О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних
На главную Профилактическая работа психолога в школе Компьютерная зависимость О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних
О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних |
Профилактическая работа психолога в школе — Компьютерная зависимость | |||||||
О психологических и медицинских аспектах негативного влияния компьютерной зависимости на несовершеннолетних Методические рекомендации 1 Определение и основные характеристики Проблема интернет-зависимости (синоним – компьютерная зависимость, интернет-аддикция, виртуальная зависимость) исключительно сложна, многоаспектна и ещё недостаточно изучена, как и проблема технологических зависимостей в целом. Между тем, концептуальные и методологические прорывы здесь особенно необходимы, поскольку именно новые коммуникативные технологии обладают колоссальным потенциалом как развития и самореализации, так и мощным деструктивным потенциалом в отношении формирования новых типов зависимостей, а также – сверхбыстрого распространения уже известных социальных эпидемий (Елшанский С.П., 2005; Райхман П.П., 2007). Определение интернет-зависимости требует чёткого различения её непатологических и патологических форм, так как персональный компьютер стал в настоящее время и учебным, и рабочим электронным средством, прочно вошедшим в семейный быт. Взрослый человек и тем более подросток или ребенок не могут быть исключены из этого средового информационного поля даже при формировании зависимых отклонений. В связи с этим необходимо учитывать, что аддикция (зависимость) начинается там, где возникает замещение удовлетворения реальных потребностей новой сверхценной потребностью в аддиктивном агенте, то есть, в нашем случае – потребностью к доступу в виртуальное пространство, позволяющему в иллюзорно-виртуальном ключе разрешать конфликты, избегать проблем, компенсировать дефицит общения и т.д. (Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В., 2009). Далее, следует учитывать, что, по всей видимости, существуют две большие группы, объединяемые под общим термином интернет-аддикций. Первая группа – многопрофильные аддикции (интернет-геймеры, покупатели, сексоголики), при которых компьютер и интернет используются лишь как средства доступа к основному аддиктивному агенту – азартной игре, шопингу, порнографии и др. Для аддиктов второй группы характерно пристрастие к кибер-отношениям, перегруженности информацией, кибер-исследованиям, хакерству, к созданию вредоносных программ. Как правило, аддикты второго порядка используют компьютер и возможности сети для бегства от реальных проблем и в целях гиперкомпенсации (например, в случае физических недостатков, непризнания окружающих, низкой самооценки) или других более серьёзных проблем (Young K.S., 1998; Griffits M., 1998). Основные признаки интернет-зависимости следующие:
Наиболее часто встречающиеся психопатологические проявления интернет-зависимости следующие:
О распространённости интернет-зависимости в пределах от 1% до 5% населения сообщают K.S. Young (1998), M. Griffits (2000). Считается, что данному виду зависимости более подвержены гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Наиболее уязвимый контингент – это старшие школьники, среди которых распространённость признаков, указывающих на возможную интернет-аддикцию, в некоторых регионах составляет до 38% (Kim K., Ryn E., Chon M.Y. et al.,2005). 3 Вредные последствия Из отрицательных последствий формирования интернет-зависимости выявлены следующие. Физические симптомы:
Интенсивное использование интернет-коммуникаций многократно повышает вероятность подобного сочетания (Егоров А.Ю., 2007). 4 Социальный ущерб Современная ситуация в сфере распространения киберэкстремизма и кибертерроризма расставляют несколько иные приоритеты в сфере интернет-зависимости. Зависимые лица здесь являются наиболее уязвимой группой для атак киберэкстремистов и кибертеррористов, предпринимаемых, во-первых — для того чтобы добиться нужного им общественного резонанса, а во-вторых – с целью вербовки своих последователей среди постоянных пользователей сети. Это не составляет особого труда, поскольку, как уже было сказано, интернет-зависимые лица обладают универсальным аддиктивным потенциалом и склонностью к «накапливанию» аддикций. Далее, такого рода постоянные пользователи социальных сетей могут выступать (сами того не желая) в качестве резонансной группы поддержки манипулятивным экстремистским и сектантским технологиям, распространяя соответствующие сообщения и комментарии к ним среди весьма многочисленных партнеров по сети. Ещё один серьезный аспект данной проблемы состоит в том, что из группы интернет-зависимых лиц легче всего вербуются будущие киберэкстремисты, хакеры и взломщики компьютерных сетей, работающие на нелегальные экстремистские организации и их террористические отряды. 