Методические рекомендации по использованию современных православных авторских духовных песен в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Елисеева Алена Борисовна
Мы изучаем современную авторскую духовную песню, для возможности использования ее и введения в программу по музыке, разработанной на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1–4 кл, 5–7 кл., «Искусство» – 8–9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: «Просвещение», 2014 год). Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2010 года № 1089; • Авторская программа «Музыка 5–7» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1–7 классы. Искусство 8–9 классы» – М. Просвещение, 2013;; Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. Темы, заявленные этой программой, вполне удовлетворяют нашим запросам и дают возможность использования современных авторских духовных песен как материал для прослушивания, так и разучивания, для повышения нравственного потенциала. Чтобы разнообразить и украсить даваемый материал, мы старались подобрать песни, соответствующие не только теме или историческому наследию, но показывающие отношение православия к этому историческому факту или личности. Нами приведены темы поурочных планов и соответствующие им современные авторские духовные песни. Надо отметить, что музыка ведется только 1 раз в неделю, а это 34–35 часов в год. Песни для разучивания могут задаваться на дом, но повторяются несколько уроков подряд, для воспитания соборности, чувства плеча, дружбы. Учебно-тематический план (3-й класс)
Образы родной природы, песенность и мелодичность русской музыки, защитники Отечества и святые земли русской. К каждому уроку можно подобрать современную духовную песню, которая выразит главную мысль содержания урока. Музыка – это творческий урок, на котором дети учатся не только запоминать информацию, но и чувствовать, воспринимать ее. Для этого возраста мы подобрали следующее песни:
1. «Россия – Родина моя»
«Колокола» сл. Е. Мельник, муз. Е. Будрак – школьные педагоги, написавшие песню специально для детей. Песня для разучивания. 2. «День, полный событий»
«Всего-то навсего» сл. и муз. Б. Зонова – школьного учителя. Песня для слушания и обсуждения.
3. «О России петь – что стремиться в храм»
«Я поставлю свечу» неизвестный автор. Песня для прослушивания и разучивания, записана в исполнении ансамбля «Отрада».
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Рождественские колядки для разучивания.
5. «В музыкальном театре»
«Время колокольчиков» сл. В. Башлачева, муз. Г. Заволокина – песня для слушания.
6. «В концертном зале»
«Казачья молитва» народная казачья песня в исполнении Кубанского хора под руководством В.Захарченко. Песня для разучивания.
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Любите друг друга» сл. и муз. Иеромонаха Иустина. Песня для слушания и разучивания.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (4-й класс)
Программа 4-го класса нацелена на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки. Конечно, предпочтение отдается музыке великих русских композиторов, изучению русской культуры, связанной с направлениями современного православного музыкального творчества.
Для этих классов мы выбрал следующих авторов и песни:
1. «Россия-Родина моя»
«Россия, моя, Россия» сл. М. Ярковой, муз. В. Симоненко – песня для слушания.
2. «День, полный событий»
«Колокольный звон» сл. С. Красикова, муз. Г. Заволокина
3. «В музыкальном театре»
«Земля Русская» сл. схиигумнна Серафима, муз. А. Заволокиной
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«С Рождеством, Вас, Христовым» сл. и муз. В.Опарина
5. «В концертном зале»
«Иванушка» сл. и муз. Б. Зонова, слушание песни в исполнении ансамбля «Отрада».
6. В музыкальном театре.
«Россия, моя, Россия» сл. М. Ярковой, муз. В. Симоненко музыка для слушания и разучивания.
