Приказ о совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите | Обучение и развитие детей

Приказ о совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите

На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Приказ о совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите
Приказ о совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите
Документация школьного психолога — Документация социального педагога в школе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАГАД ПРИКАЗ

08.05.2007 № 270

О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите

В целях реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Управлению социальной и воспитательной работы (Г.А. Бутрим) обеспечить координацию работы в пределах компетенции управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов (далее – управления (отделы) образования) и учреждений образования по выполнению положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».

Срок исполнения – постоянно.

2. Управлениям образования облисполкомов, комитету по образованию Минского горисполкома:

2.1. организовать системную работу учреждений образования по раннему выявлению неблагополучия детей, факторов, угрожающих здоровью и жизни обучающихся (воспитанников), с использованием основных показателей неблагополучия семьи согласно приложению 1 и на основании:

изучения условий жизни и воспитания детей в семье;

анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;

анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;

внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;

учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования;

учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;

Срок исполнения – до 20.05.2007, далее – постоянно.

2.2. создать в управлениях (отделах) образования (социально-педагогических центрах) постоянно обновляемый на бумажных и магнитных носителях учет данных о несовершеннолетних, признанных педагогическими советами (советами по профилактике безнадзорности и правонарушений) учреждений образования находящимися в социально опасном положении; определить ответственных за его ведение;

Срок исполнения – до 20.05.2007.

2.3. рекомендовать управлениям (отделам) образования использовать разработанную Гомельским районным социально-педагогическим центром компьютерную программу для ведения учета данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (размещена на сайте www.minedu.unibel.by);

2.4. обеспечить оказание помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении, на основе межведомственного взаимодействия;

Срок исполнения – постоянно.

2.5. обеспечить ежеквартальный отчет учреждений образования управлению (отделу) образования по выполнению планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении;

Срок исполнения – постоянно.

2.6. повысить ответственность руководителей учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) несовершеннолетний, и социально-педагогического центра за подготовку материалов, направляемых в комиссию по делам несовершеннолетних по вопросу признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите: ходатайства о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, проекта межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, иной информации, подтверждающей социально опасное положение несовершеннолетнего, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка, в соответствии с Положением о порядке признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, утвержденного постановлением Совета Министров от 26 декабря 2006 г. № 1728;

Срок исполнения – май 2007 года, далее – постоянно.

2.7. усилить деятельность социально-педагогических центров в регионе с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите, отразив это в функциональных обязанностях специалистов и обеспечив возможность их выезда в семьи;

Срок исполнения – май 2007 года.

2.8. обеспечить анализ управлениями (отделами) образования каждого случая повторного попадания ребенка в детский социальный приют;

Срок исполнения – постоянно.

2.9. принять меры по обеспечению контроля за организацией питания детей в детских социальных приютах, соблюдением санитарных правил и норм, технологии приготовления блюд, сроков годности пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на питание детей;

Срок исполнения – постоянно.

2.10. обеспечить создание безопасных условий проживания и воспитания детей в детских социальных приютах, усилив внимание на организацию дежурства в них в ночное время;

Срок исполнения – постоянно.

2.11. поручить руководителям учреждений образования информирование комиссий по делам несовершеннолетних о фактах несвоевременного или ненадлежащего исполнения иными организациями мероприятий межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите;

Срок исполнения – до 20.05.2007.

2.12. проанализировать качество подготовки и своевременность подачи требований, исков в суд о взыскании расходов по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, в соответствии с пунктами 8, 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и рассмотреть результаты на совещаниях при начальниках управлений (отделов) образования с приглашением представителей судов;

Срок исполнения – май-июнь 2007 года.

2.13. обеспечить контроль за поступлением средств по содержанию детей, находящихся на государственном обеспечении, и своевременное информирование учреждениями образования или управлениями (отделами) образования судов о непоступлении либо об изменении сумм расходов по содержанию детей, подлежащих взысканию, закрепив в должностных обязанностях конкретных сотрудников выполнение данных функций;

Срок исполнения – постоянно.

