Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность" | Обучение и развитие детей

Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность"

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность"
Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность"
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика правонарушений
Индекс материала
Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности «Моя безопасность»
Методические указания к проведению игр
Игры: "Вымогательство", "Опасность"
Примерный ход игры "Незнакомец"
Все страницы
Страница 1 из 4С каждым годом растет количество преступлений, совершенных против детей. Сегодня дети, как никогда раньше, подвергаются опасности стать жертвами преступлений. Поэтому и родителям, и учителям необходимо использовать все возможные средства для того, чтобы защитить детей и, что еще важнее, научить их  защищаться самостоятельно.

Как защитить ребенка от преступников? Как распознать уловки похитителей и маньяков? Как обучить детей правильному поведению  в опасных ситуациях?

Данные методические рекомендации помогут социальным педагогам  школ и внешкольных учреждений, воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов (а также родителям) в работе с детьми по обучению их уверенному поведению в различных экстремальных ситуациях. Они адресованы всем заинтересованным в воспитании у детей безопасного поведения людям.

Игры предназначены для детей старшего  дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение в виде игры придает детям смелость и уверенность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их. Помните, что вы не просто даете детям знания о том, как вести себя сегодня. Вы даете им возможность защищать и оберегать себя всю жизнь.

Игры лучше проводить с небольшой группой детей. Если это дети дошкольного возраста — 6-8 человек, а если  младшего школьного возраста, то 8-10 человек. Для проведения игр необходимо выбирать свободное от занятий время. В младших классах — это классный час или специально выделенное для проведения игр время факультативных часов. В дошкольном учреждении можно использовать игровое время второй половины дня. Можно вставить игры в сетку занятий — один-два раза в неделю. Занятия целесообразно проводить по подгруппам. Продолжительность игры не более 25 минут. Поэтому один вариант игры может занять несколько игровых занятий.

В работе с дошкольниками необходимо помнить, что им трудно самостоятельно найти безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Предлагаемые игры являются одним из средств обучения детей поведению в экстремальных ситуациях.

Цель любой игры имеет три аспекта:

  • познавательный –включает те знания, которые получает ребенок в процессе игры: определенные правила и умения, связанные с безопасной жизнедеятельностью;
  • воспитательный – подразумевает демонстрацию различных форм общения между людьми, сохранения доброго отношения к людям при наличии навыков бдительного и безопасного поведения, воспитание доверия к окружающему миру;
  • поведенческий – ориентирован на формирование определенных моделей поведения.
Как воспитать в наших детях здоровое чувство доверия, разумный взгляд на наш мир? 

Предоставляя детям информацию по основам безопасности, взрослый, помимо воли, переходит к «тактике запугивания», говоря о том, что может случиться, если не внимать предупреждениям. Многие дети могут не запомнить полезную информацию, но в памяти у них четко отложится то, что им угрожает опасность. Страх нередко парализует и, запугивая детей, можно подорвать у них способность правильно реагировать в опасной ситуации и встречать ее уверенным поведением.

Каждую игру с детьми можно начинать с таких слов, например:

«Большинство взрослых людей достойны доверия, но есть исключения из этого правила. Некоторые ведут себя с детьми недостойно, а кое-кто причиняет детям серьезный ущерб» /2/.

Далее следует обучать детей, что делать, сталкиваясь с такими людьми, не переставая повторять им, что большинство людей не способны причинить зло детям. «Большинство взрослых хорошие, но некоторые – нет. К сожалению, мы не всегда можем увидеть разницу. Поэтому важно знать и соблюдать правила безопасности».

Прежде чем начнутся игровые занятия, обязательно должна быть организована встреча с родителями и получено согласие на работу с их детьми (форма может быть произвольной, но согласие должно быть подтверждено подписями).

Хорошо было бы заручиться родительской поддержкой на время проведения всего цикла игр. Основная поддержка родителей может заключаться в обсуждении и закреплении знаний и правил, полученных детьми в ходе игровых занятий.

Многие родители считают, что их дети не нуждаются в знаниях правил безопасности. Поэтому, без согласия родителей, работа с ребенком не ведется.

В ходе первой встречи с родителями можно рекомендовать следующие приемы безопасности:

1. Научить ребенка четко, громко и уверенно говорить «Нет!»

