История психологии в тестах | Обучение и развитие детей

История психологии в тестах

На главную Лекции и практикум по психологии История психологии История психологии в тестах
История психологии в тестах
Лекции и практикум по психологии — История психологии
Индекс материала
История психологии в тестах
Тема 7 -13
Темы 14-16
Тестовые занятия
Все страницы
Страница 1 из 4МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.

П. М. МАШЕРОВА»

История психологии в тестах

Канд. Пс. Наук., доцент Н.В. Кухтова

ТЕМА: «ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ»

1. В развитии историко-психологического направления выделяют несколько этапов:

а) два этапа: первый этап (середина XIX в. — 30-е г. XX в.) и второй этап (40-е гг. XX в. — по настоящее время);

б) два этапа: первый этап (начало XX в. — 30-е г. XX в.) и второй этап (40-е гг. XX в. — по настоящее время);

в) два этапа: первый этап (40-е гг. — 80-е гг. XX в.) и второй этап (90-е гг. XX в. — по настоящее время).

2. Уровень развития психологических знаний, характеризующий представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике:

а) уровень житейской психологии;

б) уровень канонической психологии;

в) уровень научной психологии.

3. Уровень развития психологических знаний, отражающий канонические требования различных культур:

а) уровень житейской психологии;

б) уровень канонической психологии;

в) уровень научной психологии.

4. Уровень развития психологических знаний, включающий целенаправленный процесс сбора и анализа психологической фактологии, логические формы ее объяснения и доказательства:

а) уровень житейской психологии;

б) уровень канонической психологии;

в) уровень научной психологии.

5. Предмет истории психологии включает изучение:

а) логико-научного аспекта;

б) междисциплинарного аспекта;

в) методологического аспекта.

6. Процессуальный аспект предмета истории психологии направлен на изучение:

а) этапов формирования научных идей;

б) социально-культурных и организационных условий;

в) субъекта психологического познания.

7. Экстернальный подход в истории психологии направлен на исследование:

а) внешней стороны развития науки;

б) внутренней, логической стороны познания;

в) жизненного и творческого пути ученого и научного сообщества.

8. Интернальный подход в истории психологии направлен на исследование:

а) внешней стороны развития науки;

б) внутренней, логической стороны познания;

в) жизненного и творческого пути ученого и научного сообщества.

9. Подход, направленный на исследование жизненного и творческого пути ученого и научного сообщества называется:

а) экстернальным;

б) интернальным;

в) персонально-личностным.

10. Принцип историко-психологического исследования, который предполагает понимание истории как результата деятельности отдельного ученого и научного сообщества в целом называется:

а) принцип историзма;

б) принцип единства коллективного и индивидуального;

в) принцип единства прошлого, настоящего и будущего.

11. Принцип историко-психологического исследования, нарушение которого приводит к презентизму и антикваризму:

а) принцип историзма;

б) принцип объективности;

в) принцип периодизации и преемственности.

12. Принцип историко-психологического исследования, который предполагает выявление прогрессивного начала и поиска рационального в каждом психологическом направлении:

а) принцип единства логического и исторического;

б)принцип детерминизма;

в) принцип конструктивно-позитивного анализа.

13. К методам планирования историко-психологического исследования относят:

а) генетический метод;

б) библиометрический анализ;

в) проблемологический анализ.

14. К методам сбора и интерпретации фактологического материала историко-психологического исследования относят:

а) сравнительно-сопоставительный метод;

б) метод исторической реконструкции;

в) структурно-аналитический метод.

15. Психология как самостоятельная наука возникла:

а) во второй половине XIX в.;

б) в начале XX в.;

в) в первой половине XХl в.

16. Смена предметов психологии в истории науки:

а) душа – сознание – поведение – психика;

б) душа – внутренний опыт – поведение – сознание;

в) душа – рефлекс – поведение – деятельность.

ТЕМА 2: «АНТИЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Кто из античных философов выдвинул идею о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности?

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Платон.

2. Кому принадлежит идея о количественной закономерности природы и душевных проявлений?

а) Демокрит;

б) Пифагор;

в) Гиппократ.

3. Кто рассматривал душу как продукт распределения атомов в теле?

а) Демокрит;

б) Платон;

в) Гиппократ.

4. Кто из античных философов является родоначальником диалектики как метода отыскания истины?

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

5. Кто первый из мыслителей античности стал рассуждать о внутреннем мире человека и его образе жизни?

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

6. Кому принадлежит учение об идеях?

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

7. Кто из античных ученых считал, что ум «действует ради чего-нибудь» — цели?

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

8. Кто из античных ученых понимал под сознанием обусловленные ощущением формы?

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

9. Кому принадлежит теория об эволюции развития мира?

