Методическая разработка «Рабочая тетрадь “Художественная роспись по дереву с использованием элементов мордовского орнамента”»
Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Матвеева Надежда Васильевна, Мартынова Наталья Владимировна
Художественная роспись по дереву является неоценимым средством эстетического, нравственного и трудового воспитания младших школьников. Современные дети, выросшие в век компьютеров и гаджетов, охотно занимаются данным видом декоративно-прикладного творчества. Знакомство с произведениями народных мастеров способствует приобщению к народной культуре, а изготовление и роспись изделий самими учащимися активизирует их творческие силы, вызывает живой эмоциональный отклик. Художественная роспись по дереву является действенным средством развития интереса к народному декоративно-прикладному творчеству и формирования опыта художественно-творческой деятельности. Анализ опыта преподавания художественной росписи по дереву в учреждениях дополнительного образования г. Саранска и Республики Мордовия показал, что учащиеся знакомятся с наиболее известными промыслами – хохломской, городецкой росписью, пробуют свои силы в росписи матрешки. Каждый из этих промыслов своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Овладеть искусством художественной росписи – дело сложное, долговременное. Народные расписные промыслы существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приемы росписи. Их объединяют общепринятые приемы кистевой росписи, которыми могут овладеть учащиеся. Именно занятия росписи по дереву развивают мелкую моторику рук, что позволяет более успешно усвоить навыки письма и изобразительной деятельности; что способствует развитию мышления и эстетического вкуса. Опыт работы в качестве руководителя кружка декоративной росписи позволяет сделать вывод о том, что роспись деревянных изделий на основе элементов мордовского орнамента изучается недостаточно. Основная причина этого – отсутствие методических материалов и литературы, нацеленных на совершенствование навыков кистевой росписи с использованием орнаментальных знаков мордвы. Самыми популярными видами народных промыслов и декоративного искусства в Мордовии были резьба по дереву, вышивка, изготовление глиняной игрушки, плетение из бисера и лозы, изготовление изделий из бересты, ручное валяние шерсти и плетение из лыка. Художественная роспись по дереву не является традиционным видом декоративно-прикладного искусства для нашей республики. Опытно-экспериментальная работа по обучению учащихся декоративной росписи по дереву проводилась на базе МБУ ДО «Центр детского творчества» Чамзинского муниципального района Республики Мордовия. Ее целью было разработать и апробировать методические рекомендации по изучению художественной росписи по дереву с использованием элементов орнамента мордвы с младшими школьниками. Для достижения поставленной цели нами была разработана рабочая тетрадь «Художественная роспись по дереву с использованием элементов мордовского орнамента», которая предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего школьного возраста. Ее материал структурирован по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов росписи и упражнений на повтор до заданий на импровизацию. Остановимся подробнее на содержании предлагаемых заданий. Занятие 1. Простейшие элементы орнамента мордвы. Цель: формировать представления детей об основных условных знаках, используемых в мордовском орнаменте, их значении; подготовка руки к письму. Содержание занятия. Демонстрация учащимся предметов декоративно-прикладного искусства мордвы, выполненных в разных техниках (вышивка, резьба, керамика и др.), украшенных орнаментом.Простейшие элементы орнамента – линии: прямые, волнообразные, прерывистые, зигзаги, их значение с точки зрения выполнения обереговой функции и представления древнего человека о мироустройстве. Содержание практической деятельности – копирование простейших элементов орнамента с образца. Для облегчения задачи задание выполняется в квадрате (См. Рис.1)
Рис. 1 – Простейшие элементы орнамента. Копирование с образца
Занятие 2. Написание орнамента в прямой клетке.
Цель: знакомство с понятием «геометрический орнамент», правилами построения орнамента в квадрате, значением элементов орнамента.
Содержание занятия. Ромб, квадрат, кресты и свастические изображения в произведениях ткачества, резьбы по дереву, керамики мордвы. Значение орнаментальных знаков: символика солнца, земли, проросшего ростка. Составление орнамента в квадрате.
Содержание практической деятельности – копирование предложенных узоров в квадрате (см. Рис.2).
