MEMBRANA испытала Xootr – самый дорогой самокат для взрослых
Да, он выдерживает человека весом до 136 кило. Да, качественный и симпатичный. Да, сделан не в Китае. Но чёрт побери – это всего лишь самокат! Чтобы ехать на нём, надо отталкиваться ногой от земли. Однако он стоит заоблачные 16 140 рублей, то есть 575 долларов!
Смешно сказать, я взял на тест-драйв самокат и вдруг выяснил, что не умею на нём ездить. Нет, сохранять равновесие, держать руль, стоя на платформе одной ногой, отталкиваясь другой, может каждый дурак. Я не исключение. В то же время выполнять на самокате трюки способны только специально подготовленные люди. Но я говорю не об этом, а об эффективной езде на расстояние, к примеру, 10 километров. Да, столь продолжительные заезды на самокате не просто возможны в принципе, они реальны на регулярной основе. Только уметь надо.
Речь идёт об оптимальной технике для взрослого пользователя самоката, в частности – о правильном отталкивании, о преодолении препятствий типа бордюров и ям без замедлений и остановок перед ними. Увы, развёрнутых учебных пособий попросту не существует, ни в России, ни за рубежом.
Впервые я упал с самоката xootr купить на седьмой день тест-драйва, в четверг вечером, в одиннадцатом часу. По неосвещённому безлюдному тротуару я катился под горку, не отталкиваясь, прямо как на «Сигвее». По самокатным меркам двигался я довольно медленно, никуда не спешил. И если бы не фотомыльница, которой я на полном ходу хотел снять видео ночного круиза, всё бы обошлось. Но тут я отвлёкся на дисплей, служивший видоискателем, руль дёрнулся и…
Всё случилось в точности как предсказывал мой прозорливый знакомый Прозоров – я полетел вперёд с вытянутыми руками. Ерундовые, казалось бы, царапины саднили несколько дней. Неприятно, блин! Помнится, передавая мне Xootr, Вадим советовал надеть перчатки, защищающие ладони. Ну… Впрочем, сам-то он никакой спецзащиты не носит, да и дети его катаются без шлемов и наколенников.
Видите ли, Прозоров не верит, что на его самокате можно разбиться всерьёз. Будучи высоким, крепким, наделённым менеджерской живостью, подвижностью и, видимо, живучестью, Вадим с самоката не наворачивался ни разу в жизни. Хотя за Т-образным рулём пребывает второй сезон.
В модных очках с диоптриями, в дорогом костюме с галстуком бизнесмен Прозоров змеится по тротуару впереди меня, мощно отталкивается налитой ногой, выписывает кружева вокруг прохожих. Я за ним никак не успеваю – здоровый лось. Таким, пожалуй, и должен быть образцовый водитель транспорта на человеческой тяге (Human Powered Vehicle – HPV), то есть сама тяга.
Вадиму, как и мне, скоро сорок. У него, как и у меня, семья с двумя детьми. И взгляды на персональные средства передвижения у нас во многом сходятся, и очкарики оба, и самокаты у нас одинаковые (с одного склада, ещё бы). Только Прозоров, по его собственному определению, состоявшийся бизнесмен, а я состоюсь в другой отрасли.
«Главный идеолог самоката как альтернативного средства транспорта для больших городов», – любит представляться этот человек. Неудивительно, ведь без должной идеологии только умалишённый взялся бы продвигать в нашей стране самокаты ценой в полштуки баксов, тем более – в статусе единственного официального дилера американской компании Xootr в России.
Без соответствующей системы взглядов взрослый и на самокат-то не встанет, а Прозоров со своим двухколёсным транспортом не расстаётся, во все командировки берёт ручной кладью в самолёт. Его Xootr весь в аэропортовских наклейках.
Самый дорогой самокат в линейке – модель Street – Прозоров купил себе в Америке ещё до того, как заключил с американцами договор о дилерстве. Свой аппарат идеолог берёт в руки с нескрываемым удовольствием. Рассказывать о нём он может вечно, наш рассчитанный на 15 минут разговор идёт второй час.
«Я убиваю этот самокат специально, чтобы его убить, и всё пытаюсь понять – когда же он умрёт. Xootr у меня с апреля прошлого года. Обеспечить такую эксплуатацию, как у меня, ему вряд ли кто-то сможет. Как только тает снег, я больше ни на чём не передвигаюсь. Проехал на нём полторы тысячи километров: у меня есть GPS-передатчик, я это дело замеряю. Убиваю его и вижу, что он не умирает. Менял только тормозные колодки, второй раз поставил, и немножко доработал щиток», – размахивает самокатом Вадим. Кажется, в его руках не пятикилограммовая штуковина, а смартфон BlackBerry, который то и дело перебивает Прозорова грубым рингтоном.