5 Механизмы вовлечения Ведущим механизмом вовлечения в интернет-зависимость, по мнению многих исследователей, является почти «идеальное» соотношение личностных особенностей интернет-зависимых лиц, нереализованных потребностей, присущих таким личностям и тех практически неограниченных возможностей к самореализации, которые даёт виртуальное пространство. Так, при исследовании интернет-аддиктов выяснилось, что доминирующей в данной группе лиц была потребность в близком, доверительном общении. Однако при этом они не имели достаточной социальной смелости для установления такого рода отношений с окружающими людьми в реальном мире. Интернет-аддикты, в своём большинстве, – это люди низко адаптированные и застенчивые, их самооценка существенно ниже, чем в среднестатистических группах населения, сопоставимых по возрасту. Интернет-пространство для таких личностей – идеальное место для удовлетворения их нереализованных, «заблокированных» потребностей в поддержке, одобрении, общении, в силу чего у интернет-аддиктов весьма часто возникают иррациональные убеждения следующего типа: «интернет – единственное место, где меня уважают», «никто не любит меня вне интернета», «интернет – мой единственный друг» и т.д. Таким образом, виртуальная реальность выполняет для интернет-аддиктов функции адаптации и компенсации, что, в свою очередь, дополнительно стимулирует процесс перемещения активности аддикта из рамок повседневной жизни в жизнь виртуальную (Егоров А.Ю., 2007). 6 Социальное противодействие Вопросы организованного противодействия распространению интернет-зависимости разработаны недостаточно. Данное обстоятельство, по-видимому, связано с относительно непродолжительным «проблемным стажем», имеющимся у рассматриваемого типа психологической зависимости. Основными институтами, оказывающими профессиональную помощь семьям, где есть дети (подростки, молодые люди) с признаками интернет-зависимости, являются центры психологического и семейного консультирования. Профилактические рекомендации, выдаваемые в этих центрах, сводятся к необходимости установления достаточно жёсткого контроля компьютерного времени детей и подростков со стороны их родителей. Кроме того, родители обучаются навыкам предупреждения активных протестных и негативных реакций в ответ на введение жёстких ограничений, практике составления соответствующего «семейного договора». В последние годы разрабатываются специальные коррекционные программы для детей и подростков с признаками интернет-зависимости, предусматривающие прохождение ряда последовательных терапевтических этапов. Обычно к прохождению такого рода программ привлекаются как дети, так и их родители. То есть имеет место вариант семейной терапии, что существенно повышает эффективность реабилитационного процесса (Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В.). 7 Общая оценка эффективности Оценка эффективности противодействия распространению патологического пристрастия к азартным играм, интернет-зависимости в Республике Казахстан и бывших союзных республиках учитывает: наличие:
8 Инновационные подходы В течение 2001-2011 гг. научным коллективом РНПЦ МСПН были разработаны стратегии и технологии эффективного противодействия распространению социальных эпидемий, в частности – эпидемии патологического пристрастия к азартным играм, интернет-зависимости. Особенностью данного подхода является максимальное вовлечение социально-гуманитарного сектора РК (система среднего и высшего образования, система здравоохранения), в наибольшей степени подготовленного к внедрению разработанных и апробированных технологических инноваций и обладающих необходимым набором специалистов – штатных психологов, психотерапевтов, социальных работников. А также то обстоятельство, что предлагаемые диагностические, профилактические и лечебно-реабилитационные технологии (оригинальные и заимствованные) полностью доказали свою состоятельность в корректных исследованиях и экспериментах. Основным идеологическим стрежнем данной стратегии является функциональная концепция психологического здоровья со следующими характеристиками: — базисные категории данной концепции – индивидуальное и социальное психологическое здоровье – выстраиваются по принципу антагонистической взаимозависимости с рисками вовлечения в наиболее деструктивные социальные эпидемии, включая эпидемию патологического пристрастия к азартным играм, интернет-зависимости; — предельно-прагматическая ориентация обеспечивается тем обстоятельством, что в фокусе внимания данной концепции находятся зависимые переменные (т.е. психологические характеристики, на которые можно воздействовать в краткосрочной и среднесрочной перспективе), которые и представляют наиболее существенные факторы риска вовлечения населения в деструктивные процессы, в том числе – патологическое пристрастие к азартным играм, интернет-зависимость; — данные психологические характеристики – определённые свойства психики индивида, высокий уровень развития которых эффективно препятствует, а низкий – способствует вовлечению в социальные эпидемии в условиях агрессивной среды, – чётко идентифицированы с помощью известных психологических терминов и определений, измеряемых апробированными тестами и методиками, имеют статистически достоверный и выраженный антагонистический характер по отношению к доказанным рискам и фактам вовлечения в химическую и деструктивную психологическую зависимость. Таким образом, с точки зрения данной концепции, психологическое здоровье (в функциональном значении данного термина), способность к эффективной самоорганизации, обеспечивающая устойчивость и адекватную адаптацию человека в агрессивной среде. В ходе проведения масштабных эпидемиологических, экспериментально-психологических и клинических исследований (Катков А.Л., 2001; Катков А.Л., Россинский Ю.А., 2003; Катков А.Л., Россинский Ю.А., 2004; Бохан Н.А., Катков А.Л., Россинский Ю.А., 2005) нами были идентифицированы следующие личностные свойства, высокий уровень развития которых обеспечивал устойчивость в агрессивной среде:
