Неврозы у детей
На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Неврозы у детей
Неврозы у детей |
Педагогически трудные дети — Агрессивные дети | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОУ СПО КАМЧАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Неврозы у детей. Детский невроз страха. г. ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ. 2007 год. ДЕТСКИЕ НЕВРОЗЫ. Невроз – это не дурная привычка, это серьёзная болезнь. По-научному – психогенное заболевание формирующейся личности ребёнка. Психогенное – это заболевание, возникшее в результате эмоциональных переживаний, с которыми ребёнок не мог справиться. Понять причины невроза, а тем более лечить его нельзя, если мы не узнаем историю жизни ребёнка, характер отношений взрослых в семье. Первое обстоятельство которое способствует возникновению невроза – стрессовая ситуация в семье до рождения ребёнка и на его ранней стадии развития. Невроз не является врождённым, не существует передачи невроза через гены. Невротическое расстройство возникает вследствие непереносимого для ребёнка нервно-психологического напряжения и внутреннего, неразрешимого конфликта. Невроз страха – предпосылка к большинству других неврозов. Беспокойство, страхи – это то, что подрывает уверенность в себе. а при неврозе самооценка, как правило, понижена. Неврастения – болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребёнка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями. Истерический невроз – ребёнок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьётся. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте. Главное отличие: ребёнок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли. Невроз навязчивых состояний. Навязчивый счёт – ребёнок без конца считает (номера троллейбусов, номеров автобусов). «Ритуалы» — всё начинает делать строго определённым образом (выключить свет три раза перед тем, как лечь спать). Навязчивые, мешающие, а то и раздражающие тики. Навязчивые всевозможные мысли, вроде неотступных мыслей о возможной неудаче, несчастье, собственной неспособности и т.д. НЕВРОЗ – ЭТО ПРИНЦИПИАЛЬНО ОБРАТИМОЕ СОСТОЯНИЕ, ОН ИЗЛЕЧИМ. НЕВРОЗ, КОТОРЫЙ НЕ ЛЕЧИЛИ, НЕ ИСЧЕЗНЕТ. СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ. Неврозы у детей не возникают на голом месте, неврозы в детском возрасте являются клинико-психологическим выражением проблем трёх поколений: прародителей, родителей и детей. Изменения личности родителей предшествуют развитию невроза у детей. Основные черты таких родителей.
НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ. Есть нечто общее у всех детей, страдающих неврозами – трудности общения, взаимопонимания со сверстниками. То ребёнок пытается во что бы, то ни стало завоевать признание и дружбу, то отказывается по внешне необъяснимым причинам. То стремится верховодить, не обращая внимания на реальное соотношение сил, то становится зависимым и ведомым, подчиняется любому влиянию, иногда – не самому лучшему. Типичны и такие случаи, когда ребёнок тянется к детям более старшего возраста, не сообразуясь с тем, насколько общение с ним может быть им интересным. Нередко он стремится к общению с более младшими, где, кажется, могут реализоваться его возможности и где он может навязывать своё мнение. Но и здесь, в конечном счёте, всё равно не получает того признания, на которое претендует. Ребёнок с неврозом не может владеть собой, не может нравиться сверстниками, что ещё более усиливает неуверенность в себе. Встречая неприятие сверстников, ещё больше уходит в себя, отказывается от попыток установить взаимные контакты, замыкается в мире своих переживаний и чувств. Навык общения оказывается несформированным. В развитии такого навыка есть пора, которую можно считать основополагающей. Обычно это возраст 4-8 лет, когда всем детям присуща отчётливая потребность общаться с себе подобными. Мальчики и девочки не только узнают, кто они такие в представлении других, но и пробуют силы и умения, утверждая себя, именно как мальчики и девочки. А что получается при неврозе? Мальчики не могут постоять за себя, они слишком беззащитны, и ранимы в любых ситуациях повседневного взаимодействия со сверстниками. Нужно в чём-то настоять на своём или уступить другому, не теряя лица, и в то же время не отталкивать от себя несговорчивостью. А ребёнок с неврозом как раз этого делать не умеет. Он впадает в крайности: то слишком покладист и уступчив; то пытается во что бы, то ни стало отстоять свою позицию, не считаясь с ситуацией игры. Такое упорство может оказаться абсолютно бесперспективным…Девочка, наоборот, ведёт себя так, как мог бы вести себя именно мальчик: держится, подчёркнуто независимо, иной раз вызывающе, пытаясь влиять на других девочек и подчинять их себе. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ СТОИТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ? Главное – чтобы родители критически посмотрели сами на себя. Ведь нередко получается, что, будучи недостаточно общи- тельными, контактными, ведя изолированный образ жизни, они не признают у себя таких проблем, не видят или не хотят видеть их, а от детей требуют, чтобы у них всё было в порядке. Нужно преодолевать самим эти трудности и быть личным примером для детей. Надо быть активными, шире контактировать с людьми, водить с собой детей, играть с ними вместе, создавать жизнерадостную, оптимистическую атмосферу, а не пессимистическую, тревожную. Второе – не создавать искусственную среду для ребёнка. Оградить его от сверстников, может быть, взрослым и удастся, но итоги этого, как мы это видели, только печальные. Без игр, без друзей, без детских конфликтов и ссор ребёнок не может обойтись, если вы хотите, чтобы его развитие было полноценным. Третий совет – учить ребёнка конструктивно, спокойно и оптимистично относиться к своим трудностям, не винить чрезмерно себя, но и не искать виновников среди других. Общение – это сотрудничество. И научить ребёнка взаимодействовать со сверстниками, с взрослыми родители смогут лишь в контакте с теми людьми, с которыми он непосредственно общается или хочет общаться Литература: А.И.ЗАХАРОВ «НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ» АНКЕТА «ПРИЗНАКИ АГРЕССИВНОСТИ»
Если у вас получилось 15-20 положительных ответов, то ваш ребёнок с высокой степенью агрессивности, если 7-14 со средней степенью агрессивности, если 1-6 с низкой степенью агрессивности. КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОГО РЕБЁНКА
Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребёнка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребёнок является агрессивным. ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА.
|