Основные направления работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на православных традициях белорусского народа
На главную Просвещение школьников Духовно-нравственное воспитание Основные направления работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на православных традициях белорусского народа
Основные направления работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на православных традициях белорусского народа |
Просвещение школьников — Духовно-нравственное воспитание |
Н.В.Штокина Многие десятилетия в нашей стране утверждалось негативное отношение к религии. В учебновоспитательной деятельности использовались лишь отдельные элементы знаний о религии, отбор и интерпретация которых были подчинены целям атеистического воспитания. Воспитательная работа в школе в настоящее время осуществляется в чрезвычайно тяжёлых и неблагоприятных условиях. Глубочайший кризис, поразивший все стороны жизни общества, привёл не только к распаду привычных форм организации жизни, но и к потере идеалов, к резкому снижению нравственного уровня общества. Традиционные методы педагогического воздействия оказываются не всегда эффективными. Выход из этого положения мы видим в возрождении духовно-нравственной основы нации, в формировании личности, которая чувствовала бы свою причастность к культуре народа, ответственность за судьбы страны. И если человек, даже будучи трижды атеистом, не научится хотя бы уважать религиозные традиции своего народа, то назвать культурным такого человека нельзя. Формирование такой духовно и нравственно зрелой личности процесс чрезвычайно трудный — это сверхзадача духовно-нравственного воспитания. Наша школа не ставит своей целью формировать определённые отношения к религии или решать вопрос веры. Но формирование у учащихся чувства глубокого уважения к культуро-создающей религии своего народа, любви к отечественным просветителям, интереса к истории церкви как задача остаётся и решается в нашем учреждении. В УО «Обольская ГОСШ» разработан план мероприятий, направленных на реализацию Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно-нравственного воспитания учащейся молодёжи. Школа на сегодняшний день определила содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания, руководствуясь законодательством Республики Беларусь, нормативными документами министерства и рассматривает его как органичную часть целостного воспитательного процесса. Информационно-разъяснительная работа в данном направлении началась с изучения документов, регламентирующих работу в данном направлении, а также через методические объединения, проводимые со всеми категориями педагогических работников школы. Одна из тем семинара для классных руководителей звучала так: «Духовная сфера жизнедеятельности личности учащихся», проведен также круглый стол «Семья в пространстве социума» с приглашением всех заинтересованных служб: педагогов школы, классных руководителей, председателя сельсовета, руководства базовых хозяйств, представителей медицины, церкви (отец Владимир, протоирей СвятоАнуфриевской церкви) и др. В школе ежегодно разрабатывается план мероприятий по выполнению Соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и Белорусской Православной Церковью. В программу его входит: организация тематических выставок; тематический кинопоказ (работа школьного видеосалона в субботний день); благоустройство памятных мест; организация ознакомительных поездок; организация и проведение массовых мероприятий и др. Обязательным компонентом гуманитарного образования являются такие учебные курсы, способствующие формированию мировоззрения, как «История», «История Беларуси», МХК и др. Педагоги школы через эти учебные предметы формируют у учащихся чувство глубокого уважения и почитания к культуро-образующей религии своего народа, любовь к просветителям нашей страны, интерес к истории Церкви. На уроках истории учащиеся изучают особенности исторически традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, дети учатся с уважением относиться к представителям этих религий. Под руководством учителя истории Доруткиной Н.В. в 2005/2006 учебном году из числа учащихся 1011 классов работала лекторская группа «Труд, терпение и вера», выступления которой были посвящены святым Белорусской Православной Церкви. Тематика выступлений следующая: «Православная церковь на Беларуси», «Златоуст Земли Белорусской», «Евфросинья Полоцкая», «Возвращение святыни. Крест Лазаря», «Симеон Полоцкий», «Православный Святитель Беларуси Георгий Канисский». Члены лекторской группы выступили перед учащимися старшего и среднего звена. Знакомство школьников с религиозными традициями через уроки МХК, без сомнения, только обогащает их внутренний мир и является фундаментальным моментом гуманитарного образования. В рамках курса МХК ведётся и внеклассная работа по предмету. Под руководством педагога курса МХК (Штокина Н.В.) совместно с методистом ИПК и ПРР и СО Моисеенко Валентиной Ивановной в школе постоянно действуют выставки: «Евфросинья Полоцкая», «Сын человеческий» (художники мира о Христе), «Негасимый свет» (образ Божьей Матери и иконографии), «Сонца маладзiковае» (Ф.