«Мой край родной – мой город Россошь!» НОД по развитию речи в старшей группе | Обучение и развитие детей

«Мой край родной – мой город Россошь!» НОД по развитию речи в старшей группе

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Бондаренко Оксана Владимировна
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Цель:формирование представлений о родном городе Россошь; развитие речи дошкольников, на основе краеведческого материала. Задачи: Образовательные: формировать представление о достопримечательностях родного города, расширить и обогатить словарный запас дошкольников в области краеведения;активизировать речевую деятельность через участие в беседе о родном городе; упражнять в образовании прилагательных от существительных (дом из кирпича – кирпичный, из камня – каменный, из дерева – деревянный, из панелей – панельный), в образовании существительных с уменьшительно — ласкательным суффиксом (улица – улочка, окно – окошко, река – речка, дорога – дорожка и т.п.), активизировать словарный запас за счёт слов – существительных: родимый, родинка, родственник, многоэтажный, народные; Развивающие: развивать просодические компоненты речи (силу, темп, ритм) посредствам игровых упражнений; активизировать развитие речевого творчества детей, умение отвечать на вопросы простым распространённым предложением; способствовать развитию речевого слуха дошкольников, умению сочетать слова с движениями; Воспитательные: воспитывать чувство любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре. Предварительная работа:беседы о родном городе Россошь; рассматривание иллюстраций «Природа родного края», картинок с изображением культурных мест города, достопримечательностей; экскурсии по городу; чтение и заучивание стихотворений о родине; рисование на тему наш любимый город; сюжетно-ролевые игры детей; прослушивание аудиозаписей. Материалы и оборудование:телевизор, видеофайл о малой и большой Родине (аудио и фото материалы), флажок (символ России), ватман, клей, фотографии с видами г.Россоши, кисти, фломастеры, печатные стихи о г.Россошь, салфетки на каждого ребёнка. Виды детской деятельности:игровая, двигательная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы, коммуникативная. Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вводно-организационный момент: Звучит аудиозапись «Малая родина» В.Гордей (входят дети и становятся в круг): Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй» Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в родном краю – Всех я вас приветствую! (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, а затем сжимаем пальцы в замок.) Игра «Давайте познакомимся» Воспитатель обращает внимание детей на флажок. Ребята, у каждого человека есть Родина – страна, где он живёт. Как называется наша страна? (Ответы: Россия) – А как называют жителей нашей страны? (Россияне) – С его помощью представимся нашим гостям, мы будем передавать флажок (государственный символ) друг другу, и называть своё имя и фамилию. Воспитатель: – Кто же вам дал имя и фамилию? (Ответы: родители, мама, папа) – А когда родители дали их вам? (Ответы: когда родились) (пауза на флаге) Основная часть: Слайды под песню «Ты живи моя Россия» (глобус, карта и фото о России) Воспитатель: У нас в гостях сегодня Светлана Александровна, она нам расскажет про  малую родину.                           «Как велика моя земля!                          Как широки просторы,                          Озера, реки и поля,                          Леса и степь, и горы!                          Раскинулась моя земля                          От севера до юга.                          Когда в одном краю весна                          В другом – снега и вьюга. Мы гордимся нашей великой Россией. (показ слайда) У каждого из нас есть и своя малая родина – тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом, где и вы живете. Для кого-то малая родина – небольшой поселок или деревушка, для других – городская улица и зеленый дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя! Послушайте стихотворение ученицы 3 класса Иры Григорьевой про г.