1) разработка и утверждение соответствующего образовательного стандарта, предусматривающего выделение специальных занятий (часов в школьной программе) по диагностике и коррекции рисков вовлечения в основные социальные эпидемии среди учащихся; 2) разработка, утверждение и введение в обращение специального документа – договора между администрацией учебного заведения и родителями учащегося об их согласии на меры, повышающие безопасность последнего в плане снижения рисков вовлечения в социальные эпидемии (наркомании, алкоголизм, токсикомании, деструктивные секты, экстремистские организации, игромании, интернет-зависимость и др.) В данном договоре должна предусматриваться возможность психологического тестирования учащегося на предмет определения уровней психологического здоровья – устойчивости к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии, что существенно повышает эффективность последующих коррекционных воздействий. При этом специально оговариваются два важных обстоятельства: речь ни в коем случае не идёт об установлении какого-либо медицинского диагноза – такое действие категорически исключается; любая информация о результатах тестирования является конфиденциальной и может быть представлена лишь родителям учащегося по их просьбе, при соответствующих пояснениях и комментариях специалиста – школьного психолога. Далее, отдельным пунктом данного договора должна оговариваться возможность участия родителей учащегося в специальной программе «Семья и школа вместе» (FAST), направленной на гармонизацию семейных отношений родители-дети; 3) оснащение образовательного учреждения компьютерными программами по определению уровней психологического здоровья – устойчивости к вовлечению в социальные эпидемии, в том числе – эпидемии патологического пристрастия к азартным играм, интернет-зависимости; 4) обучение специалистов – школьных психологов и социальных педагогов диагностике уровней психологического здоровья-устойчивости с использованием специальных компьютерных программ; эффективной коррекции рисков вовлечения в деструктивные социальные эпидемии детей, подростков, учащейся молодежи; профессиональной работе с семьями учащихся в рамках программы «Семья и школа вместе» (FAST). Следует отметить, что реализация первого из вышеназванных пунктов предусмотрена утвержденной Научно-технической программой Министерства здравоохранения Республики Казахстан (МЗ РК) «Эффективная профилактика распространения социальных эпидемий (наркозависимости, экстремизма, терроризма, вовлечения в криминальные сообщества, деструктивные секты, игромании) в Республике Казахстан» со сроком реализации в 2011-2013 гг. Реализация 3-го и 4-го пунктов предусмотрена Государственной программой развития здравоохранения РК «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 гг. Таким образом, в ближайшие годы в Республике Казахстан предусматривается реализация следующих ключевых позиций в сфере эффективной первичной профилактики распространения социальных эпидемий:
Таким образом, к концу 2015 года в Республике Казахстан предполагается завершение формирования уникальной по своим возможностям и эффективности системы противодействия распространению социальных эпидемий, реализуемой в социально-гуманитарном секторе. 9 Технологии эффективной профилактики Первично-профилактическая помощь лицам с интернет-зависимостью предлагает поэтапное использование следующих технологических блоков:
Ключевым признаком принадлежности ко второй группе формирующихся интернет-аддиктов является использование компьютера и возможностей сети для ухода от реальных проблем и в целях гиперкомпенсации (обычно – в случае непризнания окружающих, низкой самооценки, наличия коммуникативных проблем, физических недостатков и др.); 3) оценивается степень вовлечённости в интернет-зависимость: обычное увлечение с высокой степенью социализации, наличие признаков формирующейся зависимости; выраженные признаки интернет-зависимости. Целевой группой для технологического блока первично-профилактической помощи, описанном в данном разделе, являются дети и подростки с низким уровнем психологического здоровья-устойчивости к вовлечению в социальные эпидемии (в том числе интернет-зависимость), а также – вторая группа интернет-аддиктов с начальными признаками вовлечения в зависимость. Лицам с выраженными признаками интернет-зависимости рекомендуется прохождение следующих этапов аддиктологичекой помощи. Ниже приводится краткое описание каждой из используемых на данном этапе аддиктологической помощи технологий. Предыдущая — Следующая >> |