Проблемы Байкала
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Фоменко Елена Владимировна
Тема: Проблемы озера Байкал (8-й класс) Технология: интегрированного обучения (широкое применение межпредметных связей), личностно-ориентированного, модульного обучения. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков. Форма урока: урок-экспедиция. Форма работы: групповая. Оборудование: физическая карта России, карта озера Байкал, фотографии озера, два видеофрагмента, четыре пакета заданий для команд, таблички с названиями команд, флажки красного и зелёного цвета, заготовленные таблички с указанием проблем озера. Цели урока: 1. Расширить знания учащихся об озере Байкал как своеобразном ПК, показать значение Байкала для России. 2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умения делать выводы из полученных результатов. 3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызвать чувство сопричастности к решению экологических проблем своей страны. 4. Проанализировать изменения, произошедшие в ПК Байкала и выявить их причины; составить прогноз состояния природы озера и предложить меры по сохранению. 5. Формировать навыки коллективной работы, и умение выступать перед аудиторией. Эпиграф к уроку: Чудо природы во всех отношениях Л. С. Берг Ход урока: (вступительное слово учителя) Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из прекраснейших уголков нашей страны, жемчужине Сибири – озере Байкал. «Как он под стать самой Сибири, величественный, открытый и непокорный», писал А. Твардовский. «Чудо природы во всех отношениях» – говорил Л.С. Берг. Он красив в любое время года. Сейчас весна, просыпается природа, просыпается Байкал, освобождаясь от зимнего ледяного покрывала. Давайте посмотрим, как это происходит (видеофрагмент). (На фоне видеофрагмента – речь учителя): Байкал… – «святое море», «святое озеро», «святая вода» – так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители и русские, пришедшие на его берега уже в 17 веке и путешествующие иноземцы, все преклонялись перед его величественной, неземной красотой. Не стану уверять, что прекраснее Байкала нет места на Земле. Мы с рождения, впитываем в себя картины нашей Родины, они во многом влияют на наш характер и определяют нашу человеческую суть. И все-таки у природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особы м тщанием и наделяет особой властью. Байкал, казалось бы, должен подавлять человека своим величием. Он же наоборот возвышает его. Редкое чувство приподнятости и одухотворенности испытываешь на Байкале, точно и тебя коснулась тайная печать вечности и совершенства. Байкал создан как венец и тайна природы не для производственных нужд и потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, — главное и бесценное его богатство. Не зря в переводе с бурятского «Бай-Гал» означает «богатое озеро». А богатства этого в Байкале 23000 км3 50 лет можно поить все человечество, 80% пресной воды России содержит озеро и 20% пресной воды мира. Ну а остальные цифры может быть прокомментируете вы? 1637 м, 40 м, L=637 км, S=37,5 тыс.км2, Ш=29-80 км, 70% животных – эндемики (новое слово). (Данные предварительно записаны на доске). Озеро Байкал включено в список всемирного и культурного наследия ЮНЕСКО (56 объектов из 105 стран). Несмотря на это озеро в опасности, говорит Гринпис России. Под угрозой экологической катастрофы находится уникальная экосистема священного сибирского моря. Людям уже известна судьба Великих американских озер, которые были настолько загрязнены, что на берегах стояли предупреждающие таблички «Купаться запрещено!». Но американцы сумели изменить ситуацию. Теперь озера чисты. Мы тоже можем многое изменить, но для этого нужно знать проблемы и причины их вызывающие, чтобы сохранить ПК. Выяснить почему Байкал назван чудом природы, каковы проблемы озера и в чем их причины – это задачи нашего урока, ведь от того как мы научимся решать эти проблемы во многом зависит наше будущее. Для этого давайте вместе пройдем путь исследования и изучения проблем озера, отправившись в экспедицию на четырех кораблях. 1. Для изучения истории формирования озера и происходящих изменений отправляются ученые корабля «Рифт» (новое слово). 2. Для изучения уникально чистой воды Байкала отправляются исследователи корабля «Кристалл». 3. Причины уникальности животного мира и проблемы этого компонента ПК выяснят ученые корабля «Биолог». 4. Изучение хозяйственной деятельности на Байкале будут заниматься участники экспедиции «Прогресс». Перед отплытием выберите руководителей. В их обязанности входит следить за выполнением заданий экспедиции и заполнив алгоритм отчета рапортовать об ее окончании выбросив зеленый флажок. Я как руководитель во время экспедиции буду курсировать по акватории озера и в случае затруднения, вы можете обратиться ко мне за помощью, выбросив красный флажок. Корабль, первый справившийся с заданием получает премию. Итак, работать вы будете самостоятельно. В пакете у вас карточки задания каждому участнику и материал, который поможет в работе: графики, таблицы, фотографии, дополнительная литература, газетные статьи. Задача каждого участника: выполнить свое задание и доложить о результатах руководителю. На основе чего он заполняет алгоритм отчета и выступает, оценивая после работу участников. Итак, выберите из предложенных вопросов те, которыми бы вы хотели заниматься. И в путь! Удачи вам. После выполнения работы – обсуждение результатов. В ходе обсуждения на доске учитель прикрепляет таблички изменений в ПК. Ожидаемый результат: Но мы не можем, ребята, остановиться просто на перечислении проблем и причин, их вызывающих. Озеро в опасности. Что делать, какие же меры принимать? Необходим жесткий контроль: 1) за стоками; 2) очистные сооружения; 3) перепрофилировать; 4) создание заповедников и национальных парков; 5) борьба с браконьерами. Над Байкалом нависла еще одна проблема: строительство нефтепровода «Россия-Китай», который будет проложен через бассейн Байкала. Почему это опасно? Какие природные явления характерны для района озера? Какие связи между компонентами природы существуют? Совершенно верно. Что делать? В 2002 году экологи России проводили акцию против нефтепровода «Россия-Китай» компанией Юкос. Они обратились ко всем людям, неравнодушным к проблемам нашей страны писать обращения и письма. Они уверяют, что это не бесполезно. Предлагаю вам принять в этой акции участие. Напишите дома письмо-обращение или нарисуйте рисунок, или предложите свои мысли по поводу сохранения уникального озера нашей планеты. Оценивание работы. Итак, ребята, сегодня мы изучили одно из уникальных озер мира, чудо природы во всех отношениях. Оно зовет на помощь. Наша обязанность – сохранить его, научиться брать подарки, а не злоупотреблять его щедростью. Природа не мстит человеку, она отбирает свои дары. И если мы будем разумны, она будет открывать нам новые неизведанные горизонты, радовать своей красотой, удивлять совершенством. Урок мне хотелось бы закончить словами замечательного поэта Марка Сергеева, который писал о Байкале: Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал. И сам он величав и вечен В гранитной раме вырезной И весь до донышка просвечен, И весь до капельки родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер Баргузин. Все это, без чего не в силах Быть далью даль, и ширью ширь. И ты не мыслима, Россия! И ты не мыслима, Сибирь!