Методическая разработка урока по истории России XIX века «Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века». 8-й класс
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Андреева Ольга Сергеевна
Класс: 8-й класс. Урок открытия новых знаний Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с взглядами консерваторов, славянофилов, западников, революционных демократов. Развивающие: развивать навыки работы с документами, выделения главного, обобщения и систематизации материала 1. Продолжить развитие умения делать сравнительный анализ. 2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности Воспитательные: 1. Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения 2. Создать условия для формирования личностной патриотической позиции по отношению к событиям прошлого. Оборудование: мультимедийная презентация, портреты, документы, рабочие листы, схема «Общественные движения XIX века» План урока 1. Студенческие кружки конца 20-х начала 30-х гг. XIX века 2. Консервативное направление 3. Философические письма П.Я.Чаадаева 4. Либеральное направление 5. Революционное направление
6. Особенности общественных движений 30–50-х гг. XIX века
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Мы продолжаем знакомиться с особенностями развития России в первой половине XIX века. I. Актуализация знаний. Мотивационная беседа
— С какими императорами мы познакомились, изучая данный период – историю первой половины 19 века? (Александр I и Николай I)- Вспомним, какой характер носила внутренняя политика Александра I? (либеральный) Что такое либерализм?
— Какой характер носила внутренняя политика Николая I? (консервативный)
— Что такое консерватизм?
— Скажите, а какое событие разделило их политику (каким событием заканчивается правление Александра I и начинается правление Николая I)?
(движение декабристов). Что это за движение, каковы его цели и результаты?
— Как вы думаете, с расправой над декабристами прекратились общественные движения? (Нет) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (сообщение темы урока)
II. Тема урока: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
Задачи: познакомится с основными направлениями общественной мысли данного периода, раскрыть особенности этих направлений.
«Одной из особенностей российского общественного движения конца 20-х начала 30-х годов стало появление студенческих кружков: кружок братьев Критских, кружок Н.П.Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Они были малочисленные, но разнообразные по составу – входили представители разных слоев общества.»
— Как вы думаете, какие идеи могли обсуждаться в этих кружках? (судьба декабристов, дальнейшее развитие России, отмена крепостного права, принятие конституции)
— Студенческие кружки существовали недолго и носили тайный характер. Почему? (общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования, создано III-отделение, цензура, полиция, которая брала под надзор все подозрительные собрания)
«Главные вопросы, которые обсуждались – «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия». Кружки положили начало оформлению основных направлений общественных движений, которые мы должны с вами рассмотреть. Для этого нам необходимо обратиться к источникам, документам.
Работа с документами.
Задание прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить таблицу в рабочем листе (адаптированные документы составлены по материалам «Российской энциклопедии школьников», исторических источников)
Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии — Как она называлась? Кто был ее автором? («Теория официальной народности С.С. Уварова» официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.) — Каковы ее основные принципы, идеи? (православие, самодержавие, народность)
— Какие методы преобразований предлагали? (укрепление гос. аппарата, полиции)
— Пути развития? (сохранение существующего строя)
— К какому направлению общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? (консервативному)
— Назовите крупнейших теоретиков этого направления? (Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник – драматург и поэт, писатели – Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин)
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации «В ответ на оформление официальной идеологии консерватизма появляются «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева, который занимал особое место в общественных движениях. Он говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За свои взгляды Чаадаев был объявлен сумасшедшим, но все же он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир («Апология сумасшедшего»). Взгляды Чаадаева послужили основой для развития новых течений в общественной мысли. Давайте посмотрим каких …»
2-й ряд – Либеральное течение
— Какие идеи были присущи этому направлению, какие методы предлагали? (Отмена крепостного права, ограничение монархии, равенство, свобода слова, печати. Умеренные реформы «сверху»)
— К какому направлению общественной мысли можно отнести это направление? (либеральное)
— Какую особенность имело это направление? (в отличие от консервативного направление, это направление имело два течения – западничество и славянофильство)
— Назовите представителей западников и славянофилов, чем отличаются эти течения?
Западники:
Т. Н. Грановский, М. С. Соловьев, К.Д. Кавелин, П. В. Анненков
1. Россия и Европа имеют один путь.
2. Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.
3. Личность Петра I возвеличивается.
Славянофилы:
А. С. Хомяков, И. В. Киреевский
1. Россия имеет свой самобытный путь развития без капитализма
2. Община-основа России, где существует равенство. Не будет развиваться классовое неравенство.
3. Негативное отношение к реформам Петра I
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
«Об отношениях западников и славянофилов А.И.Герцен писал: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»
3-й ряд – Революционное движение
«Помимо либеральных методов среди представителей общественной мысли были и такие, которые отстаивали решительные радикальные методы»
— Какие взгляды отстаивали они? Кто к ним относится?
(Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского – осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку. 1846–1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров – Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов. Теория «русского» социализма
Методы: реформа и революция
Пути развития – приход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.)
— К какому направлению общественной мысли можно отнести, если метод – революция? (революционное)
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
III. Подведение итогов. Рефлексия
Особенности движений.
«Исходя из заполненной таблицы, давайте сделаем выводы.
— Какие особенности имело общественное движение 30-50-х гг. 19 века?
1. Сколько направлений, какие
2. Особенность консервативного направления – оформилась официальная идеология
3. Особенность либерального – имело два течения
4. Особенность революционного – метод революция, оформилось социалистическое учение. (Записать определение социализма на рабочем листе)
5. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов
6. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам
IV. Закрепление
Выполните задание на закрепление в рабочем листе (соотнести высказывание с направлением общественной мысли)
Домашнее задание:
1. Параграф 13
2. Подготовьте сообщение об одном из представителей общественного движения. Раскройте его позицию. Выскажите свою позицию.
Объявление оценок за урок
6. Особенности общественных движений 30–50-х гг. XIX века
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте ребята. Мы продолжаем знакомиться с особенностями развития России в первой половине XIX века. I. Актуализация знаний. Мотивационная беседа
— С какими императорами мы познакомились, изучая данный период – историю первой половины 19 века? (Александр I и Николай I)- Вспомним, какой характер носила внутренняя политика Александра I? (либеральный) Что такое либерализм?
— Какой характер носила внутренняя политика Николая I? (консервативный)
— Что такое консерватизм?
— Скажите, а какое событие разделило их политику (каким событием заканчивается правление Александра I и начинается правление Николая I)?
(движение декабристов). Что это за движение, каковы его цели и результаты?
— Как вы думаете, с расправой над декабристами прекратились общественные движения? (Нет) О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (сообщение темы урока)
II. Тема урока: Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX века
Задачи: познакомится с основными направлениями общественной мысли данного периода, раскрыть особенности этих направлений.
«Одной из особенностей российского общественного движения конца 20-х начала 30-х годов стало появление студенческих кружков: кружок братьев Критских, кружок Н.П.Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И.Герцена и Н.П.Огарева. Они были малочисленные, но разнообразные по составу – входили представители разных слоев общества.»
— Как вы думаете, какие идеи могли обсуждаться в этих кружках? (судьба декабристов, дальнейшее развитие России, отмена крепостного права, принятие конституции)
— Студенческие кружки существовали недолго и носили тайный характер. Почему? (общественная жизнь проходила в обстановке государственного надзора и преследования, создано III-отделение, цензура, полиция, которая брала под надзор все подозрительные собрания)
«Главные вопросы, которые обсуждались – «Каково настоящее и будущее России? По какому пути в своем развитии должна идти Россия». Кружки положили начало оформлению основных направлений общественных движений, которые мы должны с вами рассмотреть. Для этого нам необходимо обратиться к источникам, документам.
Работа с документами.
Задание прочитать документ, ответить на вопросы, заполнить таблицу в рабочем листе (адаптированные документы составлены по материалам «Российской энциклопедии школьников», исторических источников)
- Идеология
- Кто был лидерами движения
- Основные идеи этого направления
- Какие методы преобразований предлагали? (реформа или революция)
- Какой путь дальнейшего развития России отстаивали?
