Классный час: Профессия "Планета людей-Земля"
На главную Профориентация старшеклассников Классные часы, беседы по профориентации Классный час: Профессия "Планета людей-Земля"
Классный час: Профессия "Планета людей-Земля" |
Профориентация школьников — Классные часы, беседы по профориентации |
Профессия «Планета людей Земли» Классный час проводится в цикле классных часов, посвященных профессиональной ориентации учащихся («Профессия — учитель», «Профессия — юрист». «Профессия — журналист»), и связан с одной из самых актуальных на сегодня профессий — профессией эколога. Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать экологический плакат, подготовить краткое сообщение об одной из экологических проблем, составить экологическую карту района, провести видеосъемку экологически неблагоприятных объектов своего микрорайона. Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов в рамках экологического воспитания. На классный час приглашен специалист в области экологии Эпиграфы к классному часу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок » и сразу приведи в порядок свою планету». Антуан де Сент-Экзюпери «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу — значит охранять Родину». Михаил Пришвин Материалы для классных часок «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Пустыня — осталась». Федерико Гарсиа Лорка Вступительное слово классного руководителя: Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчета, совершает привычное, будничное дело — перешагивает через порог дома, школы, класса… Это становится привычным и не замечаемым действием. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то впервые перешагнули порог школы, перешагнули порог детства, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать самый главный свой жизненный выбор — выбор профессии. И так уж складывается в вашей жизни, что это время совпадает с еще одним порогом — порогом не только нового века, но и порогом нового тысячелетия, через который перешагивает мир. Каким оно будет, это новое тысячелетие, новый XXI век, ваш век, стоит задуматься уже сегодня, ведь созидать его вам — какими будете вы, таким будет и он. Столы в классе расставлены таким образом, что представляют собой круг, слегка разомкнутый в районе доски, чтобы в центр его можно было пройти. Этот круг становится символом, с осмысления которого начинается разговор на классном часе. Все участники разговора берутся за руки, делая, таким образом, круг замкнутым, и высказывают свое мнение о символике этого круга. Круг — это символ солнца, а значит — тепла, света, жизни. Круг — это символ единства, сплоченности, взаимовыручки. Круг — это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды. Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за «круглым столом». Вспомним слова поэта: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Круг — это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять. Круг — это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания. Поможет ответить на вопрос, как лучше понять и услышать зов Земли, сценка «Разговор Маленького Принца с Летчиком» (в одежду выступающих включены символичные детали — корона Маленького Принца и белый шарф Летчика). Миленький Принц: Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно. Летчик: Да, конечно. Маленький Принц: И пустыня красивая… Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники… Летчик: Да. Будь то дом, звезда или пустыня — самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами. Маленький Принц: Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую… И все напрасно… На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут… Летчик: Не находят… Маленький Принц: А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды… Летчик: Да, конечно. Маленький Принц: Но глаза слепы. Искать надо сердцем. Самое главное то чего глазами не увидишь, Летчик: Да, конечно… Маленький Принц: Знаешь… сегодня ночью… исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад. Летчик: Ты покинешь Землю? Маленький Принц: Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу тебе ее показать. Она будет для тебя просто — одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды… Все они станут тебе друзьями. И потом, я тебе кое-что подарю… Летчик: И Маленький Принц оставил людям свой завет: «Запомни, есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Ведущий: Планета людей, как исполняешь ты завет Маленького Принца? Оглянитесь, люди, не бросили ли вы на произвол тех. кого приручили и, значит, за кого вы в ответе? Не заполонили ли нашу планету страшные баобабы, готовые разорвать ее в клочья — равнодушие, корысть и безответственность? Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы — усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды? Для ответа на этот вопрос участники дискуссии разобьются па два условных лагеря — одни отразят иллюзию обособленности от природы, другие эту иллюзию развеют. Горожанину сегодня не надо идти за водой — она подается прямо в краны: человек не ищет тепла, когда замерз, — помещение отапливается централизованно; в поисках прохлады ему не нужна тень от деревьев — он включает вентилятор или кондиционер; за продуктами и за одеждой он идет в магазин, а средства передвижения — автомобиль, поезд и самолет. А разве может машина обойтись без нефти и кислорода, ведь именно их сжигают двигатели, а это продукты природы? Чтобы сделать эти машины, нужны руда, уголь. вода — продукты природы. Причем для удовлетворения своих потребностей человеку сегодня надо все больше природных ресурсов. Если до появления машин человеку хватало для приготовления пиши и обогрева нескольких возов дров в год, то сейчас на каждого жителя в год приходится в пересчете на дрова несколько вагонов. Значит, потребности все возрастают, а ресурсы все уменьшаются! Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Какие проблемы встали перед человеком, грозя ему гибелью и требуя немедленного решения? Участники дискуссии характеризуют важнейшие экологические проблемы современности и иллюстрируют их с помощью подготовленных к классному часу плакатов и рисунков. Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Одна из таких проблем — «парниковый эффект». Это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ. Результатом этого, в частности, является подъем уровня Мирового океана, что может отрицательно сказаться на жизни населения более 30 стран. Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами нашей планеты. Но и в области экватора и в средних широтах. Истончению озонового слоя способствуют такие процессы, как использование азотных удобрении, выбросы продуктов сгорания космической техникой и высотной авиацией, но главной причиной является использование газа фрсона в морозильниках и в различных аэрозолях. Если говорить об исследованиях космоса, то можно привести интересный факт: ученые подсчитали, что американскому кораблю многоразового использования «Шатл», работающему на твердом топливе, достаточно за 4-5 лет несколько сотен раз слетать в космос, чтобы озоновый слой совсем исчез. А самая экологически чистая ракета-носитель — наша «Энергия». Результатом резкого увеличения загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась еще одна экологическая проблема — кислотные дожди. Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники. От кислотных дождей в различных регионах мира погибают леса на площади более 31 млн. га. Так, на территории Германии кислотными дождями повреждено около 35 % площади лесных массивов, а в Канаде уже погибли старейшие леса (возраст до 300 лет) из бальзамической ели. В 10ОО озерах Швеции полностью утрачены признаки жизни. Глобальные масштабы принял сегодня процесс опустынивания. Это один из самых грозных и быстротечных процессов современности. В результате деятельности человека к последней четверти XX века пустыни стали охватывать 43 % общей площади суши. Темпы продвижения границ пустыни в Африке сегодня местами составляет до 10 км в год. Опустынивание является следствием неумеренной хозяйственной деятельности человека, а поскольку пески наступают на сельскохозяйственные земли, на жилища людей, на дороги, то в мире становится все больше людей, которые должны бежать от этого — экологических беженцев. И страшным предупреждением сегодня звучат строки испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки: «Умолкло, заглохло, остыло, иссякло, исчезло. Взгляд участников разговора обращается на плакаты, помещенные на доске по обе стороны: «Почему вы, дети, нарисовали свои плакаты цветными, а взрослые в основном черно-белыми красками?» Получается, что взгляд взрослых на эти проблемы более пессимистичен, а детям, может быть, в силу возраста еще не понять всей опасности, грозящей им? Восприятие детей непосредственно: они видят все в цвете, в цвете и передают, а у взрослых здесь, скорее всего, снова сказывается любовь к символам. Взрослые виноваты в том, что Земля сегодня в таком ужасном состоянии, а осознание вины черного цвета. Краски взрослых траурны, наверное, они не видят выхода из создавшегося положения, а мы, дети, живем надеждой, а надежда не может быть в мрачных тонах — она цветная, яркая. Мы верим, что мы справимся, что мы вернем Земле радостную улыбку. Еще не поздно, ведь самое главное уже сделано — люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными, но отношению к природе нельзя. Термин «экология» предложен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем (от греч. «ойкос» — дом). Жилище и «логос» — учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке. Экология — это науки о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. Только в XIX и XX веках люди, правительства, государства стали задумываться о том. Что природу надо охранять, или и раньше были предпринимаемы какие-либо действия, а может быть, и законы? Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 году и запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь. Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы Петра Великого. Направленные на охрану и рациональное использование, а также восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек. ‘Запрещение хищнических способов ловли рыбы. ‘Запрещение отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии. Очень серьезные наказания, вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял воду Невы и се притоки каким-либо мусором. Но особенно остро встали проблемы нерационального использования природных богатств, расточительности, беспощадности человека по отношению к своей планете после второй мировой войны. Мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя земли, уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов. Содержание углекислого газа увеличилось на 13 %. в начале 90-х годов в атмосферу ежегодно выбрасывалось 6 млрд. тонн углерода, но многих странах сегодня вынуждены опреснять морскую воду, чтобы обеспечить население питьевой водой пресной воды не хватает. А человек продолжает быть расточительным. Кто знает, сколько литров воды потребляет москвич в сутки? В России в среднем на одного жителя расходуется около 400 литров питьевой воды в сутки, а в Москве эта цифра достигает 600 литров! Перечислим те науки, с которыми теснейшим образом связана экология; физика, химия, геология, география, математика, а также 82 юриспруденция, экономика. Заметим, что у слов «экология» и «экономика» общий корень, только в экологии «дом» — это вся биосфера, а в экономике «дом» в более узком, конкретном смысле — личное хозяйство, а потому такие близкие, но происхождению слова стали такими враждебными на деле: в погоне за прибылью экономика безжалостно использует природу. Недавно появилась и новая паука — экономика природопользования, педагогика (в школах введен новый предмет — экология, в большинстве вузов, связанных с народным хозяйством. Также нреподиегся жи предметы открываются кафедры, факультеты), а разве журналисты, врачи, артисты, художники, писатели не связаны с экологией? Достаточно вспомнить хотя бы такой факт: именно русские писатели, наши современники, Валентин Распутин. Василий Белов, Сергей Залыгин и другие, первыми забили тревогу и встали в ряды защитников окружающей среды, когда дело касалось загрязнения уникального, естественного водохранилища — озера Байкал, и когда дело касалось поворота русла северных рек. Их страстное, гневное и решительное слово прозвучало как набат. Как видите, какую бы вы в дальнейшем ни выбрали профессию, каким бы делом ни стали заниматься, вам уже никуда не уйти от экологии, от знаний об окружающей среде и ее защите. Примером того. как жизнь и ее требования вмешиваются в судьбу человека, может служить и гость нашего сегодняшнего классного часа — доцент Нина Антоновна Арнаутова, по образованию и роду занятий теплофизик, теперь преподающий экологию. В своем выступлении-беседе с учащимися Ирина Антоновна подчеркнула: во-первых, всеобщую заинтересованность ученых и специалистов разных стран, постоянно встречающихся и обсуждающих возникающие проблемы на конференциях и симпозиумах; во-вторых, личную заинтересованность каждого человека в том, чтобы как можно больше знать об экологии, о негативных факторах, влияющих на состояние здоровья, чтобы максимально уменьшить их вредное влияние. Для этого не хватает именно знаний. Если каждый задумается о том, что окружающие его электроприборы, так облегчающие быт человека, являются проводниками сильнейших магнитных полей, накапливающихся, как бы берущих человека в тиски, а, следовательно, не облегчающих жизнь, а провоцирующих головные боли, раздражительность, усталость, апатию, то, возможно, экология станет желанной гостьей в каждом доме — в каждой квартире; в каждой семье. Экологические знания, понимание того, что проблемы экологии касаются каждого, забота о состоянии окружающей среды, деятельное участие каждого человека в ее охране, бережное обращение со всеми природными ресурсами, используемыми в быту, на работе, во время отдыха, — вот то, что необходимо нести каждому из нас. И вам, молодому поколению, нести эти знания и на деле проявить себя хранителями Земли. Опыт такого заинтересованного отношения ко всем проблемам тем более не абстрактным, отдаленным, вселенским, но своим масштабам, а насущным, близким, не просто земным, а районным, предлагает группа учащихся, работавшая с данными, касающимися загрязнения воздуха нашего микрорайона Новопеределкино. Эта группа составила экологическую карту микрорайона и провела по ней экскурсию. На карте представлены несколько точек, в которых было проведено исследование атмосферного воздуха: наша и соседняя школы, наши жилые микрорайоны, районная управа, универсам. Сбербанк, детские сады. Во всех пробах обнаружены окись углерода, хлориды, окислы азота, аммиак, сернистый