Индекс материала | Консультативная деятельность школьного психолога | 6.Анализ жалобы клиента: | Типы клиентов | Психологическое консультирование педагогов | Все страницы | Страница 1 из 41. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему консультационную работу (Р. С. Немов)
- Профессиональная деятельность психолога-консультанта характеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.
- Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юридические основы.
- Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуального и персонального (личностного) развития клиента.
- Свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Психолог уважает основополагающие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.
- В работе с клиентами психолог руководствуется принципами честности и открытости. Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендациях клиенту.
- Психолог обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отношения к клиентам.
- Психолог имеет право оказывать лишь такие услуги клиентам, для которых он имеет необходимое образование, квалификацию, знания и умения.
- В своей работе психолог должен применять только апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам.
- Обязательной составной частью работы психолога является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.
- В случае вынужденного применения психологических методик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации, не полностью отвечающих научным требованиям, психолог должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.
- Психолог не имеет права разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или результатах консультирования.
- Психолог обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологического воздействия на людей некомпетентными лицами, профессионально неподготовленными людьми, а также предупреждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специалистов».
- Психолог не имеет права передавать некомпетентным лицам методы психологической работы с клиентами.
- Психологу следует соблюдать осторожность, чтобы не вызвать необоснованных надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить.
- Психолог несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся консультанта.
2. Профессиональные качества психолога – консультанта (Р. С. Немов, Л. Б. Шнейдер)
- Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.
- Открытость.
- Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия, а также жестов, мимики, пантомимики. ( Умение достаточно гибко реагировать на широкий спектр ситуаций и проблем, возникающих в процессе консультирования.)
- Доброжелательность.
- Безоценочное отношение к клиенту («внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам), в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
- Ориентация на нормы и ценности клиента
- Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов. (Человек в праве выслушать совет и поступить по-своему. Совет должен быть востребованным, своевременным, и уместным. Некоторые жизненные понятия в обыденном сознании людей имеют очень разные толкования, поэтому даже очень хорошие советы могут воплощаться в редакции «кто как понял»).
- Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. (Помощь клиенту в достижении им самим определенных целей)
- Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
- Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом (разграничение личных и профессиональных отношений)
- Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя (активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее).
- Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность в работе с клиентом.
- Осознание собственных возможностей и ограничений
- Осознание психологического влияния, оказываемого на клиента, и обратного влияния клиента на психолога.
- Умение понимать, принимать и практически работать внутри разных теорий; видеть и оценивать потенциальную полезность многих альтернативных психотерапевтических подходов.
3. Требования к личности психолога — консультанта: - Безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей.
- Чуткость к эмоциональному состоянию человека. Профессиональный такт.
- Уверенность в себе
- Пластичность (способность легко переключаться с одной темы на другую, легко выходить из тупиков и т.д.). умение гибко менять стратегию диалога.
- Эмоциональная сдержанность и терпимость, объективность
- Терпимость, деликатность, доброжелательность
- Поддержание общей культуры поведения
- Умение выстраивать и выдерживать до конца свою линию поведения
- Наличие знаний в области возможного поведения людей в конфликтах.
- Постановка реалистичных целей
4. Правила ведения консультирования (Р.С. Немов): - Не строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнаете о его личности и жизни.
- Не давать никаких практических рекомендаций, пока не будут оценены индивидуальные поведенческие особенности клиента и, пока не будет установлена возможность практической реализации клиентом рекомендаций психолога.
- Не пытаться манипулировать или экспериментировать с клиентом, не рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения.
- Не пытаться «расколоть» или «переиграть» клиента.
- Не должно быть места собственным воспоминаниям или исповеди психолога
- Стараться понимать клиента изнутри, как своеобразную уникальную личность, отличную от самого психолога, а не по аналогии с самим собой.
- Толкование исповеди клиента должно быть в виде гипотез, которые клиент должен подтвердить или опровергнуть.
- Опровержение толкования, предложенного психологом, клиентом не всегда является достаточным основанием для отказа от такого толкования. Реакция клиента может быть защитной реакцией.
- Чем меньше профессионального опыта у психолога, тем внимательнее он должен выслушивать клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы.
- Полезно во время беседы производить (с разрешения клиента) кое-какие записи, чтобы потом вернуться и поразмышлять над ними.
- «Задача консультанта — помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, освободиться от чувства неполноценности, направить его стремление в социально полезное русло» (Р. Мей)
- «Задача консультанта — помочь клиенту обрести свое истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я»» (Р. Мей)
- Задача психолога во время исповеди — не только в том, чтобы умно и ненавязчиво подвести клиента к осознанию, но и к правильному решению своей проблемы (Р. Мей)
- «На стадии исповеди психолог должен быть скуп на слова и тщательно взвешивать каждое свое слово» (Р. Мей)
- Главная задача психолога в том, чтобы помочь клиенту научиться принимать ответственные решения самостоятельно.
3.5. Формы психологического консультирования: По признаку затрачиваемого времени:
- краткосрочное консультирование (одно- двух разовое посещение)
- долгосрочное консультирование (в течение нескольких месяцев)
По признаку содержания консультации:
- психолого-педагогическое консультирование (предоставление учителю, родителям
психолого-педагогических знаний о приемах и способах воспитания, советов и
рекомендаций относительно педагогических проблем) - психологическое консультирование (анализ сугубо психологических проблем)
- социально-психологическое консультирование (выявление неблагоприятных
социальных условий в жизни клиента) - психодиагностическое консультирование (психодиагностика или профессиональная диагностика личностных качеств, черт характера, темперамента, способностей, профессиональной направленности с оценкой, рекомендациями, прогнозами)
- медико-психологическое консультирование (психологическое обследование клиента, формулирование гипотезы о предполагаемом диагнозе, разработка рекомендаций об обращении к соответствующему специалисту)
- консультирование с привлечением методов психологической коррекции или без их привлечения.
По признаку построения консультативного процесса:
- однофазная консультация (проводится с одним клиентом)
- двухфазная консультация (в первой фазе психолог выслушивает «жалобу» взрослого на ребенка, во второй — работает с самим ребенком / применяется при обращении родителя с ребенком или учителя с учеником)
- трехфазная консультация (первая фаза — психолог выслушивает «заказ родителей», вторая фаза — работает с учащимся, третья фаза- разработка рекомендаций либо родителям, либо школьнику /применяется при решении вопросов о профессиональной направленности или психолого-педагогических проблем воспитания)
Что психолог делает на консультации:
- внимательно выслушивает клиента
- задает уточняющие вопросы
- наблюдает за собой и за клиентом (Как я сам реагирую на обсуждаемую ситуацию и на клиента? Как себя ведет мой клиент? Как клиент держится и говорит? В чем клиент открыт, а в чем старается от меня защититься?).
- стремится почувствовать состояние клиента
- молчит (выдерживает необходимую паузу)
- размышляет
- ведет записи, объяснив клиенту, что записывает «для себя», чтобы быть внимательным и ничего не упустить
- психологически поддерживает клиента, проявляя участие, понимание и сочувствие
- старается акцентировать позитивные моменты беседы
- не спешит, не подгоняет клиента, старается серьезно и спокойно во всем разобраться
- стремится увидеть проблему клиента с различных позиций, выслушать разные мнения
- успокаивает клиента
Предыдущая — Следующая >>
|