Примерный перечень используемых психодиагностических методов и методик
№ п/п | Наблюдаемые параметры
| Методики
| 1.
| Общая осведомленность
| Векслер, Слоусон, Керн-Йирасек, Замбявицене.
| 2.
| Восприятие
|
| 2.1.
| Зрительное восприятие
| Фигуры Поппельрейтера, таблица цветов и геом. фигур; предметный гнозис – Семаго; узнавание контурных, недорисованных, разрезанных, «зашумленных» рисунков; сюжетные картинки (целостность, эмоц. контекст)
| 2.2.
| Слуховое восприятие
| Быстро и точно дифференцировать звуки, темп, ритм; понимание инструкции.
| 2.3
| Восприятие пространства
| Ориентировка в пространстве, таблицы, рисунки, разрезанные фигуры, Векслер (кубики Кооса); координация в системе «рука – глаз» — Бендер, копирование фраз (Керн-Йирасек), понимание предлогов (Семаго)
| 2.4.
| Восприятие времени
| Таблица времен года, частей суток, дней недели; часы или их изображения; последовательность изменений календарного времени.
| 3.
| Работоспособность
| Наблюдение; Тулуз-Пьерон
| 4.
| Темповые характеристики
| 5.
| Внимание
|
| 5.1.
| Устойчивость
| Наблюдение; Тулуз-Пьерон, корректурная проба, таблицы Шульте, Горбова
| 5.2.
| Переключение
| 5.3.
| Объем
| «Точки»
| 6.
| Память
|
| 6.1 .
| Зрительная память
| Узнавание фигур (Семаго), «10 картинок» (Ясюкова); наблюдение.
| 6.2.
| Слуховая память
| «10 слов», Лурия, тексты, группы слов и цифр, Слоссон
| 6.3.
| Оперативная память
| группы цифр; наблюдение.
| 6.4.
| Долговременная память
| «10 слов» Лурия
| 6.5.
| Динамика запоминания
| 7.
| Мышление
|
| 7.1.
| Выделение существенного
| ГИТ, ШТУР, Равен, Ясюкова, Семаго, Амтхауер, Кетелл, Равен, Замбявицене, сюжетные картинки, лабиринты; наблюдение.
| 7.2.
| Классификация
| 7.3.
| Аналогии
| 7.4.
| Установление последовательности событий
| 8.
| Речь
| Экспрессивные и импрессивные характеристики речи, фонематический слух, понимание логико-грамматических конструкций – наблюдение, задания типа «Закончи предложения, слово…», «Восстанови предложения, текст..», сюжетные картинки, последовательность событий (Векслер, Виноградов, Семаго), упражнения Ясюковой.
| 9.
| Эмоционально-волевая сфера
|
| 9.1.
| Эмоциональная устойчивость
| Наблюдение; Амен-Дорки, Люшер, «тест руки», Р. Жиль, рисуночные тесты: « Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», «Мои одноклассники» и др. тематические рисунки; «Закончи предложения» Сакса-Леви; опросники: Филиппс, МОДТ, Басса-Дарки, шкала тревожности Рогова, Прихожан.
| 9.2.
| Агрессивность
| 9.3.
| Тревожность
| 9.4.
| Критичность
| Наблюдение, самооценка
| 9.5.
| Адекватность
| 9.6.
| Обучаемость
| Наблюдение; методика Ивановой
| 9.7.
| Произвольность
| Наблюдение (игры); проба Тулуз-Пьерона
| 9.8
| Мотивация
| Наблюдение; анкеты Лускановой, Карповой; проектив. методики «Школа», «»Расписание».
| 10.
| Межличностные отношения
| Наблюдение. Проективные методики: Р.Жиля, рисуночные тесты по тематике; социометрия,
|
|