Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология» | Обучение и развитие детей

Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Егорова Наталья Николаевна
Общая психология относится к числу фундаментальных дисциплин, задающих характер профессионального мышления специалиста и обеспечивающих не только практическую деятельность, но и успешное усвоение других дисциплин профессиональной подготовки.  Методические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине «Общая психология» направлены на формирование у обучающихся системы теоретических знаний,  практических навыков и умений психологического анализа условий,  процессов  и  результатов жизнедеятельности людей. Содержание материала для самостоятельной работы обучающихся способствует измерению уровня сформированности компетенций на основании усвоения обучающимися знаний об объекте, предмете и структуре современной психологии, основных понятий, категорий и законов психологии, о психических процессах, состояниях, свойствах, индивидуально-типологические особенностях личности, психологических методах познания и самопознания, выработки у обучающихся умений и навыков использования общепсихологические знаний для решения профессиональных задач, совершенствования и личностного роста, подбора и применения адекватной теоретической модели для решения конкретной прикладной задачи, выбора алгоритма исследовательской и формирующей части психологического исследования,  практического применения совокупности методов исследования, закономерностей и особенностей проявления психических явлений в целях решения задач психологического обеспечения жизнедеятельности коллективов ОВД, пропаганды и популяризации психологических знаний среди сотрудников, проведения занятий по психологической подготовке. Методические рекомендации включают задания, которые позволяют расширять кругозор, формировать научное и профессиональное мышление у обучающихся, их интереса к исследованию психических явлений, прививают им стремление к самостоятельной научно-исследовательской работе, что способствуют формированию компетенций у обучающихся по направлению подготовки Психология служебной деятельности и направлены на формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций: — способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-6); — способности проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, креативно мыслить, творчески решать профессиональные задачи (ОК-7); — способности соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-11); — способности осуществлять психологическое обеспечение служебной деятельности личного состава, в том числе в экстремальных условиях (ПК-1); — способности осуществлять профессиональный психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные виды профессиональной деятельности (ПК-4); — способности диагностировать психические свойства и состояния человека, характеризовать психические процессы и проявления в  различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-7); — способности проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека,  осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе  психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий (ПК-9); — способности обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования (ПК-20); — способности осуществлять пропаганду психологических знаний среди сотрудников, военнослужащих и иных лиц (ПК-26); — способности преподавать психологические дисциплины в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся  (ПК-27); способности принимать оптимальные управленческие решения (ПК-29).

Тема № 11. «Психология ощущений»



В результате изучения темы обучающихся должен:

знать:

— сущность и физиологическую природу ощущения как познавательного процесса;

— виды ощущений и их характеристики;

— особенности развития ощущений;

— закономерности сенсорной адаптации индивида.

уметь:

— определять проявления закономерностей ощущений в психической активности;

— характеризовать виды ощущений в  различных видах деятельности личного состава;

владеть:

— навыками диагностики свойств ощущений;

— навыками прогнозирования проявлений закономерностей сенсорной адаптации индивида.

Содержание вопросов и заданий для самоконтроля направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

ОК-6

ОК-7

ПК-4

ПК-7

+

+

+

+

 Контрольные вопросы:

  1. Что такое ощущение?
  2. Что такое чувствительность?
  3. Назовите компоненты и механизм действия анализаторной системы.
  4. Какие познавательные процессы относятся к чувственной ступени познания?
  5. Есть ли различия в протекании ощущений у животных и человеческого индивида?
  6. Что понимается под отражением отдельных свойств предметов и явлений? Объясните с точки зрения концепции психического отражения.
  7. Назовите известные вам классификации ощущений.
  8. Какие существуют пороги ощущений?
  9. Раскройте сущность адаптации и охарактеризуйте ее виды.
  10. В чем сущность сенсибилизации и синестезии?
  11. Какое явление имеет место, когда длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться?
  12. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?
  13. Объясните, почему у других заметить ошибку легче, чем у себя?
  14. Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом?
  15. Какие этапы онтогенетического развития ощущений существуют?
  16. Какие проявления ощущений могут иметь место в  различных видах деятельности личного состава?
 Задания для самоконтроля:

1. Заполните таблицу «Этапы формирования условного рефлекса»

Основные этапы формирования условного рефлекса

Примеры

Совпадение во времени действия ранее безразличного для человека раздражителя с действием какого-либо безусловного раздражителя, вызывающего определенный безусловный рефлекс

 

Раздражитель, который превращается в условно-рефлекторный, должен несколько предшествовать действию безусловного раздражителя.