Наивно полагать, будто 35-летний гражданин может вдруг проснуться с мыслью о покупке самоката для себя. Так не бывает. Эта идея в 99% случаев приходит к дяде или тёте по одному и тому же сценарию. Ребёнок на прогулке уматывает на своём самокатишке за горизонт, явно под колёса слепых самосвалов, и родитель содрогается в беспомощной растерянности. Пешком детище не догнать, и криков родительских оно не слышит. Тут-то и проносится в голове: «Эх, вот если бы у меня…»
В 99% случаев мысль эта не имеет никаких последствий. И действительно – детство, что ли, заиграло? А я купил. За три с чем-то тысячи рублей в мае 2009 года стал обладателем продукта китайского самокатопрома. Редкое по тем временам изделие как могло честно прослужило два сезона, после чего растряслось и развалилось, было снесёно к мусорному контейнеру, откуда отправилось либо в свой ад, либо в пользование к гастарбайтерам, что в принципе одно и то же.
Прозоров тоже похоронил свой китайский самокат. Дальше он потыкался по магазинам и лучше да дороже ничего не нашёл. Полез в Интернет и итогом вышел на Xootr. Нашёл там вход для дилеров, написал письмо, ответ тамошнего Стива пришёл на следующий день.
Самокаты в Россию завезли в августе прошлого года, под конец сезона. Продали штук тридцать. После этого товар пролежал год на складе, пока идеолог объезжал магазины и искал партнёров. Сейчас самокаты начали потихонечку покупать. На сегодняшний день продано штук сто: 90 в Москве и в Питере десяток.
Вадим признаётся, что в самокатах бизнеса немного: цена высокая, закупка большая, плюс затраты на перевозку, плюс таможня, аренда склада, сертификация. «Короче говоря, мы зарабатываем 1,5-2 тысячи рублей на одной штуке. И то – масса друзей, знакомых, знакомых друзей, много просто раздаём, – усмехается Прозоров. – Может быть, если народ проникнется и мы будем продавать, скажем, тысяч пять за сезон хотя бы, возможно, тогда мы начнём что-то ощутимое зарабатывать».
У меня после коллапса китайской поделки остался, извините за выражение, позитивный экспириенс. Ты бережёшь детей, будучи с ними наравне, тебе вдобавок быстро и весело. Стало быть, когда к открытию сезона-2011 моя семья пришла с одними лишь тёплыми воспоминаниями о безвременно почившем «китайце», я точно знал, что буду делать.
Поиск оптимального самоката для взрослых требовал основательного подхода, и перво-наперво я залез в толковый словарь. Из него следует, что у слова «самокат» есть лишь два значения. Второе – «устаревшее военное название велосипеда». Первое – «детская игрушка для катания». В лишний раз убедившись, что взрослый самокат не от мира сего и под привычные определения не подходит, я продолжил копаться в словарях и нырнул в англо-русский.
По-английски обычный самокат «на мускульной тяге» зовётся незатейливо – scooter. Чтобы отличать его от скутеров с моторами, используют уточнение про толчок ногой – kick scooter(push scooter). Разнообразных кик-скутеров в последнее время полным-полно и на нашем рынке. Взрослых моделей среди них немного, но выбор имеется. Причём 99-процентная доля откровенного китайского ширпотреба сейчас ужалась примерно до 98%.
«Самокаты с двумя подвесками, которые китайцы выбросили на рынок и которые считаются более комфортными, не пошли, – утверждает Прозоров. – Подрессоренные самокаты глушат энергию отталкивания. То же самое с пневматическими колёсами».
Идеолог уверяет, что для американцев цена «зутра» в $250 – сумасшедшие деньги (фото Xootr LLC).
Парень в тёмных очках – небезызвестный Хью Джекман (фото Xootr LLC).
Black Boomer – чёрный, прости господи, бумер. Колёса диаметром 200 мм, широкая, как у скейта, платформа. Грузоподъёмность до 110 кг. Развалился под моей семьёй, начав с резьбового соединения на руле.
Модель Black Boomer до сих пор продаётся (3300-4000 руб.), хотя снята с производства. В каталоге импортёра, компании AmigoSport, этот самокат сменила модификация Boomer – то же самое, но с зауженной платформой и зелёненькой расцветкой (фото MEMBRANA).
Из детских самокатов нормальное впечатление оставила после себя только модель JD Bug (которая с красными колёсами). Никто в семье толком не помнит, как этот «жук» умер. Худшим был китайский трёхколёсный скутер Scooter. Этот, кажется, и не жил вовсе (фото MEMBRANA).