Рис. 2 – Написание орнамента в квадрате
Занятия 3–6. Основные элементы росписи
Цель: знакомство со значением орнаментальных знаков, связанных с культом плодородия и космогоническими представлениями древней мордвы.
Содержание занятия. Ромбо-точечный орнамент как основа орнаментальных композиций в произведениях мордовского декоративном-прикладного искусства. Мотивы «ромб», «ромб с отростками», «засеянное поле», «семя», «росток», «проросший росток» в украшении деревянных парей, керамических сосудов, наличниках домов, росписи мордовской матрешки.
«Не земля родит, а небо» – солярные знаки, знаки движения (солнца, луны, воды и др.).
Содержание практической деятельности – копирование элементов в предложенной последовательности. Выполнение спиралевидных элементов без отрыва руки (см. Рис 3–6).
Рис. 3 – Копирование мотивов «земля», «засеянное поле».
Рис. 4 – Копирование мотивов «семя», «росток», «проросший росток».
Рис. 5 – Копирование мотивов «вода», «солнце».
Рис. 6 – Копирование мотивов «спираль», «завиток».
Занятие 7. Построение орнамента в полосе (бордюр).
Цель: знакомство с понятием «ритм», «раппорт», композиционными схемами построения орнамента в полосе. Формирование умений читать и составлять простейшие схемы орнамента.
Содержание занятия. Педагог предлагает обратить внимание на орнамент, который состоит из ритмических чередований элементов узора. Простота геометрического орнамента дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Содержание практической деятельности – выполнение упражнения на повтор элементов, представленные в рабочей тетради (см. Рис.7).
Рис. 7 – Построение орнамента в полосе
Занятие 8. Выполнение мотива «древо».
Цель: познакомить детей с декоративным изображением растительных элементов в мордовском орнаменте.
Содержание занятия. Образ «древа жизни» в произведениях декоративно-прикладного искусства мордвы и славян. Символика растительных сил земли, вечно живой расцветающей природы – деревья, цветы и т.д.
Содержание практической деятельности– копирование мотивов в предложенной последовательности, формирование навыков кистевой росписи.
Рис. 8 – Копирование мотивов «древо».
Занятие 9. Написание птиц.
Цель: знакомство с декоративным изображением птиц в мордовском орнаменте.
Содержание занятия. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы. Довольно часто встречаются в народном искусстве мотив птиц, которые приносят добрую весть или подарок. Издавна предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад − «ирий». Где произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы часто служили посредниками между землей и небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека.
Содержание практической деятельности− копирование мотива «птица» в предложенной последовательности, формирование навыков кистевой росписи (см. Рис. 9).
Рис. 9 – Копирование мотивов «птица».
Занятие 10. Выполнение эскиза росписи круглой тарелки с использованием элементов мордовского орнамента.
Содержание практической деятельности – декоративное оформление круглой тарелки. Дети самостоятельно составляют орнамент в круге из изученных ранее элементов. Учащиеся самостоятельно выбирают птицу для копирования и карандашом размечают основные элементы узора в круге. Затем выполняют роспись в цвете.
Ниже на рис. 10 представлен вариант выполнения данного задания учащимися.
Рис. 10 – Творческие работы учащихся МБУ ДО «Центр детского творчества»
Чамзинского муниципального района РМ.
Таким образом, предлагаемая нами рабочая тетрадь может быть использована учителями изобразительного искусства, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и различных студий, а также родителями на домашних занятиях с детьми.
Ее использование в учебном процессе, на наш взгляд, будет способствовать сохранению и приумножению орнаментальных традиций мордвы в художественной росписи по дереву; формированию практических навыков кистевой росписи у учащихся; организации пространства для творческого диалога школьников и педагогов.
Рис. 1 – Простейшие элементы орнамента. Копирование с образца
Занятие 2. Написание орнамента в прямой клетке.
Цель: знакомство с понятием «геометрический орнамент», правилами построения орнамента в квадрате, значением элементов орнамента.
Содержание занятия. Ромб, квадрат, кресты и свастические изображения в произведениях ткачества, резьбы по дереву, керамики мордвы. Значение орнаментальных знаков: символика солнца, земли, проросшего ростка. Составление орнамента в квадрате.
