История психологии в тестах
На главную Лекции и практикум по психологии История психологии История психологии в тестах
История психологии в тестах |
Лекции и практикум по психологии — История психологии | ||||||
УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. П. М. МАШЕРОВА» История психологии в тестах Канд. Пс. Наук., доцент Н.В. Кухтова ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ» 1. В развитии историко-психологического направления выделяют несколько этапов: а) два этапа: первый этап (середина XIX в. — 30-е г. XX в.) и второй этап (40-е гг. XX в. — по настоящее время); б) два этапа: первый этап (начало XX в. — 30-е г. XX в.) и второй этап (40-е гг. XX в. — по настоящее время); в) два этапа: первый этап (40-е гг. — 80-е гг. XX в.) и второй этап (90-е гг. XX в. — по настоящее время). 2. Уровень развития психологических знаний, характеризующий представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике: а) уровень житейской психологии; б) уровень канонической психологии; в) уровень научной психологии. 3. Уровень развития психологических знаний, отражающий канонические требования различных культур: а) уровень житейской психологии; б) уровень канонической психологии; в) уровень научной психологии. 4. Уровень развития психологических знаний, включающий целенаправленный процесс сбора и анализа психологической фактологии, логические формы ее объяснения и доказательства: а) уровень житейской психологии; б) уровень канонической психологии; в) уровень научной психологии. 5. Предмет истории психологии включает изучение: а) логико-научного аспекта; б) междисциплинарного аспекта; в) методологического аспекта. 6. Процессуальный аспект предмета истории психологии направлен на изучение: а) этапов формирования научных идей; б) социально-культурных и организационных условий; в) субъекта психологического познания. 7. Экстернальный подход в истории психологии направлен на исследование: а) внешней стороны развития науки; б) внутренней, логической стороны познания; в) жизненного и творческого пути ученого и научного сообщества. 8. Интернальный подход в истории психологии направлен на исследование: а) внешней стороны развития науки; б) внутренней, логической стороны познания; в) жизненного и творческого пути ученого и научного сообщества. 9. Подход, направленный на исследование жизненного и творческого пути ученого и научного сообщества называется: а) экстернальным; б) интернальным; в) персонально-личностным. 10. Принцип историко-психологического исследования, который предполагает понимание истории как результата деятельности отдельного ученого и научного сообщества в целом называется: а) принцип историзма; б) принцип единства коллективного и индивидуального; в) принцип единства прошлого, настоящего и будущего. 11. Принцип историко-психологического исследования, нарушение которого приводит к презентизму и антикваризму: а) принцип историзма; б) принцип объективности; в) принцип периодизации и преемственности. 12. Принцип историко-психологического исследования, который предполагает выявление прогрессивного начала и поиска рационального в каждом психологическом направлении: а) принцип единства логического и исторического; б)принцип детерминизма; в) принцип конструктивно-позитивного анализа. 13. К методам планирования историко-психологического исследования относят: а) генетический метод; б) библиометрический анализ; в) проблемологический анализ. 14. К методам сбора и интерпретации фактологического материала историко-психологического исследования относят: а) сравнительно-сопоставительный метод; б) метод исторической реконструкции; в) структурно-аналитический метод. 15. Психология как самостоятельная наука возникла: а) во второй половине XIX в.; б) в начале XX в.; в) в первой половине XХl в. 16. Смена предметов психологии в истории науки: а) душа – сознание – поведение – психика; б) душа – внутренний опыт – поведение – сознание; в) душа – рефлекс – поведение – деятельность. ТЕМА 2: «АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 1. Кто из античных философов выдвинул идею о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности? а) Фалес; б) Пифагор; в) Платон. 2. Кому принадлежит идея о количественной закономерности природы и душевных проявлений? а) Демокрит; б) Пифагор; в) Гиппократ. 3. Кто рассматривал душу как продукт распределения атомов в теле? а) Демокрит; б) Платон; в) Гиппократ. 4. Кто из античных философов является родоначальником диалектики как метода отыскания истины? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель. 5. Кто первый из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель. 6. Кому принадлежит учение об идеях? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель. 7. Кто из античных ученых считал, что ум «действует ради чего-нибудь» — цели? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель. 8. Кто из античных ученых понимал под сознанием обусловленные ощущением формы? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель. 9. Кому принадлежит теория об эволюции развития мира? а) Демокрит; б) Платон; в) стоики. 