ангидрит, фенол, углеводороды и другие вредные вещества в количестве, превышающем предельно допустимые концентрации. Наиболее неблагоприятное состояние воздуха в районе улицы Шолохова, второй зоной по загрязнению являются кварталы, расположенные между Боровским шоссе и Новоорловской улицей. Наиболее благоприятным районом является район Чоботы (лесной массив и дачные поселки). Следует обратить внимание на присутствие ароматических углеводородов в районе управы и пересечения улицы Федосьино и Боровского шоссе. Поскольку очевидных стационарных источников загрязнения в районе расположения Новопеределкино не имеется, можно предположить, что основным загрязнителем атмосферы является автотранспорт. Что же несет человеку присутствие в атмосфере вредных вышеперечисленных веществ. Эпидемиологические исследования выявили связь между количеством загрязняющих веществ в атмосфере и заболеваемостью и смертностью. Исследования позволили выявить влияние загрязняющих воздух веществ па здоровье человека: раздражение, вызываемое дымом и неприятными запахами; воспаление глаз и верхних дыхательных функций; расстройство дыхания; увеличение предрасположенности к простудным и инфекционным заболеваниям; патология дыхательных путей (бронхит, астма); ослабление сопротивляемости организма при сердечно-сосудистых заболеваниях; раздражение центральной нервной системы. В сочетании с только что сделанным выводом о том, что в нашем районе основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт, становится понятно, что мы, жители района, своими руками губим не только природу, но и свое здоровье, которое с состоянием этой самой природы находится в прямой взаимосвязи. Еще одна группа учащихся представила видеоматериалы, отснятые в нашем микрорайоне и свидетельствующие о бесхозяйственности человека, губительности его деятельности, неумении думать ни о чем, кроме своего сиюминутного блага. На видеопленку заснята протекающая по нашему микрорайону речка Сетунька всего около 10 лет назад бывшая с чистой превосходной водой, в которой можно было купаться (вспомнили ребята здесь и о том, что некогда речка — «да была даже судоходной). Во что превратилась она за это время? Сюда слипаются отходы из находящегося по соседству автохозяйства, здесь моются машины (заметим: самими же жителями, ведь не из центра же Москвы приезжают сюда, чтобы машину свою помыть’), сюда сбрасывается мусор, и пойма реки превратилась в настоящую свалку, на которой можно увидеть любого рода мусор, вплоть до брошенных автомобилей, труб, которые когда-то куда-то начали прокладывать, да так и не проложили! Засняли ребята и находящееся по соседству автохозяйство и гаражи, где машины не только паркуются, но и ремонтируются, а во время ремонта, как известно, выброс в атмосферу выхлопных газов увеличивается еще больше. Засняли и самую напряженную районную магистраль — Боровское шоссе, на котором от обилия транспорта воздух (это хорошо видно на пленке) сизого цвета. Прошел наш импровизированный экологический патруль и по находящемуся рядом лесному массиву, примыкающему к шоссе. обнаружив там снова залежи мусора, побывал и по соседству во Внуково, отметив, что близкое соседство с аэродромом тоже неблагоприятно влияет на экологию. Приятно отметить, что ребята в процессе ‘этих исследований проявили заинтересованность, негодование, желание приложить силы к исправлению экологического положения. Это вызвало у всех присутствующих живой отклик и привело к мнению, что экологический патруль необходимо расширить до размеров экологического десанта, с которым выйти на родительское собрание, чтобы и родителей призвать задуматься о той среде, в которой их детям в первую очередь, да и им самим предстоит жить. Наверное, цель нашего сегодняшнего классного часа можно считать достигнутой: ведь главное для нас было понять, что все в этом мире, таком, как оказывается, хрупком, зависит от нас самих, от людей, живущих на этой планете – планете Земля. Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким маленьким, беззащитным в бездонной Галактике выглядит этот крохотный шарик, нежно именуемый Землей, Так бы и взял его в руки, приласкал, покачал, защитил от множества напастей, прикрыл от несчастий, напев ласковую материнскую песню, любовно, бережно сохранил, пронес через века и тысячелетия, вслед за Маленьким Принцем взял на себя заботу обо всех. Кого приручил. А, проснувшись рано утром, умывшись, приведя себя в порядок, сразу же привел в порядок и свою планету. Тогда она ответит тебе взаимной любовью, светом и теплом, радостью и откровением, подарит ни с чем несравнимое счастье бытия в согласии с собственным сердцем и совестью. Список литературы 1. Вронский, В. А. Прикладная экология / В. А. Вронский. М.: Феникс, 1996. 2. Демина, Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т. А. Демина. М., 1999. 3. Энциклопедия для детей. Т. 3 («География»). «Аванта+», 1994. Подготовили психологи гимназии №12 г.Минск |