Программа изучения личности ребенка
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика эмоциональной и личностной сферы Программа изучения личности ребенка
Программа изучения личности ребенка |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика эмоциональной и личностной сферы | ||||||||||||
Программа изучения личности ребенка Цель: изучение личности ребенка Используемые методики:
1. Дом. Дерево. Человек Материал: бумага, простой карандаш 2М, лист 11 формат складывается пополам. 1 стр., 2 стр., 4 стр. – данные испытуемого. Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы отвечать: «Рисуй так, как тебе хочется». Само тестирование состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после этого. Опрос начинается с рисунка человека. Примерные вопросы:
Материалы: бланк социометрического проса, список членов группы, социоматрица (таблица). Подготовка исследования: обследованию может подвергнутся любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп, формируется критерии социометрического выбора. После выбора и формулировки критериев составляется опросник содержащий инструкцию и перечень критериев. Порядок исследования: перед началом опроса инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе его следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Примерный текст инструкции: «С кем бы ты хотел сидеть? С кем бы ты хотел играть? С кого бы тебе хотелось пригласить к себе на ДР?» 3. Рисунок семьи Материал: ли белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручка, карандаш, ластик Процедура опроса: проводится психологическая разминка, цель которой – добиться спонтанности (раскованности) обследуемого. Для детей лучше проводить процедуру опроса виде игры. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. После разминки проговаривается инструкция. Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы, следует повторить инструкцию. После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
4. Анкета исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских отношений Диагностический инструмент: опросник для родителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ) Опросник содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношений к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Протокол
Шкала 5 – абсолютно верно 4 – скорее всего это так 3 – в некоторых случаях верно 2 – не совсем верно 1 – абсолютно не верно 5. Методика измерения уровня тревожности Рисунки предъявляются ребенку строго в перечисленном порядке. Показав ребенку рисунок, экспериментатор к каждому из них дает инструкцию – разъяснение следующего содержания:
|