, то в 2008 году их количество возросло — 22 завершенных суицида. Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрасте оно отличается многообразием форм проявления: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. В связи с актуально стоящей проблемой подросткового суицида, правительства, как на федеральном (письмо Минобразования России «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»), так и на региональном уровне (комплексный план мероприятий по снижению уровня преждевременной смертности в Ханты- Мансийском автономном округе — Югре на 2009-2011 годы) создают и реализуют нормативно- правовые акты, регулирующие работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения подростков. В достижение цели сохранения жизни детей входит реализация задачи сохранения и укрепления их здоровья. Состояние психофизического здоровья детей зависит от множества факторов, в том числе и несистематической работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.). Комплексное определение здоровья гласит о том, что это относительно устойчивое состояние, в котором личность хорошо адаптирована, сохраняет интерес к жизни и достигает самореализации. Степень адаптированности может быть соотнесена с диапозоном адаптационных стратегий, позволяющих личности успешно решать актуальные задачи, которые ставит перед ней социальное окружение. Они проявляются в двух основных сферах: — адаптированность в сфере «внеличностной» социально- экономической активности, где индивид приобретает знания, умения, навыки, добивается компетентности и мастерства; — адаптированность в сфере межличностных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально- насыщенные связи с другими людьми и требуется социально- психологическая компетентность, эмпатия, способность к пониманию и сотрудничеству [9]. Если в процессе социализации подростка удовлетворяются его потребности, то он адаптируется в социальной среде [11]. Создание условий для максимального удовлетворения потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности. Аксиологический подход связан с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Среди предлагаемых форм профилактики подростковой суицидности относят формирование у учащихся таких понятий, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также индивидуальных приёмов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях [2]. Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность. Сформированные жизненные цели обучающихся и черты совершенствующейся социально адаптированной личности способствуют усилению защитных механизмов и ослабляют механизмы, провоцирующие суицидальное поведение. Напротив, дефицит высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, духовный кризис личности может быть причиной отклоняющегося поведения. По некоторым данным, формирование мировоззрения завершается к 24- 30 годам, поэтому целенаправленная работа в форме занятий с элементами тренинга поможет в формировании возрастных психологических новообразований старшего подросткового возраста и юношеского возраста. Методология здоровьесберегающих, а мы говорим именно о сохранении жизни и здоровья, технологий в образовательных учреждениях строится на следующих принципах:
До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам (Жезлова,1978, Амбрумова, Вроно, 1980) [4]. Исходя из вышесказанного, мы определяем возрастную группу, с которой должна реализовываться данная программа – дети 14- 17 лет. К сожалению, в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию мира ценностей человека, содействующих эффективному развитию социальных навыков или их отдельных компонентов. Вместе с тем направленное повышение социальной адаптированности школьников, их обучение способам успешной социализации позволили бы избежать многих проблем девиантного поведения. Мы подчеркиваем, что данная работа входит в первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет. Одной из задач психологов системы образования является организация профилактики и преодоления обучающимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации. Однако количество психологов в образовательном учреждении не позволяет охватить всех обучающихся (на одного психолога приходится 500 учащихся), поэтому эту работу вместе с психологами могут осуществлять педагоги (социальные педагоги, классные руководители, учителя — предметники). Цель данной программы – первичная профилактика суицидального поведения через повышение социальной адаптированности на основе аксиологической (ценностно — целевой) позиции. Задачами реализации поставленной цели являются:
— знания о ценности здоровья, жизни человека; — знания об эффективных способах поведения, решения проблем. Умения и навыки, которыми учащимся необходимо овладеть по окончании программы: — умение принять себя; — навыки рефлексии, осознания себя; — социальные навыки, способствующие эффективному взаимодействию с окружающими; — навык решения собственных проблем. Формы контроля эффективности — опросники, используемые как в начале работы по программе, так и по её окончанию. Предыдущая — Следующая >> |