Конспект НОД «Ярмарка» | Обучение и развитие детей

Конспект НОД «Ярмарка»

Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Полякова Нина Алефтиновна, Журавлева Наталья Михайловна
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через ознакомление снародными промыслами русского народа. Задачи: Образовательная: — закрепить знания детей о народных промыслах: дымковская игрушка, городецкая роспись, филимоновская игрушка — учить различать особенности характерные для каждого вида росписи. Развивающая: развивать умения создавать декоративные композиции по собственному замыслу, способствуя развитию чувства формы, цвета, ритма. — содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности. Воспитательная: — воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров. — воспитывать у детей гордость за свою страну Материал и оборудование: презентация, силуэты для росписи, краски гуашевые, кисточки, непроливайки с водой, салфетки. Предварительная работа: Рассматривание произведений художественного творчества: филимоновской, дымковской игрушки, городецкой росписи, роспись силуэтов. Разучивание загадок о народных промыслах. Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки и хорошее настроение. (Дети берутся за руки, улыбаются друг другу). «Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам, Доброе утро всем нам – Добрым, хорошим друзьям». Слайд 2 о России Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в очень большой, красивой стране. У нашей страны богатая и интересная история. Богата она лесами и реками, полезными ископаемыми, животными и прекрасными людьми. Велика Россия наша И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет. Слайд 3   Да, русские люди – удивительный народ. Они всегда стремились к красоте, замечали ее вокруг себя: восход солнца, снегопад, хоровод осенних листьев. Своими руками русские люди  творили чудеса: делали посуду, игрушки и много других предметов, не для музеев и выставок, а для своей семьи, своих детей. Так появились народные промыслы. Своими поделками хотели и людей порадовать, и заработать. Слайд 4 — Наша стана не всегда была такой современной, как сейчас. Раньше не было магазинов и торговых комплексов. Люди торговали своими поделками на улице. Такое место называлось ярмаркой. Как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы детей) — Давайте вместе с вами посмотрим, какая она ярмарка! Слайд 5 Ярмарка – это такой базар, где торгуют и веселятся. Это праздничное гуляние. Слайд 5 К ярмарке люди готовились: шли свой товар продать да себе другой купить, Слайд 6 Мастера-умельцы изготавливали различные сувениры, игрушки, посуду, другие предметы и продавали на ярмарке. А чтобы узнать, что это за предметы отгадайте загадки: Слайд 7 Загадка: Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня.   Воспитатель: Что это за игрушки? Ответ детей: Это дымковские игрушки Воспитатель: Из какого материала они изготовлены? Дети: Из глины. Воспитатель: Верно, молодцы! Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Скажите мне, какой узор характерен для росписи дымковской игрушки? Дети: кружочки, точки, клетка, прямые и волнистые линии.   Слайд 8 Загадка: Кони, барышни, барашки – Все высоки и стройны. Сине-красные полоски На боках у нас видны. В. Как называется эта игрушка? Ответ детей: Это Флимоновская игрушка.   Воспитатель: Филимоновская игрушка – самая древняя в нашей стране. О ней впервые упоминалось 700 лет назад. Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится возле места, где есть много глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7–8 лет девочки начинали лепить «свистушки». В них свистели для отпугивания нечистой силы. Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. Какие элементы Филимоновской росписи? Дети: Элементы росписи – елочки, цветные полоски, звездочки.   Слайд 9 Загадка:                    Из липы доски сделаны,                    И прялки, и лошадки.                    Цветами разрисованы,                    Как будто полушалки.                    Там лихо скачут всадники,                    Жар-птицы ввысь летят.                    И точки черно-белые                    На солнышке блестят.

Воспитатель: 
Это какие предметы? Ответы детей: это предметы городецкой росписи. На берегу Волги раскинулся древний русский город Городец. Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. И вот в этих местах начал развиваться этот промысел. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества (прялка, веретено, ткали полотно). Рассмотрите элементы городецкой росписи. Из каких элементов состоит узор? Дети: цветов, листочков, завитков. Слайд 10 Ярмарка – это праздник, веселье, торговля, гуляние. Физминутка                    Мы ребята удалые,                    Скоморохи озорные.                    Всех на ярмарку зовём,                    Всем игрушки продаём!                    Раз, два, три, четыре,                    Круг по уже, круг пошире!                    На носочек и на пятку,                    А потом пляши вприсядку!                    Влево, вправо повернись,                    Веселее улыбнись!   Воспитатель: А что же мы понесем на ярмарку? где же наши игрушки? Дети: Мы их сделаем своими руками. Воспитатель: Конечно. Ведь у нас есть творческая мастерская и наши умелые ручки. Мы сейчас превратимся в мастеров и украсим один предмет для ярмарки. Но вам нужно подумать и выбрать какой из предметов вы будете расписывать, украшать, вспомнить элементы росписи. И вам помогут образцы народных промыслов. Слайд 11 Продуктивная деятельность. Дети выставляют свои работы на панно. Слайд 12 Воспитатель: Посмотрите, как изменилось наше панно! Что произошло? Какие поделки вы изготовили? Вам понравилось быть мастерами? Что же вам помогло сделать такую красоту? Дети: Труд, старание. Воспитатель: Верно, Много нужно трудиться, чтобы стать мастером, мастером своего дела! Мастеров на Руси очень много, сегодня узнали только о некоторых, но впереди у нас ещё много интересных путешествий и встреч. Слайд 13 А сейчас мы потанцуем под веселую народную музыку! Исполняется хоровод «Ярмарка».