Конспект урока в 5-м классе по ФГОС "Понятие десятичной дроби" | Обучение и развитие детей

Конспект урока в 5-м классе по ФГОС "Понятие десятичной дроби"

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Митрофанова Оксана Андреевна
Урок математики в 5-м классе по ФГОС Тема урока:Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей. Класс: 5 Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: Ознакомить учащихся с понятием десятичной дроби, формировать умение читать и записывать десятичные дроби. Задачи урока: – образовательные (формирование познавательных УУД): дать целостное представление об изучаемом понятии, научить правильно читать и записывать обыкновенные дроби, применять полученные знания при решении задач, применять полученные знания вне урока. – воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. – развивающие (формирование регулятивных УУД) видеть, понимать, решать учебную задачу урока (под руководством учителя), учиться самоконтролю и самоанализу Формы работы обучающихся: фронтальная, самостоятельная, коллективная.   Оборудование: Учебник Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. –14-е изд., испр. и доп – М.: Мнемозина, 2013

1. Проектор, компьютер. (не обязательно)

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин.)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Определяет готовность учащихся. Создаётся благоприятный настрой на работу

— приветствие, фиксация отсутствующих;

— проверка подготовленности классного помещения;

— организация внимания школьников;

— раскрытие общей цели урока и плана его проведения

Закончить подготовку к уроку. Настрой на деятельность.

1

Организация своей учебной деятельности; мотивация учения

умение слышать, слушать и понимать учителя, планировать и согласованно выполнять деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Привлечь внимание и заинтересовать: «Без чего обойтись не может барабанщик, охотник и математик». «Конечно же без ДРОБИ»

Повторить определение обыкновенной дроби смешанного числа. Записать на доске дроби:

 

Обратить внимание на запись на доске:

 

«Встречались ли вы ранее с такой записью?» При затрудненном ответе учащихся предложить с помощью микрокалькулятора выполнить действие 3:2

 

Предложить учащимся самостоятельно попробовать назвать числа, записанные, по-новому. При затрудненном ответе обратить внимание на то, что это дроби и при старой записи их знаменатели всегда кратны 10.

А теперь, ребята, назовите тему нашего урока. Ведь вы, наверное, догадались, что это ….

 

Запись темы урока на доске

 

 

Запись дробей на доске (в тетради) под диктовку учителя.

 

 



Определить, вид новой записи числа

Отвечают на вопрос учителя, актуализируют имеющиеся знания и житейский опыт. Работают с микрокалькулятором.

 

Коллективно подбирают название для новой записи числа.

 

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Понимать учителя. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи.(формулировать правила выполнения действий с обыкновенными дробями, оформлять решение задач письменно);

Умение работать в коллективе

3. Постановка цели и задач урока.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

 

2

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Cамоопределение.

Умение выступать перед коллективом

Умение слышать и слушать.

Eмение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4 . Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

Введение понятия десятичная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Определение десятичных дробей.

Объяснение даётся согласно учебнику (с. 179–182).

1. Десятичные дроби читают так же, как и обыкновенные, но с обязательным указанием целых единиц.

2. Целая часть отделяется от дробной части запятой.

В десятичной дроби после запятой стоит столько же цифр, сколько нулей в знаменателе соответствующей ей обыкновенной дроби:

Как быть в случае, если в числителе дроби цифр меньше чем нулей в знаменателе?

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой, называют десятичными знаками.

Любую десятичную дробь легко записать в виде обыкновенной дроби (простой или смешанной):

Например:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети решают данную проблему (работа в парах). С помощью учителя приходят к выводу:

 

и составляют алгоритм десятичной записи 

1. Уравнять, если необходимо, число цифр в числителе с числом нулей в знаменателе.

2. Записать целую часть (она может быть равной нулю).

3. Поставить запятую, определяющую целую часть от дробной.

4. Записать числитель дробной части.

№649(а)

 

 

Выполняют №648

 

19

Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать.

Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

Познавательная активность.

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Разминка. Авторский план упражнений с музыкальной подборкой.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Ярче проявляются их межличностные отношения

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, обеспечение закрепления в памяти знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Организация работы в группах.

 

Под диктовку записать десятичные дроби:

23,04; 17,789;  0,03;  20,7;  109,306

Игра «Грибочки»

Класс делится на команды по 4 человека (объединиться партами)

Ка

 «Каждой команде предлагается из корзины с грибами выбрать только те грибочки, на которых записаны десятичные дроби». Баллы в личные копилки получают участники тех команд, в которых не нашлось ни одной ошибки.



Организация и контроль за процессом решения задач.

№647(а)

Устно рассмотреть № 645, 646.

Запись дробей в тетрадь

 

Работа в группах с последующей проверкой и обсуждением.

13

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Элементы волевой саморегуляции, выбор наиболее эффективных способов задач в зависимости от конкретных условий. Умение работать в команде. Слышать и слушать товарищей, возможность проявить лидерские качества.

 

7. Рефлексия

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги класса.

Ещё раз проговариваем определение и правило чтения десятичных дробей.

«Те, кто понял все сейчас, покажите дружно КЛАСС».

Провести оценку количества детей, которые тему не поняли.



Повторяют определение и правило чтения.

Оценивают свою работу на уроке.

3

Оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний.

 

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию

Обязательное: Стр. 179–182, определение в тетради учить. №648 (б, в, г), 650, 652

По желанию: Творческая работа: составить сказку, написать стихотворение, оформить наглядный плакат, написать сообщение про десятичные дроби.

Учащиеся записывают в дневники задание.

По желанию подходят к учителю для разъяснения творческой работы.

2