Познавательные психические процессы
На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Познавательные психические процессы
Познавательные психические процессы |
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные термины: Ощущение: абсолютная и относительная чувствительность, пороги ощущений, адаптация, сенсибилизация, синестезия. Восприятие: апперцепция, перцептивные действия, иллюзия восприятия, наблюдение, восприятие пространства, времени и движений. Память: теории памяти (ассоциативная, гештальттеория, психоаналитическая, кибернетическая), механизмы памяти, процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение, реминисценция), произвольное и непроизвольное запоминание, классификация памяти (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная), типы памяти (наглядно-образная, словесно-логическая), эйдетическая и феноменальная память. Представления: виды представлений (зрительные, слуховые, двигательные, вкусовые, смешанные и т.д.), ассоциация представлений (по смежности, по сходству, по контрасту), слово. Воображение: виды воображения (творческое, воссоздающее), формы творческой переработки воображения (агглютинация, типизация, схематизация), воображение – образы восприятия – образы памяти. Мышление: теории мышления (ассоциативная, Вюрцбургская школа, деятельностная, информационно-кибернетическая), формы мышления (понятия, суждения, умозаключения), мышление по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое), мышление по характеру решения задач (теоретическое, эмпирическое, практическое), мышление по степени развёрнутости и осознанности (дискурсивное и интуитивное), мышление по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, творческое), мыслительные задачи и проблемная ситуация, логические операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация). Задачи для обучающихся:1.Систематизируйте теоретические сведения о познавательных психических процессах.2.Сформируйте собственное видение возможностей применения теоретических знаний об особенностях протекания познавательных процессов в практической деятельности юриста. 3.Примените информацию о познавательных психических процессах для решения практико-ориентированных психологических задач. Рекомендованная литература для изучения:Базовые учебники:1.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2010. – 432с. Основная литература: 2.Немов Р.С. Общая психология – М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. 3.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с. Дополнительная литература: 4.Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 5.Гиппенрейтер. Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2001. 6.Греченко Т.Н. Психофизиология. – М., 1999. 7.Дерябин. В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность. – Ленинград, 1980. 8.Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. – Ульяновск, 1981. Контрольные вопросы по изученной теме:1.Что такое «познавательный психический процесс»?2.Что такое «ощущение»? 3.По каким признакам классифицируются ощущения? Дайте краткую характеристику экстероцептивных, интероцептивных и проприоцептивных ощущений. 4.Дайте краткую характеристику общих свойств ощущений. 5.Что такое «абсолютная и относительная чувствительность», пороги ощущений? 6.Что обозначается следующими терминами: сенсабилизация, синестезия? 7.Что такое «восприятие», и каковы его особенности? 8.Что такое «перцептивные действия» и «апперцепция»? 9.В чем состоит отличие восприятия от ощущений? 10.Какие виды восприятия существуют? Дайте их краткую характеристику. 11.В чем заключаются зрительные иллюзии? 12.Какие виды памяти известны в психологии? 13.Дайте краткую характеристику видов памяти по характеру психической активности. 14.Дайте краткую характеристику видов памяти по характеру целей деятельности. 15.Дайте краткую характеристику видов памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала. 16.Что такое «мнемический процесс» и «мнемоника»? 17.Дайте краткую характеристику такого мнемического процесса как запоминание. 18.Дайте краткую характеристику такого мнемического процесса как воспроизведение. 19.Дайте краткую характеристику такого мнемического процесса как забывание. 20.Опишите особенности наглядно-образного и словесно-абстрактного типов памяти. 21.Что такое «мышление»? 22.Какие формы мышления существуют? Дайте их краткое описание. 23.Что такое «мыслительный процесс»? Раскройте суть его действия? 24.Перечислите основные мыслительные операции. В чем их суть? 25.Дайте краткую характеристику наглядно-действенному, наглядно-образному, абстрактно-логическому и словесно-логическому видам мышления. 26.Раскройте взаимосвязь мышления с речью и языком. 27.Что такое «представление» как познавательный психический процесс? 28.Какие существуют виды и типы представлений? 29.В чем заключаются отличия представлений от персеверирующих образов и первичных образов памяти? 30.Что такое «воображение» как познавательный психический процесс? 31.Каковы свойства воображения? 32.Охарактеризуйте основные виды воображения. 33.Дайте краткую характеристику свойств внимания. 34. Расставьте следующие понятия в логической последовательности от начального этапа познавательного психического процесса до мышления: восприятие, память, представление, ощущение, воображение, мышление. Практические задания по изученному тематическому разделу:Задание № 1. Составьте тезисы к теме «Ощущения как познавательный психический процесс».Задание № 2. Прочитайте теорию по теме «Восприятие как познавательный психический процесс» и заполните таблицу, используя прием «Инсерт». Задание № 3. Заполните сравнительную таблицу «Теории памяти» (см. табл. 9). Таблица 9 Теории памяти