Скарына), «Храмы Беларуси». По всем темам выставки подготовлены из числа учащихся экскурсоводы. Эти выставки смогли посетить и многочисленные гости школы (директора, заместители директоров по учебной и учебновоспитательной работе, педагогиорганизаторы, педагоги социальнопсихологической службы района). В истории нашего народа есть славные, светлые имена и деяния, которые, как неиссякаемые светильники, несут в себе надежду людям будущего, последующим поколениям. В нашей школе стало доброй традицией чтить память и прославлять светлый образ святительницы Евфросиньи Полоцкой, Симеона Полоцкого, Кирилла Туровского и др. Учащимися НОУ (гуманитарная секция) написана исследовательская работа «Роля святых падзвiжнiкаў у жыццi народа на прыкладзе жыцця i дзейнасцi Ефрасiннi Полацкай». Работа с большим интересом слушалась всеми участниками секции. Для учащихся нашей школы организуются ознакомительные поездки и экскурсии к культурноисторическим памятникам и православным святыням Витебщины, Беларуси, России и др. Учащиеся школы побывали в следующих местах: Мосорь, СпасоЕвфросиньевский монастырь, Софийский собор г.Полоцка, Смоленск. Народные праздники и обряды стали неотъемлемой частью истории и традиции народа. Сегодня можно говорить о слиянии религиозных праздников с национальными традициями. Духовный симбиоз традиций можно проследить на примере практически всех церковных православных праздников. Зажинки, жниво, дожинки — совпадают с празднованием трёх Спасов. Учащиеся нашей школы – постоянные участники традиционных народных праздников. Среди основных праздников, православного календаря, которые изучаются и проводятся в школе, – Пасха, Рождество Христово и др. Многочисленные общественные отношения регулируются через семью, и именно в семье сохраняются эти ритуалы. Чаще всего именно в семье человек впервые присоединяется к вере, узнаёт основы культа. Семья выступает тем каналом, через который передаются культурные и нравственные ценности будущим поколениям. Одна из задач, над которой работает школа, — это ознакомление родителей с нравственными законами православной веры, православными традициями семейного воспитания детей, родительского долга, нравственных идеалов православной семьи. Этому способствует проведение родительских суббот в течение двух последних лет. Одна из последних суббот прошла по теме «Духовно-нравственная культура семьи» с приглашением отца Владимира, работников медицинской сферы и других заинтересованных служб. Необходимо отметить в последнее время значительную активизацию краеведческого движения среди учащихся. Юными краеведами с помощью учителей, музейных работников, общественных объединений налажена работа по исследованию и популяризации регионального культурно-исторического наследия. Учащиеся школы изучают во время экскурсий, походов историю, культуру, природу родного края, пополняют экспозиции и фонды школьного музея. В ходе акций учащиеся работают по благоустройству историко-культурных объектов, издают справочноинформационные материалы по истории краеведения, состоянию окружающей территории. Работа в этих направлениях способствует изучению своего региона, исследованию традиций местного краеведения, сохранению для наследников имён и фактов исторической деятельности людей, которые прославили свой край результатами своей творческой и профессиональной деятельностью. Школьный музей является центром гражданского, патриотического и духовного воспитания, культурно-просветительской и информационной пропаганды, важным фактором идеологической работы. В нём собраны материалы по столетней истории школы. Одним из приоритетных направлений в воспитании в школе является формирование нравственных качеств личности. Нравственнму воспитанию способствует использование в школе неформальных бесед, диспутов и лекций на мировоззренческие темы в тесном комплексе с практической деятельностью (оказание шефской помощи детским садам, ветеранам, престарелым). Участие в акциях «Память», «Старость без одиночества» помогает сформировать и закрепить у учащихся гуманность и милосердие. Неслучайно в последнее время в учебные планы школ введён факультативный курс МХК. На занятиях этого курса учащиеся 7 класса знакомятся с содержанием Библии, её структурой. У учащихся формируется представление о христианстве как важнейшей черте духовного и культурного наследия средневековой Европы, о сути христианского учения. Большое значение в формировании духовной культуры учащихся играет школьная печать. В школе издаётся 5 печатных изданий: «Парус» – печатное издание школы (с 2002г.); «Жизнь замечательных выпускников» (ЖЗВ) — издание музея Обольской СШ (издаётся с января 2004г.); «Родительская газета» (приложение к газете «Парус») — издаётся с января 2006г.; «Методический бюллетень по воспитательной работе» – издаётся с 2004г.; «Вестник» (издание научного общества школы) — издаётся с 2004г.; «Факел» (совместное издание первичных организаций ОО БРСМ и ОО БРПО). Конечно, нельзя заставить, принудить школьника любить свою Родину, свой народ. Нельзя запретить ему уйти в какую-то секту или заниматься магией и т.п. Запреты и принуждения вызовут (особенно в современных условиях) прямо противоположную реакцию. У человека, пусть ещё и не сформировавшегося, должно быть право выбора. И уважение этого права есть уважение к становящейся личности, без чего нельзя говорить о какой-либо эффективности духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Наша задача состоит как раз в том, чтобы был сделан правильный выбор. Источник: Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: проблемы, опыт, перспективы. Материалы областной научно-практической конференции 19–20 декабря 2006 г. В 2х ч. – Ч. 1. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007. – 65 с. |