- К какой идейно-политической общественной мысли соответствует данное направление
Помимо искоренения инакомыслия и свободомыслия правительство Николая I стремилось к утверждению собственной идеологии — Как она называлась? Кто был ее автором? («Теория официальной народности С.С. Уварова» официальная идеология государства в 30-80-е годы XIX века.) — Каковы ее основные принципы, идеи? (православие, самодержавие, народность)
— Какие методы преобразований предлагали? (укрепление гос. аппарата, полиции)
— Пути развития? (сохранение существующего строя)
— К какому направлению общественной мысли можно отнести теорию официальной народности? (консервативному)
— Назовите крупнейших теоретиков этого направления? (Н.Г.Устрялов, М.П.Погодин, Н.В.Кукольник – драматург и поэт, писатели – Ф.В.Булгарин, Н.И.Греч, М.Н.Загоскин)
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации «В ответ на оформление официальной идеологии консерватизма появляются «Философические письма» Петра Яковлевича Чаадаева, который занимал особое место в общественных движениях. Он говорил об «отлученности» России от всемирной истории («одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»), о «духовном застое» в России и «национальном самодовольстве», которые препятствуют ее историческому развитию. За свои взгляды Чаадаев был объявлен сумасшедшим, но все же он выразил веру в историческую будущность обновленной России, включенной в западный христианский мир («Апология сумасшедшего»). Взгляды Чаадаева послужили основой для развития новых течений в общественной мысли. Давайте посмотрим каких …»
2-й ряд – Либеральное течение
— Какие идеи были присущи этому направлению, какие методы предлагали? (Отмена крепостного права, ограничение монархии, равенство, свобода слова, печати. Умеренные реформы «сверху»)
— К какому направлению общественной мысли можно отнести это направление? (либеральное)
— Какую особенность имело это направление? (в отличие от консервативного направление, это направление имело два течения – западничество и славянофильство)
— Назовите представителей западников и славянофилов, чем отличаются эти течения?
Западники:
Т. Н. Грановский, М. С. Соловьев, К.Д. Кавелин, П. В. Анненков
1. Россия и Европа имеют один путь.
2. Необходимо ограничение монархии парламентом, демократический строй – но не революции.
3. Личность Петра I возвеличивается.
Славянофилы:
А. С. Хомяков, И. В. Киреевский
1. Россия имеет свой самобытный путь развития без капитализма
2. Община-основа России, где существует равенство. Не будет развиваться классовое неравенство.
3. Негативное отношение к реформам Петра I
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
«Об отношениях западников и славянофилов А.И.Герцен писал: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»
3-й ряд – Революционное движение
«Помимо либеральных методов среди представителей общественной мысли были и такие, которые отстаивали решительные радикальные методы»
— Какие взгляды отстаивали они? Кто к ним относится?
(Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, В 40-е гг. в Петербурге возник кружок М. Буташевича-Петрашевского – осуждение крепостного права и самодержавия (первые социалистические идеи). В 1849 г. Участники арестованы и сосланы в ссылку. 1846–1847 – Кирилло-мефодиевское общество (Украина) – основатель Н.И.Костомаров – Цель: отмена крепостного права и сословных привилегий, создание федерации славянских народов. Теория «русского» социализма
Методы: реформа и революция
Пути развития – приход к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину.)
— К какому направлению общественной мысли можно отнести, если метод – революция? (революционное)
Проверка заполнение таблицы по образцу на слайде презентации
III. Подведение итогов. Рефлексия
Особенности движений.
«Исходя из заполненной таблицы, давайте сделаем выводы.
— Какие особенности имело общественное движение 30-50-х гг. 19 века?
1. Сколько направлений, какие
2. Особенность консервативного направления – оформилась официальная идеология
3. Особенность либерального – имело два течения
4. Особенность революционного – метод революция, оформилось социалистическое учение. (Записать определение социализма на рабочем листе)
5. Оно развивалось в условиях ужесточения политического режима после восстания декабристов
6. Участники общественного движения не имели возможности реализовать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам
IV. Закрепление
Выполните задание на закрепление в рабочем листе (соотнести высказывание с направлением общественной мысли)
Домашнее задание:
1. Параграф 13
2. Подготовьте сообщение об одном из представителей общественного движения. Раскройте его позицию. Выскажите свою позицию.
Объявление оценок за урок