Содержание практической деятельности – копирование предложенных узоров в квадрате (см. Рис.2).
Рис. 2 – Написание орнамента в квадрате
Занятия 3–6. Основные элементы росписи
Цель: знакомство со значением орнаментальных знаков, связанных с культом плодородия и космогоническими представлениями древней мордвы.
Содержание занятия. Ромбо-точечный орнамент как основа орнаментальных композиций в произведениях мордовского декоративном-прикладного искусства. Мотивы «ромб», «ромб с отростками», «засеянное поле», «семя», «росток», «проросший росток» в украшении деревянных парей, керамических сосудов, наличниках домов, росписи мордовской матрешки.
«Не земля родит, а небо» – солярные знаки, знаки движения (солнца, луны, воды и др.).
Содержание практической деятельности – копирование элементов в предложенной последовательности. Выполнение спиралевидных элементов без отрыва руки (см. Рис 3–6).
Рис. 3 – Копирование мотивов «земля», «засеянное поле».
Рис. 4 – Копирование мотивов «семя», «росток», «проросший росток».
Рис. 5 – Копирование мотивов «вода», «солнце».
Рис. 6 – Копирование мотивов «спираль», «завиток».
Занятие 7. Построение орнамента в полосе (бордюр).
Цель: знакомство с понятием «ритм», «раппорт», композиционными схемами построения орнамента в полосе. Формирование умений читать и составлять простейшие схемы орнамента.
Содержание занятия. Педагог предлагает обратить внимание на орнамент, который состоит из ритмических чередований элементов узора. Простота геометрического орнамента дает широкий простор для построения разнообразных орнаментов.
Содержание практической деятельности – выполнение упражнения на повтор элементов, представленные в рабочей тетради (см. Рис.7).
Рис. 7 – Построение орнамента в полосе
Занятие 8. Выполнение мотива «древо».
Цель: познакомить детей с декоративным изображением растительных элементов в мордовском орнаменте.
Содержание занятия. Образ «древа жизни» в произведениях декоративно-прикладного искусства мордвы и славян. Символика растительных сил земли, вечно живой расцветающей природы – деревья, цветы и т.д.
Содержание практической деятельности– копирование мотивов в предложенной последовательности, формирование навыков кистевой росписи.
Рис. 8 – Копирование мотивов «древо».
Занятие 9. Написание птиц.
Цель: знакомство с декоративным изображением птиц в мордовском орнаменте.
Содержание занятия. Педагог рассказывает детям об изображении птиц в декоративно-прикладном искусстве, о символике и мифологии, связанной с образом птицы. Довольно часто встречаются в народном искусстве мотив птиц, которые приносят добрую весть или подарок. Издавна предки считали, что по ту сторону облаков находится волшебный сад − «ирий». Где произрастает мировое дерево, у вершины которого обитают удивительные птицы. Птицы часто служили посредниками между землей и небесными силами, от которых во многом зависела жизнь человека.
Содержание практической деятельности− копирование мотива «птица» в предложенной последовательности, формирование навыков кистевой росписи (см. Рис. 9).
Рис. 9 – Копирование мотивов «птица».
Занятие 10. Выполнение эскиза росписи круглой тарелки с использованием элементов мордовского орнамента.
Содержание практической деятельности – декоративное оформление круглой тарелки. Дети самостоятельно составляют орнамент в круге из изученных ранее элементов. Учащиеся самостоятельно выбирают птицу для копирования и карандашом размечают основные элементы узора в круге. Затем выполняют роспись в цвете.
Ниже на рис. 10 представлен вариант выполнения данного задания учащимися.
Рис. 10 – Творческие работы учащихся МБУ ДО «Центр детского творчества»
Чамзинского муниципального района РМ.
Таким образом, предлагаемая нами рабочая тетрадь может быть использована учителями изобразительного искусства, воспитателями групп продленного дня, педагогами дополнительного образования, руководителями кружков и различных студий, а также родителями на домашних занятиях с детьми.
Ее использование в учебном процессе, на наш взгляд, будет способствовать сохранению и приумножению орнаментальных традиций мордвы в художественной росписи по дереву; формированию практических навыков кистевой росписи у учащихся; организации пространства для творческого диалога школьников и педагогов.