2.14. обеспечить проведение системного ежеквартального анализа результативности работы с несовершеннолетними и их семьями, признанными находящимися в социально опасном положении, а также нуждающимися в государственной защите;

Срок исполнения – постоянно.

2.15. организовать обучающие семинары для педагогических работников и специалистов управлений (отделов) образования и учреждений образования по вопросам защиты прав и законных интересов детей и провести с ними собеседования по вопросам согласно приложению 2;

Срок исполнения – 1 полугодие 2007 года.

2.16. принять меры по повышению профессионального уровня педагогов социальных и педагогов-психологов учреждений образования, обратив особое внимание на необходимость соответствия образования требованиям квалификационных характеристик;

Срок исполнения – постоянно.

2.17. рекомендовать руководителям управлений (отделов) образования издать соответствующие приказы по взаимодействию и распределению функций с целью их упорядочения социально-педагогических и психологических служб учреждений образования и социально-педагогических центров;

Срок исполнения – май 2007 года.

2.18. ежеквартально заслушивать отчеты руководителей управлений (отделов) образования по реализации положений Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Срок исполнения – постоянно.

2.19. обеспечить широкое информирование общественности об усилении ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей.

Срок исполнения – постоянно.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Т.Н.Ковалеву.

Министр А.М.Радьков

12 Шеремет Борисик 2001411

Мои документы/Декрет/приказ

Приложение 1

к приказу Министерства образования Республики Беларусь

08.05.2007 № 270

 

Показатели неблагополучия семьи

  1. Социально-экономические:
длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;

расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

2. Медико-санитарные:

антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;

неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

3. Социально-демографические:

родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

родители или один из них посещает деструктивную секту;

родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

4. Психолого-педагогические:

полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

5. Криминально-аморальные:

постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;

наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Приложение 2

к приказу Министерства образования Республики Беларусь 08.05.2007 № 270

 

Вопросы для собеседования с педагогическими работниками и специалистами управлений (отделов) образования и учреждений образования

  1. Содержание Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  2. Понятия несовершеннолетнего, семьи, находящихся в социально опасном положении.
  3. Выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении.
  4. Порядок признания детей находящимися в социально опасном положении.
  5. Основные критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетнего.
  6. Подготовка и утверждение плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении, организация работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении.
  7. Распределение функций между специалистами общеобразовательного учреждения образования и социально-педагогического центра при оказании помощи детям, находящимся в социально опасном положении.
  8. Основные функции управлений (отделов) образования и учреждений образования по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  9. Подготовка ходатайств о необходимости признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.
  10. Порядок признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.
  11. Порядок предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей.
  12. Порядок отобрания детей у родителей по решению комиссии по делам несовершеннолетних.
  13. Межведомственное взаимодействие по выявлению и работе с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите.
  14. Участие учреждений образования в реализации плана защиты прав и законных интересов детей.
  15. Взыскание расходов по содержанию детей на государственном обеспечении. Подготовка требований, исков в суд о взыскании расходов по содержанию детей.
  16. Учет обязанных лиц. Контроль за поступлением средств на содержание детей, информирование судов о непоступлении либо об изменении сумм расходов на содержание детей.
  17. Порядок закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Заместитель Министра

Т.Н.Ковалева

Начальник управления

социальной и воспитательной работы

Г.А.Бутрим

Начальник управления

общего среднего образования

Ю.И.Гладков

Начальник управления

профессионально-технического образования

Э.Н.Гончар

Начальник управления

дошкольного образования

Г.Г.Макаренкова

Начальник управления

аналитической и правовой работы

А.И.Кучинский

Начальник юридического отдела

управления аналитической

О.В.Мякинник

Заместитель начальника управления контроля,

делопроизводства и

материально-технического обеспечения

Г.В.Гладкая