Организация проблемного обучения на занятиях экономических дисциплин
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Никифорович Галина Викторовна
Наличие прочных профессиональных знаний и практических навыков у выпускника техникума – залог его конкурентоспособности на рынке труда. В соответствии с этим, особую актуальность и значимость приобретает целенаправленная, комплексная поддержка студентов при формировании у них общих и профессиональных компетенций. Под профессиональной компетенцией понимается совокупность знаний, умений навыков, способностей и личностные качества, которые обучающие могут продемонстрировать после завершения обучения, т.е. в реальной профессиональной деятельности. В настоящее время в учебных заведениях все чаще применяется методы проблемного обучения. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие и вызывающий разные (зачастую противоположные) позиции при его решении. Проблемное обучение предполагает последовательное и целенаправленное привлечение обучаемых к решению учебных проблем и проблемных познавательных задач, в процессе которого они активно усваивают новые знания, осваивают умения и приобретают практический опыт. Учебная проблемная ситуация характеризуется: а) типом противоречия, выявляемого преподавателем совместно с учащимися; б) наличием известных способов решения подобных проблем; в) дефицитом новых данных или теоретических знаний; г) возможностями обучаемых при выполнении поставленного задания. Я являюсь преподавателем экономических дисциплин, таких как «Налоги и налогообложение», «Экономика», «Экономическая теория», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Экономика организации». Например, целью изучения дисциплины «Экономика организации» является формирование ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета, ПК 2.3. Отражать подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета. и общепринятые ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. Именно метод проблемного обучения позволяет мне создать условия для формирования ПК 2.2, 2.3 в совокупности с ОК. Метод проблемного обучения использую не только на практических, но и на теоретических занятиях. Главная моя задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Обучающийся получает новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Основой проблемного обучения является моделирование проблемной ситуации. Она может быть предъявлена на различных этапах учебного занятия: на этапе введения в учебную деятельность, на этапе изложения материала, на этапе организации деятельности по освоению умений, на этапе контроля. Например, по теме «Оборотный капитал» я создаю условия для совместного формирования ПК 4.1–4.4 в совокупности с ОК. 4, 5, 6
Для этого я использую проблемные ситуации. Проблемные ситуации бывают на основе: а) ситуации-выбора, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и неправильных и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение; б) ситуации-неопределенности, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных; в) ситуации-предложении, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск; г) ситуации-опровержения, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения; д) ситуации-несоответствия, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления. Таким образом, проблемное обучение учит думать. Приобщаясь к изучению проблемных ситуаций, обучаемые учатся видеть проблему самостоятельно, находят способы ее решения. Я использую в своей деятельности следующие приемы создания проблемных ситуаций: – Обучающимся предлагается рассмотреть явления с различных позиций (например, налогового инспектора, бухгалтера, руководителя предприятия, экономиста). – Постановка ситуации с недостающими или заведомо допущенными ошибками, с противоречивыми данными. – Подвести обучающихся к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения. – Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. – Побудить обучающихся сделать сравнение, обобщение, обоснование и др. Примеры проблемных заданий: – Прав ли бухгалтер (налоговый инспектор, аудитор и т.д.) в данной ситуации? – Правомерны ли действия налогового инспектора? – К чему привела данная ситуация? – Найдите выход из сложившейся ситуации. Приведу примеры проблемных ситуаций на уроках экономических и бухгалтерских дисциплин. Дисциплина «Налоги и налогообложение», проблемная ситуация: «Налоговая инспекция обвинила фирму в незаконном вычете НДС, хотя все подтверждающие его документы были в порядке. Поставщик фирмы скрыл реализацию и налог с нее не уплатил. Из-за этого недоимку потребовали с покупателя. Правомерны ли действия налогового инспектора?» – осознание проблемной ситуации («ситуации требует разрешения, потому что налоговые органы начислили недоимку») – анализ ситуации и формулировка проблемы (проблема состоит в том, что поставщик скрыл реализацию и не уплатил НДС); – поиск ее решения; – доказательство, проверка правильности решения. («противоречие устранено, потому что согласно НК РФ покупатель законно использовал свое право на вычет») Таким образом, использование метода проблемного обучения хотя и требует от меня значительных затрат времени при подготовке к занятиям. т. к. сформулировать проблемный вопрос, ситуацию достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у обучающихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Но оно способствует прочному освоению умений и приобретению практического опыта при разрешении профессиональных проблемных ситуаций.
Профессиональные компетенции | Общие компетенции |
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. | ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ПК 4.2 Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, расчетные ведомости по страховым взносам во внебюджетные фонды и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. | ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |