Классификация по типу питания | Обучение и развитие детей

Классификация по типу питания

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Улокова Лилия Владимировна
Конспект внеклассного занятия по программе «Растения, животные, человек в экосистемах ХМАО. Охрана природы»

Тема: «Классификация по типу питания»

Цель: Познакомить детей с классификацией зверей по типу питания.

Задачи:

1. научить устанавливать пищевые связи;

2. развивать умение систематизировать, сравнивать, делать выводы;

3. воспитывать доброе и чуткое отношение к животным, ответственность за свое поведение в природе.

Дидактическое обеспечение: инструктивные карточки, иллюстрации животных, плакат леса, карточки с изображением животных и растений, печенье, бумага

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний. 

План

I. Организационный этап

II. Закрепление ранее изученного материала

1. Инструктивная карточка «Экологическая ниша»

III. Изучение нового материала

1. Беседа на новую тему

2. Игра «Кто ест, что ест».

3. Игра «цепи питания»

IV. Закрепление пройденного материала

1. Работа с инструктивной карточкой на доске

2. Работа с инструктивной карточкой

3. Игра «Перепутанные звери»

4. Сказка «Сова и старик»

V. Заключительный этап

Подведение итогов занятия

Список используемой литературы:

Руковский Н. По следам лесных   зверей М. 1988 г.

Наумов Д. Зоология 6–7 кл.  М.

Динец В. Звери  М. 1996г.

Шпотова Т.В. программа и методические рекомендации к детскому экологическому проекту Дом, г. Огнинск, 2000.

IНа прошлом занятии мы с вами начали изучение темы «Звери и их среда обитания». Скажите, пожалуйста, что же мы узнали, что запомнили? (ответы детей). Педагог: да, мы узнали, что такоесреда обитания и экологическая ниша, поговорили о том, как животные приспосабливаются к условиям среды. Скажите мне, пожалуйста, что же все-таки такое экологическая ниша? (Ответы детей) Да, экологическая ниша для животных – это в первую очередь место их обитания, где им уютно, где они обеспечены пищей, и где они полезны.

Сейчас вам предстоит выполнить задание инструктивной карточки, распределив животных в соответствии с занимаемой ими экологической ниши. 

Инструктивная карточка

Задание: вы с друзьями пришли в лес. Каких из нарисованных представителей животного мира можно встретить на деревьях, под деревьями, в кустах? Впишите номера этих животных в кружочки.

 

II. Перед вами картина с изображением леса и его обитателями. Кого мы можем встретить здесь? (Ответы детей). Да, лес богат лесными жителями, здесь можно встретить проворную белочку, хитрую лисицу, мудрую сову, загадочного лося и многих других. Все они удивительны и неповторимы.

Сегодня мы познакомимся с классификацией животных по типу питания, научимся группировать их по определенному признаку. Ребята, а вы знаете на какие группы можно разделить животных по типу питания? (ответы детей) Действительно, всех зверей по способу питания можно разделить на хищников, травоядных, насекомоядных и всеядных. Все звери выполняют определенную роль в природе. Вот, как вы думаете, важны ли хищники, или может быть, они приносят только вред природе? (ответы детей). Вы правы, хищники – необходимое звено в мире природы – они служат регуляторами численности животных, особенно это касается обильно размножающихся видов и больных животных. А каких хищных зверей, обитающих у нас, вы знаете? Дети перечисляют зверей.

Педагог: Да, это волк, лиса, бурый медведь, росомаха, рысь, куница. А еще к хищникам можно отнести самого маленького пушного зверька – ласку.

Травоядные животные приносят вред лесу, уничтожая древесные породы, повреждая кору деревьев, но, в то же время, это ценные промысловые животные, которые ценятся за мясо, шкуру, мех. Ребята, вы со мной согласны, действительно травоядные животные вредят лесу? Возможно, они вовсе не нужны в природе? Что произойдет, если их не станет? Ответы детей. Да, верно, нарушится равновесие в природе, в результате все может погибнуть. Попробуйте мне назвать зверей, которые  питаются грубой растительной пищей.

Дети: предполагаемые ответы…

Педагог: к травоядным животным относятся лось, заяц, олень, полевка, землеройка, бобр.

Всеядные животные питаются как растительной, так и животной пищей. К ним относятся ценные пушные звери. Назовите их. Ребята перечисляют зверей.

Педагог: Да, это белка, горностай, соболь, норка. Сюда же относятся кабан и медведь.

А кто мне скажет – куда можно отнести крота и ежа? Ответы детей.

Педагог: Это насекомоядные животные, они приносят большую пользу, уничтожая насекомых вредителей.

А сейчас каждый из вас возьмет по одной фигуре из конверта. На них изображен непонятный рисунок – это часть общий картины. Ваша задача воссоединить эти части воедино. Таким образом, у нас образовалось две команды: хищники и травоядные.

А теперь мы с вами поближе познакомимся с рационом животных. Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Кто ест? Что ест?» Каждой из команд будут предложены вопросы, за каждый правильный ответ команда получает один балл (жетон), если вы даете не правильный ответ, то право ответа переходит к команде соперников.

1. Какой зверь падок до малины и меда? (медведь, волк, олень)

2. Сколько грибов может нанизать на сучки белка, готовясь к зиме? (200, 500, 2000).

3. Какой зверек запасает на зиму корм, перенося его в защечных мешках? (бурундук, суслик, хомяк)

4. Сколько суток может не есть волк, и при этом становится более агрессивным? (5–7 суток, 2–3 суток, 10 суток).

Между различными организмами в при­родных сообществах существуют много­образные связи. Однако наиболее важные из них — пищевые. Что такое цепь питания? Ответы детей.

Педагог: Да цепь питания – это передача энергии от одного вида к другому. А как это происходит, мы сейчас с вами и узнаем.

Описание игры «Цепи питания»

Действующие лица:

Солнце – 1 человек

Трава – 6 человек

Мышка – 3 человека

Лиса – 1 человек

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» Траве – по 2 штуке каждой Травинке. Одно печенье каждая Травинка съедает – эта «энергия расходуется на поддержание жизненных процессов Травинки, а второе – передает Мышкам. Таким образом, каждая мышка получает тоже по два печенья. Часть «энергии» (одно печенье) Мышка расходует на себя, а часть (второе печень) – отдает Лисе. Таким образом, у Лисы оказывается три печенья. Часть энергии Лиса расходует на поддержание своих жизненных процессов, а оставшуюся часть передает тому, кто может съесть Лису.

Ребята, скажите, кто получает энергию от Солнца? Только трава может получить энергию от Солнца. Сколько бы мышки не загорали на солнышке, есть им все равно хочется! А кто получает энергию от о травы? Мыши – травоядные животные. Кто получает энергию от мышей? Лиса – плотоядные (хищные) животные.

Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, то есть, как возникает пищевая цепь. Вот сейчас мы построим такую цепочку.  Сейчас на ваши спины я приколю карточки с изображением животного или растения, и вы перевоплотитесь в животных, которые на них изображены. Сами вы не будете знать, в какое животное или растение вы превратились, но будете видеть других. Ваша задача построить правильную цепочку питания, не разговаривая друг с другом. (дети в течении 5–7 минут выстраивают цепь питания).

Итак, мы построили цепь питания, в которой мы сами выступали в роли животных и растений. Ребята, скажите, а можно ли по типу еды определить, какой внешний вид имеет, и какой образ жизни ведет млекопитающие, которые этой пищей питаются? (Ответы детей). Да, посмотрев, например, на волка, мы заметем его острые когти и клыки, и с уверенностью скажем, что это хищное животное.

IV. На доске иллюстрации животных, а так же пища, которую они употребляют. Сейчас ко мне подойдут по одному представителю от каждой команды. Ваша задача с помощью стрелок соединить животных с их кормом.

А сейчас мы постараемся построить цепи питания на бумаге, вписав пропущенное, недостающее звено. Команды получают карточки с заданиями. (Работа с инструктивными карточками)

Инструктивная карточка

Задание: Рассмотрите пищевую цепочку и вставьте пропущенной звено.

