Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию произношения у слабослышащего обучающегося 3 класса с УО
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Антонова Елена Анатольевна
Тема: «Дифференциация звуков и букв [ж] – [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»
Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.
Задачи:
1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] –[ш] изолированно, в словах, предложениях.
2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
3. Формирование просодической стороны речи.
4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика.
6. Обогащение словарного запаса.
7. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: Ноутбук, подключение к Интернету, Сайт «Мерсибо», зеркало, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
– Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сегодня на занятие у нас гости. Сейчас я улыбнусь тебе и гостям, а ты улыбнёшься мне и гостям, так мы поприветствуем друг друга.
Пожалуйста, сделай глубокий вдох через нос. Представь, что ты вдыхаешь в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохни. Вдохни ещё раз и выдохни. И последний раз сделай вдох и выдох. Молодец! Начинаем занятие.
II. Основная часть.
1. Проверка слуха (за экраном).
– Как ты слышишь?
– Будем заниматься?
– Сейчас какое время года?
– Какой месяц?
– Послушай и повтори: декабрь, январь, февраль — зимние месяцы.
– Какое сегодня число?
– Посмотри на фотографию и карточку со словами составь словосочетания о зиме. Выбирай только нужные слова.
– Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)
– Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)
Сообщение темы занятия.
— Какой звук повторяется в этих частоговорках?
Жок жок жок – выпал первый снежок,
Шу шу шу – зимой шубу я ношу
– Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.
3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.
– Когда произносим [ш] – голоса нет, звук глухой, [ж] – звонкий /прикладываем ладошку к горлышку, проверяем вибрацию голосовых связок/.
4. Развитие речевого дыхания и голоса, длительной воздушной струи.
Произнесение ряда слогов на одном выдохе:
Ша-шо-шу-ши (выдох).
Аш-ош-уш-иш (выдох).
Жа-жу-же-жи (выдох).
С усилением и ослаблением силы голоса.
5. Пальчиковая гимнастика – 2 минуты.
Портал Мерсибо игра «Ручные приведение»: https://mersibo.ru
6. Артикуляционная гимнастика – 2 минуты. Портал Мерсибо игра «Артикуляционная гимнастика»: https://mersibo.ru
7. Развитие фонематического слуха. – Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж]. – Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» – покажите соответствующую букву. – Снежинка, шуба, лыжи, снежный, лыжник, шапка. – Слушай внимательно, повторяй за мной: Жа – ша – ша Ша – жа – жа Жа – ша – жа Беседа по картинкам УЖИ – УШИ: – Что здесь нарисовано?
– Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово). Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти. Уши – органы слуха. – Придумаем предложения с этими словами. – А у меня получились вот такие предложения: В кустах спрятались ужи. Даша под душем моет уши. (читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.
1. Физминутка. Игра с мячом «Замени Ж на Ш».
2. Дифференциация звуков [ш], [ж] на письме. Вставьте пропущенные буквы: …уба, ве…алка, кру…ево, е…ата, …орох, …урнал. У лисы пу…истый хвост. Ды…и све…им воздухом. У …оры ду…истые ланды…и. – Что такое ландыши? Правильно цветок.
10. Сейчас мы будем играть в игру «Аленький цветочек» Портал Мерсибо игра «Аленький цветочек» https://mersibo.ru Слушай слова и выбирай правильно букву.
11. Итог урока Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Подведи итог занятия.
– Урок закончен. Спасибо за работу.
Тема: «Дифференциация звуков и букв [ж] – [ш]. Работа над речевым дыханием, голосом и логическим ударением»
Цель: Развитие внятной, членораздельной, выразительной устной речи.
Задачи:
1. Закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [ж] –[ш] изолированно, в словах, предложениях.
2. Развитие речевого дыхания, фонематического слуха, разговорной и связной речи.
3. Формирование просодической стороны речи.
4. Коррекция психических функций: памяти, внимания, логического мышления.