2. Предложить родителям вместе с детьми продумать семейный пароль, который каждый из членов семьи мог бы использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации. Это может быть одно слово или фраза, но смысл один: » Я в опасности! Мне нужна помощь!».

3.  Родителям рекомендуется раздать информационные листки с правилами безопасности для детей, с перечнем понятий и знаний, которые необходимо усвоить детям.

4.  Для детей, которые ходят без сопровождения взрослых, можно заранее продумать постоянный маршрут, договориться с ребенком о том, что он всегда будет ходить одной и той же дорогой, причем первое время можно ходить с ребенком вместе. Если взрослые (родители, старшие братья и сестры) не встречают ребенка из школы (бассейна,  занятий секции, кружковых занятий и т. п.), то ему рекомендуется ходить с группой сверстников, с друзьями.

5. Ребенка, самостоятельно возвращающегося домой, следует научить беречь ключи и тому, как действовать в случае их потери. Необходимо привить ребенку привычку, что всякий раз уходя из дому, он должен убедиться в том, что взял ключ.

6. Если ребенок много времени проводит на улице, во дворе, то желательно, чтобы родителями были четко оговорены границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.

7. Установленное в семье правило «докладов» поможет родителям знать о планах детей, об их намерениях, быть в курсе событий. Такая семейная традиция  – одно из условий безопасности ребенка.

8. Родителям можно рекомендовать играть с детьми в игру «Что, если…» /2/, в ходе которой дети учатся использовать полученные в играх знания и принимать решения.

Например:

«Что, если ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит тебя помочь ему и проводить, например, к метро?»

«Что, если, к примеру, ты идешь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?»

«Что, если, к примеру, мы с тобой потеряли друг друга в магазине?»

«Что, если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?» и т.п.

9. В период обучения детей основам безопасной жизнедеятельности, родителям предложить внимательно выслушивать детей:

их рассказы о том, чем они занимались в детском саду (школе), что узнали нового, чему научились.

Выполнение данных рекомендаций может оказать помощь в организации безопасного пространства вокруг ребенка.

Перед  проведением игр рекомендуется помочь детям усвоить определенные знания:

1.Ребенок должен знать свое имя, имена и фамилии родителей, свой домашний адрес и телефон.

2.Определения следующих понятий:

  • «незнакомец» — это тот человек, которого ты не знаешь;
  • «опасный незнакомец» — это тот человек, который подходит к ребенку, заговаривает с ним или просит ребенка помочь в  чем-нибудь;
  • «безопасный незнакомец» — милиционер, кассир, продавец магазина, военнослужащий, человек, который не вступает первым в контакт с ребенком;
  • «безопасное место» — любое общественное место, видное и людное (аптека, почта, библиотека, банк, любое учреждение);
  • «опасное место» —  подворотня, стройка, места, поросшие густым кустарником, подвал, пустырь, темный двор и т.п.;
  • «безопасное время суток» — светлое время суток (утро, день);
  • «опасное время суток» — вечернее и ночное время.
Следует развивать наблюдательность детей, учить их запоминать важные детали в облике людей и обстоятельствах встречи с ними:

-особенности внешности (можно учить запоминать детали сверху вниз);

— пол, раса, примерный возраст, рост, телосложение;

— характерные приметы: шрамы, родимые пятна и т.п.;

— время встречи;

— место встречи;

— смысл сказанного (т.е. о чем говорил, просил незнакомец или незнакомка).

Внимательность можно развивать как в повседневной жизни, так и с помощью специальных упражнений, тренировки  на запоминание перечисленных деталей. Важно предоставлять детям возможность попрактиковаться в умении различать марки машин, запоминать их цвет, номер.

Этот перечень приемов для развития наблюдательности у ребенка можно рекомендовать родителям.

Кроме того, во время работы с детьми постарайтесь пользоваться доступным их возрасту языком, излагать мысли так, чтобы они могли их понять, терпеливо отвечать на вопросы, возникающие у детей в ходе игр.

В конце работы с детьми по обучению безопасному поведению с помощью ролевых игр целесообразно провести итоговое занятие.



Предыдущая — Следующая >>