Задание № 4. Составьте словесную паутину к понятию «Мышление». Задание № 5. Определите, к какому типу модальности (каналу) восприятия относятся следующие описания личности: 1) визуал, 2) аудиал, 3) кинестетик, 4) дигитал: А. Человек аккуратно и со вкусом одет. Смотрит глаза в глаза, когда говорит, когда слушает – поднимает глаза вверх. Речь живая, эмоциональная. При описании своего случая проговаривает только ту часть информации, которая оказалась самой яркой для него. Это могут быть мелкие детали, не проясняющие суть произошедшего (что, например, он делал, когда что-то происходило). Может и домыслить того, чего на самом деле не было. Будет переспрашивать, если вы говорите сложными конструкциями. Хорошо развита мимика (особенно работа глаз). В кабинете будет располагаться вдали от собеседника. Перед тем, как зайти к вам в кабинет, его можно внимательно рассматривающим информацию на стенах коридора. Б. Человек одет аккуратно или чуть небрежно. При описании своего случая может с точности воспроизвести реплики участников произошедшего с ним события. В то же самое время он не сможет ответить точно, в какой промежуток времени с ним произошло то или иное событие. Его легко отвлечь от темы разговора. В заявлениях и других документах часто делает ошибки. Он рассказывает лучше, чем пишет. Перед тем, как зайти к вам в кабинет, он обязательно начнет разговор с другими посетителями. Вместе с тем, его речь монотонна, но ритмична. При разговоре часто держит голову набок. Редко использует жестикуляцию руками на уровне груди. Часто потирает ухо или держит руки в карманах. В. Человек такого типа часто имеет хорошую физическую форму. Он обладает низким голосом. При разговоре опускает подбородок вниз. Его жестикуляция часто осуществляется на уровне живота. При описании своего случая часто делает акцент на общем впечатлении о произошедшем, какие чувства у него вызвал данный случай. Детали практически никогда не помнит. Единственный способ вспомнить мелкие детали – спросить, что он сам делал во время происшествия. Если есть какая-то взаимосвязь между тем, что делал и самим событием, то, возможно, в его памяти всплывут необходимые дополнительные факты. Во время разговора, как правило, что-то держит в руках (мнет, трет и т.п.), располагается рядом с собеседником. Если есть необходимость, показать какие-либо вам документы, он будет долго рыться у себя в сумке. Г) Человек одет строго в деловой костюм. При разговоре он, как правило, смотрит на лоб собеседника. Речь монотонна, голос звенящий. Он избегает жестикуляции. При описании своего случая легко указывает на дату, время произошедшего. Очень кратко и логично обрисовывает ситуацию, но использует неспецифичные для устного разговора конструкции. Начинает раздражаться, если собеседнику приходится давать дополнительные объяснения. Следит, точно ли его собеседник записал или понял его слова. Задание № 6. Что чаще всего будет вам описывать человек? Соотнесите тип модальности восприятия с объектами описания. Обоснуйте свой выбор. Тип модальности восприятия: 1) визуал, 2) аудиал, 3) кинестетик, 4) дигитал Объекты восприятия а)речьг) местоположение предметовж) звуки б)ситуацияд) вкусовые ощущенияз) информация в)предметые) запахии) числа, даты Задание № 7. Какой вид памяти характерен для человека с представленным ниже доминирующим типом модальности восприятия? Соотнесите цифру и букву. Обоснуйте свой выбор. Тип модальностиВид памяти 1.Визуала) образный 2.Аудиалб) двигательный 3.Кинестетикв) эмоциональный 4.Дигиталг) словесно-логический Задание № 8. Соотнесите вид памяти с видом мышления. Каким видом мышления обладает визуал, аудиал и кинестетик? Вид памятиВид мышления 1.Образный1. наглядно-действенный 2.Двигательный2. наглядно-образный 3.Эмоциональный3. словесно-логический 4.Словесно-логический4. абстрактно-логический Задание № 9. Проведите самообследование на предмет определения у вас: а)преобладающего вида памяти (см. приложение 1, тест «Виды памяти»); б)типа мышления (см. приложение 1, Методика «Тип мышления»13). Согласны ли вы с результатами теста? Обоснуйте свой ответ. Источник: Игумнова О.В. Основы психологии и педагогики : практикум. – Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2015. – 95 с |