Как выбрать вязкость масла для дизельных двигателей
Масла для дизельных двигателей отличается от применяемых в бензиновых агрегатах. Двигатель на дизтопливе функционирует на горючей и воздушной смеси, поэтому сильно подвержен влиянию температурных условий. Для такой системы характерен моментальный процесс формирования смеси и выгорания горючего материала, поскольку этот вид топлива полностью не выгорает в системе, и на клапанах поршней остаются отработанные газы в виде сажевых отложений. Также стоит отметить, что дизель содержит наибольший объем серных компонентов.
При выгорании топливной смеси в камере ДВС образуется давление, в результате чего сформированные газы проникают в картер. Вентиляция двигателя не способна устранять скопившийся объем выработанных отходов, а это ведет к деформации и дальнейшему износу системы ДВС. Как правило, окисляются узлы и механизмы, ухудшаются защитные свойства жидкости и формируются грязевые отложения.
Поэтому от технических параметров, таких как вязкость, допуск и пр, зависит длительность и функциональность силовой установки. Масла для дизельных двигателей должны сохранять первоначальные характеристики и стабильность на протяжении всей эксплуатации.
Качество масла и параметры вязкости
Стандартизации и первоначальные характеристики к смазочному материалу для той или иной модели ТС должны быть обозначены изготовителем в технической инструкции. Чтобы не ошибиться с выбором по индексу вязкости, рекомендуется воспользоваться допусками к моторным маслам.
Допуски и характеристики
Чтобы проанализировать характеристики вязкости, необходимо обратиться к общепринятым нормативам. В обозначении Моторного масла указывается вязкость по стандартизации SAE, представляющей американскую ассоциацию автоинженеров.
К примеру, жидкость для силовой установки обозначена вязкостью 5w40 по стандартизации API (американского нефтяного института), как SF/CC. Из этого следует, что буква S указывает на предназначение смазки для систем ДВС на бензиновом и дизельном топливе.
Запись через дробь обозначает, что смазочные материалы относятся к всесезонным. Последняя буква указывает на эксплуатационные характеристики (уровень качества). Каждая последующая буква демонстрирует улучшенные эксплуатационные свойства масла:
· CC – турбированные или атмосферные дизельные агрегаты, применяющиеся в сложных условиях;
· CD – дизельные моторы с турбонаддувом, работающие на сернистом топливе;
· CE – агрегаты с турбонаддувом, выпущенные после 1983 года;
· CF4 – 4-тактные двигатели, сделанные после 1990 года;
· GG4 – силовые агрегаты с улучшенными эксплуатационными характеристиками и требованиями к токсичности.
Большой объем смазочной продукции категории CA, CB уже не встречаются в продаже, а CF2, CD11 допускаются для 2-тактных дизельных моторов.
Моторные масла допускаются не только по классификации API, но и по стандартизации ACEA, европейской ассоциации автомобильных изготовителей. Поскольку речь идет о дизельных моторах, то для них используется следующая классификация:
· E1 – грузовые ТС с турбированными агрегатами, эксплуатирующиеся в сложных условиях;
· E2 – авто с улучшенными эксплуатационными свойствами дизельного мотора;
· E3 – авто с турбированными движками, работающие в самых трудных условиях (экстра-класс);
· B1 – авто с моторами на дизельном топливе без турбины;
· B2 – ТС с турбированными или атмосферными агрегатами;
· B3 – ТС с турбиной или без нее категория экстра.
Для модифицированных силовых установок без турбины рекомендуется заливать смазочные материалы по категории CD API или B1 по ACEA. Если речь идет о турбо дизельных агрегатах, сделанных после 1990 года, то для них следует применять смазки CE или B2.
Чем больше требований к маслам для турбированных двигателей, тем сложнее условия эксплуатации и потенциальные нагрузки на механизмы ДВС. Благодаря этим требованиям производители создают моторные жидкости, обеспечивающие длительную и функциональную работоспособность турбокомпрессора https://neooilmarket.ru.
Сезонность
От индекса вязкости зависит применение масла в тех или иных климатических и температурных условиях. Согласно общепринятой стандартизации SAE, моторные жидкости принято разделять на три группы:
· зимние;
· летние;
· внесезонные.
Наибольшей вязкостью обладают летние смазки, обозначающиеся в виде числовых символов SAE 30, 40, 50. Зимние масла обозначаются латинской буквой W. Внесезонные жидкости обозначают буквенными и числовыми символами, так как они обладают эксплуатационными свойствами указанных масел, например, 10w40 или 5w30.
Однако далеко не любая всесезонная смазка рекомендована для агрегата на дизельном топливе. К примеру, моторная смазка с индексом вязкости 10w30 обеспечивает быстрый запуск силовой установки в морозную погоду.
Однако в модифицированные ДВС такое масло не рекомендуется заливать, поскольку обладает низкой текучестью, за счет чего ухудшает противоизносные свойства. Параметры плотности и нормативы качества обычно указываются производителями в технической инструкции управления ТС.
Поэтому рекомендуется соблюдать нормативы к моторным смазкам для обеспечения функциональной работы двигателя.