 

Мозг человека должен быть во время выработки условного рефлекса свободен от других видов деятельности.

 



2. О каких механизмах возникновения ощущений идёт речь:

1) Повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу; в результате раздражитель, не вызывавший при однократном воздействии никакой реакции, повторяясь, начинает про­воцировать то или иное поведение.

2) Раздражитель, предъявление или устранение которого повышает вероятность повторения данной поведенческой реакции.

3) Организм пассивно реагирует на какие-то внешние факторы, и это приводит к измене­нию существующих и формированию новых нервных связей.

3. Автор труда «Рефлексы головного мозга»:

    а) И. Павлов;

    б) И. Сеченов;

    в) В. Бехтерев.

4. Из приведенных суждений отберите верные и аргументируйте свой выбор.

    1) Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде.

    2) Уже у растений можно обнаружить примитивные формы ощущений.

    3) Каждая новая ступень психического развития животных есть новый шаг в усложнении физической организации.

    4) Ощущения человека имеют рефлекторную природу.

    5) Ощущения животных по своему содержанию и характеру аналогичны ощущениям людей.

    6) Основу всех без исключений видов ощущений человека составляют инстинкты.

5. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

   1) Таксис – это реакция организма, которая … а) имеется только у животных; б) имеется только у человека; в) ориентирована относительно источника раздражения; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

   2) Рефлексы … а) всегда имеют врожденную природу; б) свойственны только низшим животным; в) исчезают по мере восхождения организма по эволюционной лестнице; г) могут быть произвольно заторможены; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

  3) Инстинктивное поведение … а) врожденно; б) направлено на выживание организма; в) имеет общие механизмы у всех биологических видов; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

   4) Ощущения человека характеризуются … а) осознанностью; б) непроизвольностью; в) зависимостью от биологических условий; г) общностью для животных и человека; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Ответьте на вопросы, разберите ситуации.

   1)  Какова взаимосвязь и своеобразие ощущений и восприятий?

   2) Пахнет ли роза, если ее никто не нюхает?

   3) Докажите: Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит больше в предметах, чем глаз орла.

   4) В чем психологический смысл пословицы «на вкус и цвет товарищей нет»?

   5) Приведите несколько высказываний типа «крик моды, вызывающий желтый цвет одежды» и др. Какая закономерность ощущений лежит в этих утверждениях?

   6) В случае потери слуха у человека обостряется зрение и деятельность других анализаторов. О какой закономерности ощущений говорят данные явления? Дайте объяснение этому факту.

   7) Известны случаи, когда слепорожденные после удачной операции начинали видеть. Смогут ли они сразу после операции только с помощью зрения определить, какой предмет является кубом, какой – шаром, если с помощью осязания они это умеют делать? Дайте обоснование ответа.

   8) На рисунке трехлетнего ребенка схематично изображен человек: нос и уши отсутствуют, а выделенные рот и язык изображены вне лица, а язык, к тому же – вне рта. Какой недостаток детского восприятия проявляется в данном случае?

   9) Почему, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический, струнный оркестр или один рояль?

   10) Почему в зрении самый широкий диапазон адаптации, а в слухе – минимальный?

7. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения:

   1) Наши органы чувств … в своей способности воспринимать стимулы.

   2) Наше восприятие мира … и …: мы сохраняем за предметами их размеры, форму и цвет независимо от того, на каком расстоянии они от нас находятся и под каким углом мы на них смотрим.

   3) Благодаря … наш мозг обеспечивает нам трехмерное видение мира.

   4) Когда сенсорные сигналы новы или неполны, мозг действует путем выдвижения…

   5) Прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить … на уровне рецепторов, а затем – …, или порог осознанного узнавания.

   6) Фронтальное расположение глаз у человека характерно также для … животных.

   7) Бинокулярное зрение составляет основу …видения окружающего нас мира.

   8) Принцип… заключается в том, что мозг всегда старается сделать контур фигуры более … и ….

   9) Сенсорная адаптация состоит в … восприимчивости рецепторов, подвергающихся… раздражению.

  10) Реакция внимания связана со степенью…, …, …, или … стимула (события или объекта). Тема № 12. «Психология восприятия»