Россошь.                          Моя малая родина.                          Моя малая родина – Россошь,                          Самый милый душе уголок.                          Где береза стоит под откосом,                          Одуванчиков целый лужок.                          Я люблю прогуляться у речки,                          Собирая букет полевой,                          И послушать, поют как кузнечики,                          На закате в траве молодой.                          Я любуюсь садами цветущими.                          Куст сирени, черемухи цвет,                          Небо чистое, солнце лучистое –                          Лучше Россоши города нет.                          Моя малая родина – Россошь.                          Я люблю тебя, город родной!                          Процветай же, мой город хороший.                          Будем все мы гордиться тобой. Для каждого человека ближе и роднее то место, где он родился, ходит в детский сад, школу, работает и живёт. Это его малая родина. Ребята, а вы знаете стихи о родине? (Да) Воспитатель: стихотворения Татьяны Боковой. Родина А мы ребята, внимательно послушаем стихотворения и попробуем назвать слова из этого стихотворения, похожие со словом родина. (Родимый, родная, родинка) Родина слово большое, большое! 1 ребёнок Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес! В нем умещается ровно полмира: 2 ребёнок Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок … и я. Зайчик солнечный в ладошке, 3 ребёнок Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. Педагог дополнительного образования по краеведению: Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнать о её истории, берегите её природу, храните её обычаи и традиции. Речевая игра «Семейка слов» (Перечисляем все слова из одной семейки со словом Родина.) – Каким словом можно назвать папу и маму? (Родители.) – Каким словом ты назовешь родных дядю и тетю? (Родственники.) – Какой брат у тебя есть? (Родной.) – А кто живет в нашей стране? (Народ.) – Какие песни мы пели? (Народные.) – Вот какая большая семья получилась! Родина – родная земля!   Подвижная игра «Заря» Воспитатель: а бабушки и дедушки играли раньше в народные игры. А вы любите играть? А игра заря-заряница вам знакома. Давайте станем в хоровод… Игра проводится под русскую народную мелодию. Дети, двигаясь в хороводе, проговаривают стихотворный текст. Останавливаются и убирают руки за спину, и водящий кладёт ленту на плечо игроку и оба, обежав круг, занимают свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей». Игра повторяется (слайд музыка)                          Заря-зарница,                          Красная девица,                          По полю ходила,                          Ключи обронила,                          Ключи золотые,                          Ленты голубые,                          Кольца обвитые –                          За водой пошла! Релаксация Воспитатель: Хорошо поиграли, молодцы. Теперь приглашаю вас на луг к реке Сухая Россошь (Показ слайда) – Давайте закроем глазки и представим, что мы находимся не в детском саду, а у воды. (Минутка релаксации под звуки природы) (вставайте, ребята, кто это пришел?) Сказочный персонаж/загадки Появляется Незнайка. – Здравствуйте ребята! Куда я приехал? Как называется ваш город? – Я живу в Цветочном городе, у нас много цветов. Знаете, как там красиво! У нас в городе много разных зданий, но я забыл, как они называются. Может вы поможете мне вспомнить их названия? Тогда слушайте мои загадки                          В этом домике врачи                          Ждут людей, чтоб их лечить.                          Всем они помочь готовы –                          Отпускают лишь здоровых.                          (больница)