10. Кого считают «отцом философской медицины»? а) Гален; б) Гиппократ; в) Алкмеон. 11. Кто из античных ученых вывел классификацию человеческих типов на соматической основе? а) Демокрит; б) Гиппократ; в) Эпикур. 12. Кому принадлежит открытие «2-х дорожек», ведущих от мозга к глазным впадинам, и утверждение, что мозг — орган мышления? а) Алкмеон; б) Гален; в) Гиппократ. 13. Кто из ученых дифференцировал «психическую» пневму на периферическую и центральную? а) Алкмеон; б) Гален; в) Гиппократ. 14. Кому принадлежит первая система психологических знаний? а) Сократ; б) Платон; в) Аристотель. 15. По хронологическим рамкам античный период охватывает а) VII в. до н. э. — IV в. н.э.; б) VI в. до н. э. — V в. н.э.; в) II в. н. э. — VI в. н.э. ТЕМА 3: «ПСИХОЛОГИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА» 1. Кто из ученых средневековья явился последовательным сторонником Аристотеля, особенно в использовании медицинских подходов к изучению психики человека? а) Авиценна; б) Ибн Рушд; в) Аврелий Августин. 2. Кто из ученых средневековья понимал разум как активную творческую силу — инструмент познания вселенной? а) Авиценна; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон. 3. Кто из ученых исследовал эмоциональный комплекс по изменениям в вегетативной сфере? а) Авиценна; б) Пьер Абелян; в) Ибн Рушд. 4. Кто из ученых считал, что в процессе развития людей необходимо учитывать не только физиологический рост, но и изменения психических особенностей человека? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна. 5. Кто из ученых средневековья делает заключение о том, что источником психики человека является мозг? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна. 6. Кто из ученых средневековья считал, что основу души образует воля, а не разум? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна. 7. Автор книги «Исповедь». а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Авиценна. 8. Кто из ученых средневековья разрабатывал идею о внутреннем опыте? а) Ар-Рази; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон. 9. В учении какого ученого средневековья заложены идеи структурности и иерархичности? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон. 10. Какие виды души Ф. Аквинский выделил в своем учении? а) простейшая, человеческая, божественная; б) растительная, животная, разумная; в) вожделеющая душа, яростный дух и разумная душа. 11. В учении какого ученого средневековья заметное место получило понятие интенции (направленности сознания на объект? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон. 12. Кто из ученых вывел формулу количественно-качественного анализа «опыт — эксперимент — математика»? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон. 13. Кто из ученых исследовал зрительные ощущения, опираясь на оптико-механическое обоснование образов? а) Ф. Аквинский; б) Аврелий Августин; в) Р. Бэкон. 14. В эпоху Средних веков учение о душе развивается в рамках: а) богословия и физики; б) богословия и анатомо-физиологического знания; в) богословия и астрономии. 15. По хронологическим рамкам период средневековья охватывает: а) VI в. до н. э. — XIII в. н.э.; б) VI в. н. э. — XIII в. н.э.; в) II в. н. э. — XVII в. н.э. ТЕМА 4: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ» 1. Кто из ученых эпохи Возрождения высказал мысли о геометро-механистической картине мира? а) Н. Кузанский; б) А. Везалий; в) Леонардо да Винчи 2. Николай Кузанский выделил 4 ступени процесса познания: а) чувственное, рассудочное, синтетическое, интуитивное; б) чувственное, рассудочное, аналитическое, синтетическое; в) интуитивное, рассудочное, разумное, мистическое. 3. Кто из ученых для трактовки эмоциональных и мыслительных процессов применял описательно-эмпирический подход? а) Х.Л. Вивес; б) Б. Телезио; в) Дж. Бруно. 4. Кто из ученых эпохи Возрождения утверждал, что в положительных аффектах проявляется сила души, а в отрицательных — ее слабость? а) Х.Л. Вивес; б) Б. Телезио; в) Т. Кампанелла. 5. Согласно чьим взглядам, познание основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий? б) Б. Телезио; а) П. Помпонацци; в) Т. Кампанелла. 6. Кто из ученых эпохи Возрождения провозглашает идею о всеобщей одушевленности природы? а) Х.Л. Вивес; б) Б. Телезио; в) Дж. Бруно. 7. Кто из ученых эпохи Возрождения утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека? а) Х,Л,. Вивес; б) Б. Телезио; в) Дж. Бруно. 8. Кто из ученых эпохи Возрождения устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую поэтому всякое познание сводится к познанию самого себя? б) Б. Телезио; а) П. Помпонацци; в) Т. Кампанелла. 9. Психологические теории эпохи Возрождения утвердили: а) детерминированность психики божественной душой; б) детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды; в) детерминацию психики человека от его «Я». 10. По хронологическим рамкам эпоха Возрождения охватывает: а) Vb. н. э. -XVII в. н.э.; б) XIII в. н. э. -XVI в. н.