Конспект урока в 5-м классе по ФГОС "Понятие десятичной дроби"
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Митрофанова Оксана Андреевна
Урок математики в 5-м классе по ФГОС Тема урока:Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей. Класс: 5 Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием десятичной дроби, формировать умение читать и записывать десятичные дроби. Задачи урока: – образовательные (формирование познавательных УУД): дать целостное представление об изучаемом понятии, научить правильно читать и записывать обыкновенные дроби, применять полученные знания при решении задач, применять полученные знания вне урока. – воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. – развивающие (формирование регулятивных УУД) видеть, понимать, решать учебную задачу урока (под руководством учителя), учиться самоконтролю и самоанализу Формы работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная, коллективная. Оборудование: Учебник Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. –14-е изд., испр. и доп – М.: Мнемозина, 2013
1. Проектор, компьютер. (не обязательно)
Структура и ход урока
1. Проектор, компьютер. (не обязательно)
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин.) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Определяет готовность учащихся. Создаётся благоприятный настрой на работу | — приветствие, фиксация отсутствующих; — проверка подготовленности классного помещения; — организация внимания школьников; — раскрытие общей цели урока и плана его проведения | Закончить подготовку к уроку. Настрой на деятельность. | 1 | Организация своей учебной деятельности; мотивация учения умение слышать, слушать и понимать учителя, планировать и согласованно выполнять деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Привлечь внимание и заинтересовать: «Без чего обойтись не может барабанщик, охотник и математик». «Конечно же без ДРОБИ» Повторить определение обыкновенной дроби смешанного числа. Записать на доске дроби: Обратить внимание на запись на доске: «Встречались ли вы ранее с такой записью?» При затрудненном ответе учащихся предложить с помощью микрокалькулятора выполнить действие 3:2 Предложить учащимся самостоятельно попробовать назвать числа, записанные, по-новому. При затрудненном ответе обратить внимание на то, что это дроби и при старой записи их знаменатели всегда кратны 10. А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это …. Запись темы урока на доске | Запись дробей на доске (в тетради) под диктовку учителя. Определить, вид новой записи числа Отвечают на вопрос учителя, актуализируют имеющиеся знания и житейский опыт. Работают с микрокалькулятором. Коллективно подбирают название для новой записи числа. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 3 | Понимать учителя. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.(формулировать правила выполнения действий с обыкновенными дробями, оформлять решение задач письменно); Умение работать в коллективе |
3. Постановка цели и задач урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | | 2 | Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Cамоопределение. Умение выступать перед коллективом Умение слышать и слушать. Eмение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4 . Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний | Введение понятия десятичная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Определение десятичных дробей. Объяснение даётся согласно учебнику (с. 179–182). 1. Десятичные дроби читают так же, как и обыкновенные, но с обязательным указанием целых единиц. 2. Целая часть отделяется от дробной части запятой. В десятичной дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько нулей в знаменателе соответствующей ей обыкновенной дроби: Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе? Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют десятичными знаками. Любую десятичную дробь легко записать в виде обыкновенной дроби (простой или смешанной): Например: | Дети решают данную проблему (работа в парах). С помощью учителя приходят к выводу: и составляют алгоритм десятичной записи 1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе. 2. Записать целую часть (она может быть равной нулю). 3. Поставить запятую, определяющую целую часть от дробной. 4. Записать числитель дробной части. №649(а) Выполняют №648 | 19 | Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Разминка. Авторский план упражнений с музыкальной подборкой. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Ярче проявляются их межличностные отношения |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Организация работы в группах. | Под диктовку записать десятичные дроби: 23,04; 17,789; 0,03; 20,7; 109,306 Игра «Грибочки» Класс делится на команды по 4 человека (объединиться партами) Ка «Каждой команде предлагается из корзины с грибами выбрать только те грибочки, на которых записаны десятичные дроби». Баллы в личные копилки получают участники тех команд, в которых не нашлось ни одной ошибки. Организация и контроль за процессом решения задач. №647(а) | Устно рассмотреть № 645, 646. Запись дробей в тетрадь Работа в группах с последующей проверкой и обсуждением. | 13 | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий. Умение работать в команде. Слышать и слушать товарищей, возможность проявить лидерские качества. |
7. Рефлексия | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги класса. Ещё раз проговариваем определение и правило чтения десятичных дробей. «Те, кто понял все сейчас, покажите дружно КЛАСС». Провести оценку количества детей, которые тему не поняли. | Повторяют определение и правило чтения. Оценивают свою работу на уроке. | 3 | Оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний. |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию Обязательное: Стр. 179–182, определение в тетради учить. №648 (б, в, г), 650, 652 По желанию: Творческая работа: составить сказку, написать стихотворение, оформить наглядный плакат, написать сообщение про десятичные дроби. | Учащиеся записывают в дневники задание. По желанию подходят к учителю для разъяснения творческой работы. | 2 | |