7. «О России петь – что стремиться в храм»
«Ой, веди нас, Княже» сл. и муз. Г. Лупандиной
8. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Христос Воскресе» сл. и муз. Г. Лупандиной, в исполнении трио «Обычные люди». Песня для слушания и разучивания.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5-й класс)
№ | Разделы и темы | Количество часов |
| Россия – Родина моя | 5 |
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 |
2 | Природа и музыка. | 1 |
3 | Виват, Россия. (кант). Наша слава – русская держава. | 1 |
4 | Кантата «Александр Невский». | 1 |
5 | Опера «Иван Сусанин». | 1 |
| День, полный событий | 4 |
6 | Утро. | 1 |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 1 |
9 | Обобщающий урок. | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм» | 4 |
10 | Радуйся Мария. Богородице Дево, радуйся. | 1 |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 |
12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 |
13 | Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 3 |
14 | Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе | 1 |
15 | Певцы русской старины. Лель. | 1 |
16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. Обобщающий урок. | 1 |
| В музыкальном театре | 6 |
17 | Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Фарлаф. | 1 |
18 | Опера «Орфей и Эвридика». | 1 |
19 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 |
20 | «Океан – море синее». | 1 |
21 | Балет «Спящая красавица». | 1 |
22 | В современных ритмах (мюзикл). | 1 |
| В концертном зале | 7 |
23 | Музыкальное состязание (концерт). | 1 |
24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 |
25 | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 |
26 | Обобщающий урок. | 1 |
27 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 |
28 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть, финал. | 1 |
29 | Мир Бетховена. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
30 | Чудо музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 1 |
31 | Мир Прокофьева. | 1 |
32 | Певцы родной природы. | 1 |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. | 1 |
34 | Обобщающий урок. | 1 |
1. «Россия – Родина моя»
«Колокола» сл. Е. Мельник, муз. Е. Будрак – школьные педагоги, написавшие песню специально для детей. Песня для разучивания. 2. «День, полный событий»
«Всего-то навсего» сл. и муз. Б. Зонова – школьного учителя. Песня для слушания и обсуждения.
3. «О России петь – что стремиться в храм»
«Я поставлю свечу» неизвестный автор. Песня для прослушивания и разучивания, записана в исполнении ансамбля «Отрада».
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Рождественские колядки для разучивания.
5. «В музыкальном театре»
«Время колокольчиков» сл. В. Башлачева, муз. Г. Заволокина – песня для слушания.
6. «В концертном зале»
«Казачья молитва» народная казачья песня в исполнении Кубанского хора под руководством В.Захарченко. Песня для разучивания.
7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Любите друг друга» сл. и муз. Иеромонаха Иустина. Песня для слушания и разучивания.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (4-й класс)
№ | Разделы и темы | Количество часов |
| Россия – Родина моя | 4 |
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». «Что не выразишь словами, звуком на душу навей» | 1 |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 1 |
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 1 |
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь». | 1 |
| День, полный событий | 5 |
5 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 |
6 | Зимнее утро, зимний вечер. | 1 |
7 | «Что за прелесть эти сказки…». Три чуда. | 1 |
8 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. | 1 |
9 | «Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок. | 1 |
| В музыкальном театре | 4 |
10–11 | Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки. | 2 |
12 | Опера «Хованщина» М.П. Мусоргского. | 1 |
13 | Русский Восток. Сезам, откройся. Восточные мотивы. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 3 |
14 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 1 |
15 | Оркестр русских народных инструментов. | 1 |
16 | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. Обобщающий урок. | 1 |
| В концертном зале | 6 |
17 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 |
18 | Старый замок. | 1 |
19 | Счастье в сирени живет… | 1 |
20 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 1 |
21 | Патетическая соната. Годы странствий. | 1 |
22 | Царит гармония оркестра. | 1 |
| В музыкальном театре | 2 |
23 | Театр музыкальной комедии. | 1 |
24 | Балет «Петрушка» | 1 |
| «О России петь – что стремиться в храм» | 4 |
25 | Святые земли Русской. Илья Муромец | 1 |
26 | Кирилл и Мефодий. | 1 |
27 | Праздников праздник, торжество из торжеств. | 1 |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 1 |
| «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 1 |
29 | Народные праздники. Троица. | 1 |
| «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
30 | Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 1 |
31 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 1 |
32 | В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
33 | Музыкальный сказочник. | 1 |
34 | Рассвет на Москве-реке. Обобщающий урок. | 1 |
| Итого | 34 |
Для этих классов мы выбрал следующих авторов и песни:
1. «Россия-Родина моя»
«Россия, моя, Россия» сл. М. Ярковой, муз. В. Симоненко – песня для слушания.
2. «День, полный событий»
«Колокольный звон» сл. С. Красикова, муз. Г. Заволокина
3. «В музыкальном театре»
«Земля Русская» сл. схиигумнна Серафима, муз. А. Заволокиной
4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
«С Рождеством, Вас, Христовым» сл. и муз. В.Опарина
5. «В концертном зале»
«Иванушка» сл. и муз. Б. Зонова, слушание песни в исполнении ансамбля «Отрада».
6. В музыкальном театре.
«Россия, моя, Россия» сл. М. Ярковой, муз. В. Симоненко музыка для слушания и разучивания.
7. «О России петь – что стремиться в храм»
«Ой, веди нас, Княже» сл. и муз. Г. Лупандиной
8. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
«Христос Воскресе» сл. и муз. Г. Лупандиной, в исполнении трио «Обычные люди». Песня для слушания и разучивания.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (5-й класс)