э.; в) VII в. н. э. — XVII в. н.э. ТЕМА 5: «НОВОЕ ВРЕМЯ» 1. Учение, объясняющее явление одного уровня, более высокого, в терминах явлений более низкого уровня. а) редукционизм; б) материализм; в) механицизм. 2. Учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии: а) редукционизм; б) материализм; в) механицизм. 3. Учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом: а) редукционизм; б) материализм; в) механицизм. 4. Ф. Бэкон определял душевные наклонности по: а) физиогномике; б) манере поведения; в) характеру заболеваний. 5. Два вида души в концепции Ф. Бэкона: а) чувствующая и рациональная; б) божественная и рациональная; в) разумная и животная. 6. Универсальный методологический подход объяснения и познания Ф. Бэкона основан на идеях: а) схоластики; б) механицизма; в) позитивизма. 7. Рационализм Р. Декарта основывается на применении следующих методов познания: а) математического, дедукции, интеллектуальной интуиции; б) математического, индукции, интеллектуальной интуиции; в) дифференциации, дедукции, логики. 8. В теории рефлекса Р. Декарта мышечные реакции и различные психические состояния возникают: а) автоматически и производятся душой; б) автоматически и производятся телом; в) произвольно и производятся волей. 9. Какие виды идей выделил Р. Декарт в своем учении? а) врожденные и интуитивные; б) врожденные, приобретенные и изобретенные; в) врожденные и приобретенные. 10. Какой методический прием впервые Р. Декарт применил в целях философско-научного исследования? а) сомнение; б) интеллектуальная интуиция; в) интроспекция. 11. В своем представлении о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями, Б. Спиноза опирается на идеи: а) пантеизма; б) механицизма; в) семиотики. 12. По мнению Б. Спинозы, при познании высшего рода возникает новый аффект: а) любовь к человечеству; б) героизм; в) интеллектуальная любовь к миру. 13. Б. Спиноза утверждал, что существует три побудительных силы человеческого поведения как многообразие чувств (аффектов): а) влечение, радость и печаль; б) потребность, грусть и любовь; в) желание, страх и наслаждение. 14. Г. Лейбниц является основоположником: а) эмпирической теории познания; б) теории рефлекторной деятельности; в) доктрины психофизического параллелизма. 15. Концепция Г. Лейбница, в которой воплощены системные пpинципы: а) семиотика; б) методологический монизм; в) монадология; ТЕМА 6: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ И АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ» 1. Дж. Локк является основоположником: а) позитивизма; б) механицизма; в) эмпирической теории познания. 2. В теории Дж. Локка опыт разделяется на: а) внешний и внутренний; б) простой и сложный; в) врожденный и приобретенный. 3. Родоначальник семиотики, основоположник социологии Нового времени и систематизатор науки: а) Р. Декарт; б) Т. Гоббс; в) Б. Спиноза. 4. Кто из ученых Нового времени провозгласил идею о равенстве способностей людей? а) Р. Декарт; б) Т. Гоббс; в) Б. Спиноза. 5. В своей концепции Т. Гоббс выделяет два состояния во взаимоотношениях людей: а) рациональное и альтруистическое; б) естественное и общественное; в) иррациональное и рациональное. 6. В своей концепции Д. Юм выделил типы ассоциаций: а) пространственные, временные, полярные, обусловленные; б) по подобию во времени, по смежности в пространстве, полярные; в) по сходству, по смежности, по причинности, по контрасту. 7. Какие виды аффектов выделял в своей теории Д. Юм? а) пассивные, активные и аффект «симпатии»; б) спокойные, бурные и аффект «симпатии»; в) индивидуальные, общественные и универсальные. 8. В своих исследования Д. Гартли один из первых применил к изучению психической жизни: а) опытно-индуктивный метод и дедуктивные приемы; б) метод интроспекции; в) метод эксперимента. 9. Д. Гартли представлял психический мир человека в виде: а) вибраторной машины; б) часового механизма; в) божественного сознания. 10. Какой термин предложил Т. Браун вместо термина «ассоциация»? а) суггестия; б) иллюзия; в) сравнения. 11. Джеймс Милль считал, что сознание — это своего рода: а) ментальная машина; б) ментальная химия; в) вибраторная машина. 12. Джон Стюарт Милль считал, что сознание — это своего рода: а) ментальная машина; б) ментальная химия; в) вибраторная машина. 13. Г. Спенсер объяснял процесс ассоциаций на основе принципа: а) адаптации; б) развития; в) причинности. 14. Концепцию ассоцианизма Г. Спенсера называют: а) механистический ассоцианизм; б) радикальный феноменолизм; в) эволюционный ассоцианизм. 15. И. Кант считал, что человек мыслит и обобщает чувственные представления посредством категорий: а) причинность, время, пространство; б) преемственность, время, пространство; в) пространство, время, энергия. 16. В концепции И. Канта индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы (ступени): а) дух как душа-дух как сознание-дух как ум, воля и нравственность; б) растительная душа — животная душа — разумная душа; в) индивид-личность-индиви Предыдущая — Следующая >> |