Стоит весёлый, светлый дом. Ребят проворных много в нём. Там пишут и считают, Рисуют и читают (школа)                            Это что за чудный дом?                          Сто детишек в доме том,                          Дом детишкам очень рад.                          Что же это…(детский сад)   Шумят повсюду поезда, И едут люди кто куда. Со всех сторон, со всех концов, Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал, Что называется… (вокзал)

                         Ты можешь здесь купить конверт.                          Послать посылку срочно.                          Всем передать большой привет.                          Ведь это здание – …                          (почта)

Если холодильник пуст, Закончились продукты. Ты сюда входи скорее. И бери корзину, Покупай, что повкуснее. В нашем…                          (магазине)

Незнайка:
Молодцы. Все мои загадки отгадали. Ой! Что за чудеса! (Обращает внимание на экран-слайды «Здания города») Если вы знаете, что это за здания расскажите мне о них. (Ответы детей, дети присаживаются, показ слайдов) (последнее фото – Храм) Рассказ ребенка, потом колокол – картинка Загадка о колоколе:                          На голове – корона,                          На короне – ворона.                          Языком по губе:                          – Бом!                          Понёсся звон:                          Не наткнётся на кол.                          Звенит                          (колокол) поиграем в игру, изменяя силу и темп голоса. Дыхательное упражнение «Колокол» Дети становятся в круг, поднимают поочередно руки вверх, соединяют руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом» и синхронно, с силой бросают руки вниз. На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько раз. Незнайка: У нас в Цветочном городе много разных улиц, площадей. Хотите узнать их названия? (Да) Тогда вставайте в круг и повторяйте за мной. Физминутка «Мы по улицам шагаем» Мы по городу идем, (маршируют) Звонко песенку поем. (покачивания головой вправо-влево) Мы по улице шагаем, (маршируют) Ноги ровно поднимаем. (оттягивают носочки каждой ноги) Делай шаг – раз, два, (шагают) Взмах руками – три, четыре. (взмахи руками) Повернулась голова, (поворот головы) Руки вверх и ноги шире. (руки поднимают вверх) Прыгнем вместе высоко И побегаем легко. Незнайка: как и обещал я скажу есть у нас в городе -улица Маргариток, улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А вы знаете названий улиц вашего города? Что и домашний адрес знаете? Воспитатель: Незнайка, мы не только знаем названия улиц, но и можем показать на карте города Россошь, где они находятся. Игра «Кто, где, живет?» (приклеивать флажки на карту г. Россошь). Дети не толкаем друг друга, уступаем, не забываем про то, как хорошо быть вежливым. Воспитатель: Малая Родина – это же не только город, где мы живем, но и  ваш дом, в котором вы живете со своими родителями. Работа с фотовыставкой: посмотрите на фотографии ваших домов и  попробуйте рассказать Незнайке про ваш дом, употребляя слова, отвечающие на вопрос – какой? ваш дом? Какие по размеру дома стоят на улицах нашего города? (высокие и низкие, деревянные и каменные, кирпичные и панельные) – Сколько этажей в вашем доме? – Как правильно назвать дом, в котором один этаж (2,3,4,5 и т.д.), много этажей – многоэтажный? – Из каких частей состоит дом? (фундамент, стены, окна, двери, крыша, балкон, лестница и т.д.) Д/игра – «Назови ласково» Дом – домик, окно – окошечко, балкон – балкончик, Улица – улочка, крыльцо – крылечко, река – речка и т.д. Воспитатеь: Ребята, научим Незнайку дом строить? Голосовое упражнение «Строим дом» Стук, стук молотком, Строим, строим, строим дом. Незнайка: Какие вы молодцы, так много знаете о своём городе. А вот я всегда всё забываю. Знайка говорит, что у меня ветер в голове гуляет. Мне очень хочется рассказать своим друзьям о вашем городе. Помогите мне, пожалуйста. Воспитатель: Ребята, а как мы сможем помочь Незнайке (ответы детей). А вот у нас на столе есть бумага, картинки, клей, фломастеры, ножницы. Мы могли бы что-нибудь сделать? Мы с вами сделаем коллаж. Ваша задача: выбрать картинку, которую бы вы хотели разместить на коллаже и с помощью клея-карандаша приклейте в свободном месте. (Воспитатель с Незнайкой обходят детей, и по ходу их деятельности задаёт вопросы: что вы приклеиваете, как называется это здание, почему ты выбрал именно эту картинку? и т.п.) Воспитатель: Тогда за работу. Коллективная работа «Наш город» (аппликация, рисование) Звучит аудиозапись песни «У моей России» Какой красивый получился у нас коллаж, Незнайка с удовольствием расскажет, что у нас много современных зданий, достопримечательностей, много интересных мест, где можно отдохнуть. Незнайка: Спасибо ребята! Замечательно получилось. Заключительная часть: – Что мы сегодня рассказывали Незнайке? (ответы детей) Незнайка: Я вернусь в свой Цветочный город и расскажу о вашем городе Россошь своим друзьям. А вы (обращается к детям) проводите меня, пожалуйста, чтобы я опять не заблудился. (дети уходят вместе с Незнайкой)