 

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Перепутанные звери». Вы будете зверятами. Детям на грудь прикалываются таблички с названиями зверей. Когда я буду называть группы зверей: насекомоядных, хищных, травоядный или всеядных вы должны будете поменяться местами. Будьте внимательны.

Заяц

Лось

Бобр

Куница

Горностай

Ласка

Рысь

Еж

Крот

Медведь

Кабан

Белка

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы с вами познакомились с понятием цепь питания и уже строили ее на бумаге и сами выступали в роли отдельных звеньев таких цепей. А давайте построим цепочку с помощью вот этих карточек. Дети склеивают, из приготовленных полосок с написанными на них животными, кольца и соединяют их в цепь. Вот у нас получилась цепь. А что произойдет, если мы удалим хотя бы одно звено из этой цепи? Ответы детей.

Педагог: Да, наша цепь сломается, нарушиться равновесие.

Ребята, а вы любите сказки? Хотите, я вам сейчас расскажу одну? Ну, слушайте. Сказка называется «Сова и старик». Жил-был старик (на доску вешается иллюстрация с изображением старика) у него была корова (картинка коровы), которая давала очень жирное и вкусное молоко. Корова паслась на поле, на котором росло много-много клевера (картинки с клевером). Клевер корова очень любила, ведь благодаря ему молоко у нее было таким вкусным и полезным. Однажды на поле прилетела сова (изображение совы) полакомиться мышками. Увидела она старика и говорит:

– Здравствуй, друг дорогой!

– Да какой же я тебе друг, Совушка–пустая головушка!

Обиделась сова (иллюстрацию совы убираем), улетела в лес и решила проучить старика, она перестала прилетать в поле на ночную охоту. Ох, как обрадовались тогда полевые мыши (появляется картинка мышей), они могли без опаски выходить в поле, лакомиться шмелиным (иллюстрация шмелей) медом, который они так любили. Мыши расплодились, их стало много, много.  Шмелям это очень не нравилось: они с таким трудом добывали мед опыляя клевер. И тогда шмели улетели с поля (картинка со шмелями убирается). Зачах тогда клевер, стал исчезать, его не опыляли шмели, новых семян не появлялось. Отощала тогда корова, молоко ее стало менее вкусным, не таким жирным. Призадумался старик. Что же произошло. И смекнул он тогда, что зря когда-то обидел сову. И решил он извиниться перед ней.

– Извини, Совушка, не прав я был, каюсь теперяче. Вернись обратно, а я тебе буду молочко на крылечке оставлять.

– Так и быть, старик, вернусь я, выручу тебя.

В эту же ночь прилетела сова в поле на охоту. А что произошло, когда сова вернулась в поле? (ответы детей) Численность мышей уменьшилась (часть картинок с мышами обираются), в поле вернулись шмели, клевер, его вновь стало много. И тогда молоко коровы стало опять вкусным и жирным.

Ребята, о чем эта сказка? (высказывания детей)

Педагог: да, суть этой сказки в том, что все в природе взаимосвязано, нарушив хотя бы одно звено в этой цепи, мы погубим всю природу.

Ребята, сегодня мы выяснили, что животные делятся на различные типы питания. На какие? (Ответы детей).

Педагог: сейчас каждый из вас возьмет по одной из этих картинок с изображением животного и повесит там, где считает правильным в соответствии с его типом питания. (дети вешают картинки животных к соответствующему типу питания).

А теперь давайте подведем итоги нашей игры. (подсчитываются количество баллов каждой команды, выявляется победитель).  Сегодня мы уже говорили о том, что все в природе взаимосвязано, нарушив одно звено в цепи, мы разрушим все живое. А ведь зачастую именно человек повинен в уничтожении животных и растений. Истребление тех или иных животных или растений влекут за собой серьезные последствия. И сегодня мы в этом убедились. Но ведь каждый из нас в силах помочь природе. Мы можем подкармливать птиц, зверей, ухаживать за растениями.

Закончить наше занятие мне бы хотелось стихотворением Б. Заходера «Про всех на свете»

Все-все на свете

На свете нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых!

И если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодняшнее занятие? Какое у вас сейчас настроение? Я желаю вам сохранить такое настроение надолго.