Как Сбербанк оценивает квартиру для закладной
В любом регионе РФ граждане имеют право обратиться в банковское учреждение для получения ипотечного кредита. Безусловным лидером в этой сфере оказания услуг является ведущий банк страны – Сбербанк. Его популярность базируется на основе безопасности, стабильности работы и большого выбора предоставляемых услуг.
Покупка недвижимости является значительным событием, и каждый покупатель должен основательно к нему подготовиться. Немаловажным этапом в процедуре проведения ипотечного кредитования является оценка квартиры для сбербанка.
Что это такое оценка недвижимости и зачем она нужна
При выдаче крупного кредита заемщику банк вынужден защищаться от потенциальных убытков. Ведь эти денежные средства рискуют не вернуться назад. И чем больше занимаемая сумма, тем риск неуплаты выше. Поэтому банк кредитует клиента с оформлением залога. В качестве залога берется недвижимое имущество (жилое и нежилое). Если проводится ипотечная сделка, то предметом залога выступает то имущество, на покупку которого оформляется кредит. В случае возникших проблем с выплатами эта залоговая недвижимость реализуется в пользу погашения долговых обязательств клиента.
В такой процедуре заинтересован банк, т.к. она существенно минимизирует риски и даже позволяет получить прибыль (в том случае, если ситуация на рынке недвижимости благоприятна).
Для этих целей при подписании ипотечного договора обязательно оформляется закладная – ценная бумага, служащая гарантией для финансового учреждения. Именно эта бумага будет использована банком для перевода залогового имущества в свою собственность, если возникнут какие-либо форс-мажорные обстоятельства и заемщик не справится с кредитным бременем.
Важно. Собственно поэтому и проводится оценивание рыночной стоимости недвижимости.
Оценка квартиры для закладной, которую принимает Сбербанк от заемщика, производится специальными оценочными организациями. Заемщик обратится в любую из них. Однако для более быстрого проведения процедуры кредитования обратитесь в оценочные компании, аккредитованные самим кредитором – Сбербанком. Эта процедура оплачивается заемщиком, поэтому выбор случайной, неаккредитованной компании, грозит ему потерей средств, потраченных впустую на выполнение этой работы. Хотя банк и обязан принимать любые отчеты, но на практике подобные бумаги часто отправляются на доработки.
Аккредитованные компании
Аккредитованные в Сбербанке России оценочные компании представляют собой независимые организации, которые не имеют прямого отношения к Сбербанку. Однако все компании прошли процедуру аккредитации в Сбербанке. Это значит, что оценщик прошел проверку банком и включен в соответствующий список.
Перечень оценочных организаций, аккредитованных в Сбербанке, посмотрите на официальном сайте. Для этого скачайте файл со списком, где перечислены все организации с указанием названия, региона нахождения, адреса, ИНН, контактных данных, даты действия аккредитации и других сведений. Проверить наличие того или иного оценщика в списке можно, применив в настройках необходимые фильтры.
Аккредитованные оценщики есть в каждом регионе страны. Нужно зайти на сайт Сбербанка, открыть список и задать в настройках свой регион. После этого выберите организацию и обратитесь в нее для получения консультации по поводу сбора соответствующих бумаг.
Требования к аккредитованным компаниям
Отбор оценщиков для оценивания имущества Сбербанк проводит на постоянной основе. Для того, чтобы участвовать в подобном отборе оценочная организация или оценщик, занимающийся частной практикой, предоставляет в отделение банка соответствующий комплект документации, для того, чтобы проверить, соответствует оценщик требованиям банка или нет.
Оценочные кампании, проверку которых проводит Сбербанк, должны удовлетворять следующим требованиям:
- присутствие на рынке более 3 лет;
- период деятельности сотрудников в сфере независимого оценивания не менее 3-х лет;
- наличие полиса о страховании ответственности кампании;
- в штате не менее двух оценщиков на постоянной основе;
- наличие у работников соответствующего образования и полиса страхования гражданской ответственности;
- наличие у работников членства в одной из независимых организаций оценщиков, состоящей в едином государственном резерве;
- наличие у одного из работников сертификата по соответствующему направлению оценочной деятельности – оценки недвижимости;
- у компании не должно быть непогашенных обязательств перед банком;
- отсутствие проблем с налоговыми органами;
- отсутствие проблем с законом у руководящего состава компании и работников компании;
- вся поданная информация должна быть достоверной.
Важно. Если требования соблюдены, то в течение 30 суток банк обязан рассмотреть бумаги и вынести решение.
Требования банка к оценочным организациям можно назвать довольно суровыми, однако такая жесткость помогает бороться с мошенниками в этом виде услуг. Банк рискует крупными денежными суммами и имеет право совершать подобный отбор оценщиков для своих заемщиков.
Оценка квартиры
После того, как прошло рассмотрение заявки на ипотеку (проверена платежеспособность клиента), заемщик представляет отчет об оценивании имущества.
Для этого необходимо будет из актуального реестра на сайте банка найти подходящую аккредитованную оценочную организацию. При выборе учитываются такие показатели, как стоимость услуг, сроки подготовки отчета, стоимость дополнительных услуг. У каждой из организаций есть преимущества и недостатки. Подробнее узнать информацию можно по указанным телефонам или на сайтах этих организаций.
После того, как компания выбрана, подготовьте соответствующие бумаги, список которых обычно бывает стандартным:
- паспорт гражданина России;
- бумаги на собственность (свидетельство, выписка из реестра);
- квартирный паспорт (кадастровый и технический);
- договор о долевом участии или предварительный договор купли-продажи (для домов-новостроек);
- акт приемки и передачи квартиры (для новостроек).
После того, как документация собрана и предана в аккредитованную оценочную организацию, стороны договариваются о дате, когда работник организации придет на объект и произведет необходимые замеры. Оценщик в процессе осмотра сверяет свои полученные данные с данными, указанными в представленной документации. Кроме того, сотрудником производится фотосъемка каждой отдельной комнаты в разных ракурсах.