Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность"
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность"
Методические рекомендации к ролевым играм по безопасности "Моя безопасность" |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика правонарушений | ||||||
Как защитить ребенка от преступников? Как распознать уловки похитителей и маньяков? Как обучить детей правильному поведению в опасных ситуациях? Данные методические рекомендации помогут социальным педагогам школ и внешкольных учреждений, воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов (а также родителям) в работе с детьми по обучению их уверенному поведению в различных экстремальных ситуациях. Они адресованы всем заинтересованным в воспитании у детей безопасного поведения людям. Игры предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Обучение в виде игры придает детям смелость и уверенность, в то время как просто беседы и описание трагических случаев, происшедших с другими детьми, способно напугать их. Помните, что вы не просто даете детям знания о том, как вести себя сегодня. Вы даете им возможность защищать и оберегать себя всю жизнь. Игры лучше проводить с небольшой группой детей. Если это дети дошкольного возраста — 6-8 человек, а если младшего школьного возраста, то 8-10 человек. Для проведения игр необходимо выбирать свободное от занятий время. В младших классах — это классный час или специально выделенное для проведения игр время факультативных часов. В дошкольном учреждении можно использовать игровое время второй половины дня. Можно вставить игры в сетку занятий — один-два раза в неделю. Занятия целесообразно проводить по подгруппам. Продолжительность игры не более 25 минут. Поэтому один вариант игры может занять несколько игровых занятий. В работе с дошкольниками необходимо помнить, что им трудно самостоятельно найти безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать. Предлагаемые игры являются одним из средств обучения детей поведению в экстремальных ситуациях. Цель любой игры имеет три аспекта:
Предоставляя детям информацию по основам безопасности, взрослый, помимо воли, переходит к «тактике запугивания», говоря о том, что может случиться, если не внимать предупреждениям. Многие дети могут не запомнить полезную информацию, но в памяти у них четко отложится то, что им угрожает опасность. Страх нередко парализует и, запугивая детей, можно подорвать у них способность правильно реагировать в опасной ситуации и встречать ее уверенным поведением. Каждую игру с детьми можно начинать с таких слов, например: «Большинство взрослых людей достойны доверия, но есть исключения из этого правила. Некоторые ведут себя с детьми недостойно, а кое-кто причиняет детям серьезный ущерб» /2/. Далее следует обучать детей, что делать, сталкиваясь с такими людьми, не переставая повторять им, что большинство людей не способны причинить зло детям. «Большинство взрослых хорошие, но некоторые – нет. К сожалению, мы не всегда можем увидеть разницу. Поэтому важно знать и соблюдать правила безопасности». Прежде чем начнутся игровые занятия, обязательно должна быть организована встреча с родителями и получено согласие на работу с их детьми (форма может быть произвольной, но согласие должно быть подтверждено подписями). Хорошо было бы заручиться родительской поддержкой на время проведения всего цикла игр. Основная поддержка родителей может заключаться в обсуждении и закреплении знаний и правил, полученных детьми в ходе игровых занятий. Многие родители считают, что их дети не нуждаются в знаниях правил безопасности. Поэтому, без согласия родителей, работа с ребенком не ведется. В ходе первой встречи с родителями можно рекомендовать следующие приемы безопасности: 1. Научить ребенка четко, громко и уверенно говорить «Нет!» 2. Предложить родителям вместе с детьми продумать семейный пароль, который каждый из членов семьи мог бы использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации. Это может быть одно слово или фраза, но смысл один: » Я в опасности! Мне нужна помощь!». 3. Родителям рекомендуется раздать информационные листки с правилами безопасности для детей, с перечнем понятий и знаний, которые необходимо усвоить детям. 4. Для детей, которые ходят без сопровождения взрослых, можно заранее продумать постоянный маршрут, договориться с ребенком о том, что он всегда будет ходить одной и той же дорогой, причем первое время можно ходить с ребенком вместе. Если взрослые (родители, старшие братья и сестры) не встречают ребенка из школы (бассейна, занятий секции, кружковых занятий и т. п.), то ему рекомендуется ходить с группой сверстников, с друзьями. 5. Ребенка, самостоятельно возвращающегося домой, следует научить беречь ключи и тому, как действовать в случае их потери. Необходимо привить ребенку привычку, что всякий раз уходя из дому, он должен убедиться в том, что взял ключ. 6. Если ребенок много времени проводит на улице, во дворе, то желательно, чтобы родителями были четко оговорены границы окрестностей, в которых ребенок может гулять. 7. Установленное в семье правило «докладов» поможет родителям знать о планах детей, об их намерениях, быть в курсе событий. Такая семейная традиция – одно из условий безопасности ребенка. 8. Родителям можно рекомендовать играть с детьми в игру «Что, если…» /2/, в ходе которой дети учатся использовать полученные в играх знания и принимать решения. Например: «Что, если ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит тебя помочь ему и проводить, например, к метро?» «Что, если, к примеру, ты идешь по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?» «Что, если, к примеру, мы с тобой потеряли друг друга в магазине?» «Что, если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или еще что-нибудь, чего тебе очень хочется?» и т.п. 9. В период обучения детей основам безопасной жизнедеятельности, родителям предложить внимательно выслушивать детей: их рассказы о том, чем они занимались в детском саду (школе), что узнали нового, чему научились. Выполнение данных рекомендаций может оказать помощь в организации безопасного пространства вокруг ребенка. Перед проведением игр рекомендуется помочь детям усвоить определенные знания: 1.Ребенок должен знать свое имя, имена и фамилии родителей, свой домашний адрес и телефон. 2.Определения следующих понятий:
-особенности внешности (можно учить запоминать детали сверху вниз); — пол, раса, примерный возраст, рост, телосложение; — характерные приметы: шрамы, родимые пятна и т.п.; — время встречи; — место встречи; — смысл сказанного (т.е. о чем говорил, просил незнакомец или незнакомка). Внимательность можно развивать как в повседневной жизни, так и с помощью специальных упражнений, тренировки на запоминание перечисленных деталей. Важно предоставлять детям возможность попрактиковаться в умении различать марки машин, запоминать их цвет, номер. Этот перечень приемов для развития наблюдательности у ребенка можно рекомендовать родителям. Кроме того, во время работы с детьми постарайтесь пользоваться доступным их возрасту языком, излагать мысли так, чтобы они могли их понять, терпеливо отвечать на вопросы, возникающие у детей в ходе игр. В конце работы с детьми по обучению безопасному поведению с помощью ролевых игр целесообразно провести итоговое занятие. Предыдущая — Следующая >> |