Конспект урока по теме «Индукционный ток. Явление электромагнитной индукции». Физика 9 класс
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
Дидактическая цель: изучение практической направленности знаний физических законов и формирование умений их применить на практике. Образовательная цель: изучить физические особенности явления электромагнитной индукции, сформировать понятия: электромагнитная индукция, индукционный ток.
Образовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.
Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.
Форма организации познавательного процесса – групповая Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация; полосовые магниты; гальванометр, катушка, источник тока, соединительные провода. Программное обеспечение: PowerPoint; Уроки физики «Кирилла и Мефодия. 9-й класс (М.: ООО « Кирилл и Мефодий», 2006). «Физика7-11 класс». Библиотека электронных наглядных пособий; тестовая оболочка КРАБ-2; Виртуальная физическая лаборатория «Лабораторные работы по физике, 9-й класс» (М.: Дрофа, 2006) Ход урока.
Этап урока 2.Проверка знаний, умений, ответить на вопросы по ранее изученной теме. (выполнение самостоятельной работы ( тестирование, по изученным ранее темам) Этап урока 3. Тема и цель урока. Объявление темы и предложение учащимся самим сформулировать цели урока. Что бы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
Достигли ли мы поставленной цели? Этап урока 6 Закрепление (проверка усвоения материала с помощью тестовых заданий). Рефлексия Оцени свою работу на уроке!
Схема системно — деятельного урока: Явление электромагнитной индукции. Урок комбинированный «Повторение свойств магнитного поля, тестирование, изучение нового материала». Форма организации познавательного процесса – групповая. В ходе урока ставиться практическая задача, которую надо решить, применив полученные ранее знания. Проводится небольшое тестирование по изученному материалу. Ставится проблема, предлагается учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. Ребята работают по группам, самостоятельно изучают, а затем демонстрируют и объясняют опыты по возникновению индукционного тока при изменении потока магнитной индукции. Особый интерес привлекло механическое зарядное устройство для зарядки мобильного телефона, принцип работы которого основан на явлении электромагнитной индукции. Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том, достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового на уроке. За работу на уроке в группах и тестирование все ученики получили оценку.
Диплом
Скачать Автор: Блитенков Виталий ВладимировичОбразовательная цель: познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитными и электрическими полями, показать значение этого явления для физики и техники.
Развивающая цель: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков, навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательная цель: на примере великих ученых показать нравственные и культурные ценности человеческой жизни, идеалы и принципы творческой личности.
Форма организации познавательного процесса – групповая Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация; полосовые магниты; гальванометр, катушка, источник тока, соединительные провода. Программное обеспечение: PowerPoint; Уроки физики «Кирилла и Мефодия. 9-й класс (М.: ООО « Кирилл и Мефодий», 2006). «Физика7-11 класс». Библиотека электронных наглядных пособий; тестовая оболочка КРАБ-2; Виртуальная физическая лаборатория «Лабораторные работы по физике, 9-й класс» (М.: Дрофа, 2006) Ход урока.
Этап урока 1. Организационный (включение в деловой ритм, подготовка класса к работе) |
Этап урока 4 Вызов (создание проблемной ситуации) | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. Для чего чаще всего используете «мобильник»? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные варианты. Предлагаю учащимся ответить на вопрос «Что может объединять Майкла Фарадея, который жил в 19 столетии и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания, которые были изобретены в 21 веке. Показываю зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо внешнего источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает? Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит. Я открою вам секрет, в основу работы положено явление электромагнитной индукции, которое и будет темой нашего урока. Эрстед доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле. Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле. А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать? Такую задачу поставил перед собой Майкл Фарадей и решал ее почти 10 лет. Предлагаю попробовать решить ее сегодня на уроке. Согласны? | Деятельность учащихся направлена на: — вспоминание того, что им известно по данному вопросу; выдвижение предположений; систематизацию информации до изучения нового материала; формулировку вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Пытаются разрешить проблемную ситуацию, идет обсуждение принципа работы данного устройства Понять в чем заключается сущность явления. Уметь описывать и объяснять физическое явление; привести примеры практического использования физического явления. | — диагностика имеющихся знаний, построенная на ассоциативном методе с использованием образно-критического мышления, дает учащимся свободу выбора, использует разные методы и формы памяти: речевую, зрительную, слуховую (воспроизведение учителем). — создана проблемная ситуация: как подзарядить мобильный телефон, не имея источника тока — эвристическая беседа, выдвижение гипотезы создание поисковой ситуации, установление взаимосвязи между явлениями. |
Этап урока 5–Исследовательская деятельность (сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; постепенное продвижение от знания «старого» к «новому») | ||
Деятельность учителя: Предлагаю учащимся попробовать с помощью магнита и катушки, подключенной к миллиамперметру получить электрический ток. | Деятельность учащихся | Примечание |
Что происходит при движении магнита? О чем говорит отклонение стрелки гальванометра? Когда появляется ток в катушке? Если магнит неподвижен, что показывает гальванометр? Так когда возникает ток в катушке? Ток, который мы получили, называют индукционным (наведённым). Самостоятельная работа по учебнику А сейчас откройте учебник на стр. 164 -165 , попробуйте проделать опыты, изображенные на рис.127 и рис.128. По результатам проделанных опытов объясните причину возникновения индукционного тока и сделайте вывод. При этом можно общаться друг с другом, пользоваться текстом учебника. Помните, что магнитный поток зависит от числа линий магнитной индукции, от площади контура и от ориентации контура в магнитном поле. Учитель показывает опыты возникновения индукционного тока при замыкании и размыкании цепи, при перемещении одной катушки относительно другой, при вращении катушки в магнитном поле. Физическое явление Электромагнитной индукции заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур. Причина возникновения электрического тока в замкнутом контуре – изменение магнитного потока, пронизывающего замкнутый контур. От чего зависит величина индукционного тока? |
Работают в группах с учебником, объясняют опыты, находят причину возникновения индукционного тока в каждом случае. Учащие объясняют у доски, почему при замыкании и размыкании цепи, при перемещении катушек относительно друг друга возникает индукционный ток. Вывод: Формулируют закон электромагнитной индукции. Учащиеся проводят опыты:
| Демонстрация эксперимента учащимся у доски с логическим выводом. Создание проблемной ситуации (при каких условиях возникает ЭМИ) Сопоставление, сравнение, обоснование. Построение рассуждений, самостоятельный вывод определения явления электромагнитной индукции. Самостоятельная работа с текстом учебника направленная на формирование умения самостоятельно обрабатывать информацию, логически, образно мыслить. |
Итак, давайте подведем итог сегодняшнего урока. Так что же объединяет Майкла Фарадея и беспроводное зарядное устройство для мобильного телефона и устройства для зарядки телефона без источника питания данной теме. Сегодня на уроке мы с вами изучили явление электромагнитной индукции и условия его возникновения; | Все это объединяет явление электромагнитной индукции. Ребята оценивают урок и свою работу на нем, делают выводы о том, достигнуты ли цели урока. Говорят о том, что узнали нового. |
Мои умения и навыки | |||
Я умею проводить и объяснять опыты Фарадея | |||
Я знаю, от чего зависит возникновение индукционного тока в проводнике | |||
Я знаю, что такое индукционный ток | |||
Я знаю, как важно явление электромагнитной индукции в технике | |||
Общее впечатление от урока |