5. Обеспечение здоровьесберегающего пространства: организация физминуток, дыхательная, пальчиковая гимнастика, психогимнастика.
6. Обогащение словарного запаса.
7. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: Ноутбук, подключение к Интернету, Сайт «Мерсибо», зеркало, буквы «ж» и «ш», ручки, карандаши, карточки с текстом.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
– Доброе утро! Настал новый чудесный день. Сегодня на занятие у нас гости. Сейчас я улыбнусь тебе и гостям, а ты улыбнёшься мне и гостям, так мы поприветствуем друг друга.
Пожалуйста, сделай глубокий вдох через нос. Представь, что ты вдыхаешь в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохни. Вдохни ещё раз и выдохни. И последний раз сделай вдох и выдох. Молодец! Начинаем занятие.
II. Основная часть.
1. Проверка слуха (за экраном).
– Как ты слышишь?
– Будем заниматься?
– Сейчас какое время года?
– Какой месяц?
– Послушай и повтори: декабрь, январь, февраль — зимние месяцы.
– Какое сегодня число?
– Посмотри на фотографию и карточку со словами составь словосочетания о зиме. Выбирай только нужные слова.
– Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)
– Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)
Сообщение темы занятия.
— Какой звук повторяется в этих частоговорках?
Жок жок жок – выпал первый снежок,
Шу шу шу – зимой шубу я ношу
– Сегодня мы изучаем два звука Ж и Ш.
3. Сравнение звуков Ж и Ш по артикуляции /перед зеркалом/.
– Когда произносим [ш] – голоса нет, звук глухой, [ж] – звонкий /прикладываем ладошку к горлышку, проверяем вибрацию голосовых связок/.
4. Развитие речевого дыхания и голоса, длительной воздушной струи.
Произнесение ряда слогов на одном выдохе:
Ша-шо-шу-ши (выдох).
Аш-ош-уш-иш (выдох).
Жа-жу-же-жи (выдох).
С усилением и ослаблением силы голоса.
5. Пальчиковая гимнастика – 2 минуты.
Портал Мерсибо игра «Ручные приведение»: https://mersibo.ru
6. Артикуляционная гимнастика – 2 минуты. Портал Мерсибо игра «Артикуляционная гимнастика»: https://mersibo.ru
7. Развитие фонематического слуха. – Сейчас мы будем работать над звуками [ш], [ж]. – Я буду называть слова с этими звуками. Если услышите «ж» или «ш» – покажите соответствующую букву. – Снежинка, шуба, лыжи, снежный, лыжник, шапка. – Слушай внимательно, повторяй за мной: Жа – ша – ша Ша – жа – жа Жа – ша – жа Беседа по картинкам УЖИ – УШИ: – Что здесь нарисовано?
– Это очень похожие слова, а чем они различаются? (Изменился только один звук, а получилось новое слово). Уж – обычно не ядовитая змея. Змея – пресмыкающееся с длинным извивающимся телом, часто с ядовитыми железами в пасти. Уши – органы слуха. – Придумаем предложения с этими словами. – А у меня получились вот такие предложения: В кустах спрятались ужи. Даша под душем моет уши. (читаем вслух, читаем про себя и запоминаем). Записать предложение по памяти. Подчеркнуть буквы, которые обозначают звук Ж или Ш. Проверка.
1. Физминутка. Игра с мячом «Замени Ж на Ш».
жест | шить |
жаль | шалить |
жила | шитьё |
ужи | Саша |
10. Сейчас мы будем играть в игру «Аленький цветочек» Портал Мерсибо игра «Аленький цветочек» https://mersibo.ru Слушай слова и выбирай правильно букву.
11. Итог урока Рефлексия. Какие звуки мы сегодня различали? У тебя были ошибки? Подведи итог занятия.
Я не поняла тему урока | Я поняла тему урока | У меня есть затруднения |