Методическая разработка урока по истории России XIX века «Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века». 8-й класс | Обучение и развитие детей

Методическая разработка урока по истории России XIX века «Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века». 8-й класс

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Андреева Ольга Сергеевна
Класс: 8-й класс.   Урок открытия новых знаний   Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с взглядами консерваторов, славянофилов, западников, революционных демократов. Развивающие: развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала 1. Продолжить развитие умения делать сравнительный анализ. 2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности Воспитательные: 1. Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения 2. Создать условия для формирования личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого.   Оборудование: мультимедийная презентация, портреты, документы, рабочие листы, схема «Общественные движения XIX века»   План урока 1. Студенческие кружки конца 20-х начала 30-х гг. XIX века 2. Консервативное направление 3. Философические письма П.Я.Чаадаева 4. Либеральное направление 5. Революционное направление

6. Особенности общественных движений 30–50-х гг. XIX века

Ход урока


Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Мы продолжаем знакомиться с особенностями развития России в первой половине XIX века. I. Актуализация знаний. Мотивационная беседа

— С какими императорами мы познакомились, изучая данный период – историю первой половины 19 века? (Александр I и Николай I)- Вспомним, какой характер носила внутренняя политика Александра I? (либеральный) Что такое либерализм?

— Какой характер носила внутренняя политика Николая I? (консервативный)

— Что такое консерватизм?

— Скажите, а какое событие разделило их политику (каким событием заканчивается правление Александра I и начинается правление Николая I)?

(движение декабристов). Что это за движение, каковы его цели и результаты?

— Как вы думаете, с расправой над декабристами прекратились общественные движения? (Нет) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (сообщение темы урока) 



II
. Тема урока: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века

Задачи: познакомится с основными направлениями общественной мысли данного периода, раскрыть особенности этих направлений.

«Одной из особенностей российского общественного движения конца 20-х начала 30-х годов стало появление студенческих кружков: кружок братьев Критских, кружок Н.П.Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Они были малочисленные, но разнообразные по составу – входили представители разных слоев общества.»

— Как вы думаете, какие идеи могли обсуждаться в этих кружках? (судьба декабристов, дальнейшее развитие России, отмена крепостного права, принятие конституции)

— Студенческие кружки существовали недолго и носили тайный характер. Почему? (общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования, создано III-отделение, цензура, полиция, которая брала под надзор все подозрительные собрания)

«Главные вопросы, которые обсуждались – «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия». Кружки положили начало оформлению основных направлений общественных движений, которые мы должны с вами рассмотреть. Для этого нам необходимо обратиться к источникам, документам.

Работа с документами.

Задание прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить таблицу в рабочем листе (адаптированные документы составлены по материалам «Российской энциклопедии школьников», исторических источников)

  1. Идеология
  2. Кто был лидерами движения
  3. Основные идеи этого направления
  4. Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)
  5. Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?
  6. К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление
1-й ряд – Консервативное движение:

Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии — Как она называлась? Кто был ее автором? («Теория официальной народности С.С. Уварова» официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.) — Каковы ее основные принципы, идеи? (православие, самодержавие, народность)

— Какие методы преобразований предлагали? (укрепление гос. аппарата, полиции)

— Пути развития? (сохранение существующего строя)

— К какому направлению общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? (консервативному)

— Назовите крупнейших теоретиков этого направления? (Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник – драматург и поэт, писатели – Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин)

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
  «В ответ на оформление официальной идеологии консерватизма появляются «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева, который занимал особое место в общественных движениях. Он говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За свои взгляды Чаадаев был объявлен сумасшедшим, но все же он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир («Апология сумасшедшего»). Взгляды Чаадаева послужили основой для развития новых течений в общественной мысли. Давайте посмотрим каких …»



2-й ряд –
Либеральное течение

— Какие идеи были присущи этому направлению, какие методы предлагали? (Отмена крепостного права, ограничение монархии, равенство, свобода слова, печати. Умеренные реформы «сверху»)

— К какому направлению общественной мысли можно отнести это направление? (либеральное)

— Какую особенность имело это направление? (в отличие от консервативного направление, это направление имело два течения   западничество и славянофильство)

— Назовите представителей западников и славянофилов, чем отличаются эти течения?

Западники:

Т. Н. Грановский, М. С. Соловьев, К.Д. Кавелин, П. В. Анненков

1. Россия и Европа имеют один путь.

2. Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.

3. Личность Петра I возвеличивается.

Славянофилы:

А. С. Хомяков, И. В. Киреевский

1. Россия имеет свой самобытный путь развития без капитализма

2. Община-основа России, где существует равенство.  Не будет развиваться классовое неравенство.

3. Негативное отношение к реформам Петра I

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

«Об отношениях западников и славянофилов А.И.Герцен писал: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»



3-й ряд – Революционное движение

«Помимо либеральных методов среди представителей общественной мысли были и такие, которые отстаивали решительные радикальные методы»

— Какие взгляды отстаивали они? Кто к ним относится?

(Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского – осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку. 1846–1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров – Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов. Теория «русского» социализма

Методы: реформа и революция

Пути развития – приход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.)

— К какому направлению общественной мысли можно отнести, если метод – революция? (революционное)

Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации

III. Подведение итогов. Рефлексия

Особенности движений.

«Исходя из заполненной таблицы, давайте сделаем выводы.

— Какие особенности имело общественное движение 30-50-х гг. 19 века?

1. Сколько направлений, какие

2. Особенность консервативного направления – оформилась официальная идеология

3. Особенность либерального – имело два течения

4. Особенность революционного – метод революция, оформилось социалистическое учение. (Записать определение социализма на рабочем листе)

5. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов

6. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам 

IV. Закрепление

Выполните задание на закрепление в рабочем листе (соотнести высказывание с направлением общественной мысли)

Домашнее задание:

1. Параграф 13

2. Подготовьте сообщение об одном из представителей общественного движения. Раскройте его позицию. Выскажите свою позицию.

Объявление оценок за урок