а) Демокрит;

б) Платон;

в) стоики.

10. Кого считают «отцом философской медицины»?

а) Гален;

б) Гиппократ;

в) Алкмеон.

11. Кто из античных ученых вывел классификацию человеческих типов на соматической основе?

а) Демокрит;

б) Гиппократ;

в) Эпикур.

12. Кому принадлежит открытие «2-х дорожек», ведущих от мозга к глазным впадинам, и утверждение, что мозг — орган мышления?

а) Алкмеон;

б) Гален;

в) Гиппократ.

13. Кто из ученых дифференцировал «психическую» пневму на периферическую и центральную?

а) Алкмеон;

б) Гален;

в) Гиппократ.

14. Кому принадлежит первая система психологических знаний?

а) Сократ;

б) Платон;

в) Аристотель.

15. По хронологическим рамкам античный период охватывает

а) VII в. до н. э. — IV в. н.э.;

б) VI в. до н. э. — V в. н.э.;

в) II в. н. э. — VI в. н.э.

 

ТЕМА 3: «ПСИХОЛОГИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА»

1. Кто из ученых средневековья явился последовательным сторонником Аристотеля, особенно в использовании медицинских подходов к изучению психики человека?

а) Авиценна;

б) Ибн Рушд;

в) Аврелий Августин.

2. Кто из ученых средневековья понимал разум как активную творческую силу — инструмент познания вселенной?

а) Авиценна;

б) Аврелий Августин;

в) Р. Бэкон.

3. Кто из ученых исследовал эмоциональный комплекс по изменениям

в вегетативной сфере?


а) Авиценна;

б) Пьер Абелян;

в) Ибн Рушд.

4. Кто из ученых считал, что в процессе развития людей необходимо учитывать не только физиологический рост, но и изменения психических особенностей человека?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Авиценна.

5. Кто из ученых средневековья делает заключение о том, что источником психики человека является мозг?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Авиценна.

6. Кто из ученых средневековья считал, что основу души образует воля, а не разум?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Авиценна.

7. Автор книги «Исповедь».

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Авиценна.

8. Кто из ученых средневековья разрабатывал идею о внутреннем опыте?

а) Ар-Рази;

б) Аврелий Августин;

в) Р. Бэкон.

9. В учении какого ученого средневековья заложены идеи структурности и иерархичности?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Р. Бэкон.

 

10. Какие виды души Ф. Аквинский выделил в своем учении?

а) простейшая, человеческая, божественная;

б) растительная, животная, разумная;

в) вожделеющая душа, яростный дух и разумная душа.

11. В учении какого ученого средневековья заметное место получило понятие интенции (направленности сознания на объект?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Р. Бэкон.

12. Кто из ученых вывел формулу количественно-качественного анализа «опыт — эксперимент — математика»?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Р. Бэкон.

13. Кто из ученых исследовал зрительные ощущения, опираясь на оптико-механическое обоснование образов?

а) Ф. Аквинский;

б) Аврелий Августин;

в) Р. Бэкон.

14. В эпоху Средних веков учение о душе развивается в рамках:

а) богословия и физики;

б) богословия и анатомо-физиологического знания;

в) богословия и астрономии.

15. По хронологическим рамкам период средневековья охватывает:

а) VI в. до н. э. — XIII в. н.э.;

б) VI в. н. э. — XIII в. н.э.;

в) II в. н. э. — XVII в. н.э.

 

ТЕМА 4: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

1. Кто из ученых эпохи Возрождения высказал мысли о геометро-механистической картине мира?

а) Н. Кузанский;

б) А. Везалий;

в) Леонардо да Винчи

2. Николай Кузанский выделил 4 ступени процесса познания:

а) чувственное, рассудочное, синтетическое, интуитивное;

б) чувственное, рассудочное, аналитическое, синтетическое;

в) интуитивное, рассудочное, разумное, мистическое.

3. Кто из ученых для трактовки эмоциональных и мыслительных процессов применял описательно-эмпирический подход?

а) Х.Л. Вивес;

б) Б. Телезио;

в) Дж. Бруно.

4. Кто из ученых эпохи Возрождения утверждал, что в положительных аффектах проявляется сила души, а в отрицательных — ее слабость?

а) Х.Л. Вивес;

б) Б. Телезио;

в) Т. Кампанелла.

5. Согласно чьим взглядам, познание основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий?

б) Б. Телезио;

а) П. Помпонацци;

в) Т. Кампанелла.

6. Кто из ученых эпохи Возрождения провозглашает идею о всеобщей одушевленности природы?

а) Х.Л. Вивес;

б) Б. Телезио;

в) Дж. Бруно.

7. Кто из ученых эпохи Возрождения утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека?

а) Х,Л,. Вивес;

б) Б. