Модель урока русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении» | Обучение и развитие детей

Модель урока русского языка в 9 классе «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Бенца Людмила Ивановна
Дидактическое обоснование Тип урока: комбинированный урок Цели: Дидактическая: способствовать формированию УУД в процессе работы с блоком новой учебной информации закрепления и применения; проверки уровня достижения планируемых результатов по содержанию предметные: знать виды сложных предложений, уметь опознавать бессоюзные предложения с двоеточием, изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях и на этой основе сформировать соответствующий пунктуационный навык,формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения,уметь строить предложения нужного типа метапредметные познавательные: уметь запоминать теоретический материал, уметь анализировать материал и создавать авторский текст, используя карточки; уметь кодировать учебную информацию в виде схемы Коммуникативные: уметь отвечать на вопросы, уметь выражать свои мысли,уметь интонационно выделять части этих предложений и на этом основании определять выбор знака препинания Регулятивные: уметь подготовить рабочее пространство к деятельности; уметь планировать свою деятельность Личностные: уметь концентрировать внимание, уметь анализировать постановку двоеточия в других типах предложений, уметь определять достигнутые результаты. Методы обучения: частично-поисковый метод. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная. Средства обучения: учебник, дидактические материалы, презентация.   Таблица 1 Ход урока  
Компоненты

Содержания

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Оргмомент

Привлекает внимание учащихся

Организует работу по подготовке рабочего места

Концентрируют внимание

Проверяют наличие учебника, тетради.

Р.умение концентрировать внимание, умение организовать рабочее пространство

Целеполагание и мотивация

Демонстрирует на доске перечень умений (планируемый результат), которыми может овладеть на уроке

Знакомятся с перечнем умений, которые запланированы учителем. Сам определяет, чему может научиться

Р.умение планировать результат своей деятельности

Актуализация знаний и умений

Организует воспроизводящую беседу репродуктивного характера: (вопросы – приложение №1)

организует работу по раскрытию содержания закодированной информации. (учебник стр.124-125 – схемы)

Отвечают на вопросы, раскрывают содержание схемы

Умение отвечать на вопросы, умение создавать  текст, используя схему

Изучение нового материала

Разъясняет смысл содержания понятия  «Бессоюзные предложения», предлагает задание для самостоятельной работы: дать характеристику бессоюзных предложений, используя карточки (приложение №2)

Запоминают виды бессоюзных предложений, дают им характеристику и анализируют постановку знаков препинания

Умение запоминать теоретический материал; умение анализировать языковой материал и создавать авторский текст, используя карточки

Закрепление

Даёт задание составить схему, распределив виды предложений, используя примеры

СХЕМА:

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (интонация пояснения)

Схема правила «проверочные» союзы и слова

1) [ ] : [причина] потому что, так как

2) [ ] : [пояснение] а именно

3) [ ] : [дополнение] что, как

Составляют схему, распределяя виды предложений 

Умение кодировать учебную информацию в виде схемы

Применение новой информации

Предлагает упражнение по новому материалу на постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях (приложение №3)

 Записывают бессоюзные предложения, определяют тип придаточных, расставляют знаки препинания; составляют предложения с указанным учителем видом бессоюзного предложения (в парах)

Умение выделять части бессоюзного предложения, ставить нужный знак препинания, умение строить предложения нужного типа

Проверка уровня усвоения нового материала

Объясняет, что проверка усвоения будет на следующем уроке и говорит, что нужно сделать, чтобы получит «5»

Слушают учителя и определяют, что им нужно выучить на «5»

Умение ставить перед собой задачу

Д.з на выбор

Поясняет, почему нужно выполнить Д/з., поясняет, как выполнить Д/з. (приложение №4)

Записывают Д/з., слушают учителя и определяют, какое Д/з. они будут выполнять

Умение определять объём Д/з.

Подведение итогов

Демонстрирует перечень умений, которые получили на уроке

Определяют, какими умениями владеют, а какие надо доработать

Умение определять достигнутый результат

  Приложения Приложение № 1 Вопросы для репродуктивной беседы: Мы говорили в течение нескольких уроков о сложных бессоюзных предложениях. Понаблюдайте над языковым материалом на стр. 124-125 Прочитайте предложения, объясните употребление в них разных знаков препинания. Составьте схемы предложений. Мы сегодня поговорим о сложных бессоюзных предложениях с двоеточием. Что же представляют собой эти сложные предложения? Приложение № 2 Наблюдение над языковым материалом (карточки разложены на каждой парте) 1. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 1) Пример: Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. Как мы видим, второе предложение раскрывает содержание первого. Между частями БСП мы можем поставить «а именно», а смысл сохранится.

2. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 2) Пример: Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Здесь между 1-й и 2-й частями БСП мы можем поставить союз «потому что».

3. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 3) Пример: Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. В данном случае второе предложение дополняет смысл первого. Для уточнения этих отношений можно вставить «что». 4. ДВОЕТОЧИЕ ставится, если: 4) Пример: Сережа оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. В первом предложении опускаются слова: «и увидел», «и услышал», «и почувствовал». Они называются глаголами восприятия. Приложение № 3 Для работы в парах (карточки) 1 группа Запишите предложения. Выделите в них грамматические основы и докажите, что эти предложения сложные. В каждом бессоюзном сложном предложении укажите части, определите смысловые отношения между ними. 1) Любите книгу: она поможет разобраться вам в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека (М. Горький). 2) Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг (А. Толстой). 3) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни (И. Палачев) 4) Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский)5) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев). Сделайте вывод о постановке знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины. Дополните примерами из упр.196. 2-я группа Запишите предложения, определите значения между частями. Устно замените бессоюзные сложные предложения сложноподчиненными с придаточными изъяснительными. 1) Помни: все хорошее на земле от человека (М. Горький). 2) Я поднял глаза и увидел: высоко в небе пролетает клин журавлей. 3) Я знаю: книга — лучший советчик и друг. 4) мне было очень интересно: я впервые увидел дельфина-акробата.5) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) 6) Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев) Сделайте вывод о постановке знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях со значением пояснения, изъяснения. Дополните примерами из упр.196 3-я группа Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните – все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания. 1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков).

2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево – осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев).

3. Приглядишься: не облака плывут – луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (М. Булгаков). Приложение № 4 Домашнее задание 1) Выучить теоретический материал учебника по теме урока. 2) Закончить начатые предложения упр.198 3) Выписать из произведений художественной литературы 4-5 бессоюзных сложных предложений со значениями пояснения, причины.