Программа элективного курса по физической культуре «Познай себя»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Серышева Людмила Александровна
Пояснительная записка Количество учебных часов – 17 Образовательная область – физическая культура Направленность – развивающая Тип программы – межпредметная Возрастная группа – 8 класс Программа элективного курса «Познай себя» ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы, и предназначена для формирования компетенций учащихся в области здорового образа жизни, оценки функционального состояния органов и систем организма, комплексной оценки уровня здоровья. Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Без знаний о закономерностях здоровья, особенностях его диагностики нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и достичь наивысшей ступени развития. После изучения данного курса учащиеся приобретут знания в области оценивания функционального состояния различных органов и систем, что позволит им формировать личностную траекторию улучшения здоровья, осуществлять контроль над собственным здоровьем, выявить в своем организме слабые звенья и скорректировать свой образ жизни. Представленный элективный курс опирается на знания, полученные школьниками в процессе изучения, биологии, безопасности жизнедеятельности, математики, информатики. Данный курс будет интересен учащимся, которые интересуются вопросами здоровья, ведут активный образ жизни, занимаются различными видами спорта. В процессе изучения данного курса учащиеся широко вовлекаются в исследовательскую и аналитическую деятельность. Программа элективного курса «Познай себя» составлена на основе примерной программы по физической культуре и методических разработок Егоровой С. А. «Оценка уровня здоровья: Элективный курс для учащихся общеобразовательных школ». Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и предусматривается прохождение курса на одно полугодие, возрастная группа – учащиеся 8 класса. Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают практические занятия по изучению функциональных возможностей организма. Для реализации программы требуется наличие следующего оборудования: ростомер, весы, тонометр, секундомер. Цель курса: Формирование устойчивых мотивов и потребностей учащихся в бережном отношении к своему здоровью, по средствам развития практических навыков в оценивании функциональных возможностей своего организма и комплексной оценке уровня здоровья. Задачи курса: 1. Воспитание у школьников потребностей заботиться о своем здоровье, привитие основ здорового образа жизни.
2. Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
3. Формирование умений: определять состояние своего здоровья с помощью функциональных проб; давать комплексную оценку уровню здоровья.
4. Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности. Формы контроля:
— Анкетирование
— Тестирование Итоговым результатом прохождения данного курса предполагается заполнение каждым учащимся «Паспорта здоровья», в котором отражается комплексная оценка состояния здоровья и траектория его улучшения каждым учеником. Ожидаемые результаты: — формирование потребностей заботиться о своем здоровье; — освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, содержании и методике проведения функциональных проб, о критериях оценки уровня своего здоровья; — овладение умениями проводить простые функциональные пробы, выполнять расчеты по формулам, соотносить полученный результат с нормой; — развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения функциональных возможностей своего организма, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни; — воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; — формирование способности и готовности к использованию валеологических знаний и умений в повседневной жизни, потребности в повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом Требования к уровню усвоения учебного материала В результате изучения элективного курса «Познай себя»учащиеся должны: знать/понимать — основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь; — показатели пульса, частоты дыхания и артериального давления у здорового человека; — о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека; — содержание и методику проведения простых функциональных проб; — методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья; уметь — выполнять измерения антропометрических показателей, ЧСС, артериального давления у себя и своих одноклассников; — проводить функциональные пробы состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма; — соотносить личные результаты функциональных проб с нормой; — оценивать состояние своего здоровья; — осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни; — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
2. Освоение знаний по вопросам здорового образа жизни и его составляющих.
3. Формирование умений: определять состояние своего здоровья с помощью функциональных проб; давать комплексную оценку уровню здоровья.
4. Развитие навыков самоконтроля и самоорганизации в процессе исследовательской деятельности. Формы контроля:
— Анкетирование
— Тестирование Итоговым результатом прохождения данного курса предполагается заполнение каждым учащимся «Паспорта здоровья», в котором отражается комплексная оценка состояния здоровья и траектория его улучшения каждым учеником. Ожидаемые результаты: — формирование потребностей заботиться о своем здоровье; — освоение знаний об основных критериях и особенностях индивидуального здоровья, о методах самоконтроля, содержании и методике проведения функциональных проб, о критериях оценки уровня своего здоровья; — овладение умениями проводить простые функциональные пробы, выполнять расчеты по формулам, соотносить полученный результат с нормой; — развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе изучения функциональных возможностей своего организма, а также творческих способностей в организации здорового образа жизни; — воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; — формирование способности и готовности к использованию валеологических знаний и умений в повседневной жизни, потребности в повышении функциональных возможностей организма и укреплении здоровья в целом Требования к уровню усвоения учебного материала В результате изучения элективного курса «Познай себя»учащиеся должны: знать/понимать — основные понятия: здоровье, развитие, норма, болезнь; — показатели пульса, частоты дыхания и артериального давления у здорового человека; — о влиянии неблагоприятных факторов на состояние здоровья человека; — содержание и методику проведения простых функциональных проб; — методы самоконтроля и критерии оценки уровня своего здоровья; уметь — выполнять измерения антропометрических показателей, ЧСС, артериального давления у себя и своих одноклассников; — проводить функциональные пробы состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма; — соотносить личные результаты функциональных проб с нормой; — оценивать состояние своего здоровья; — осуществлять контроль за изменениями в организме, корректировать свой образ жизни; — использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
- осуществления самоконтроля за состоянием организма;
- проведения самостоятельных занятий физической культурой;
- поиска информации по вопросам развития современных оздоровительных систем и укрепления здоровья;
- использования валеологических знаний в общении с окружающими;
№ | Содержание раздела | Общее кол-во часов |
1 | Здоровье и физиологические критерии здоровья. | 7 |
2 | Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки. | 10 |
| Всего | 17 |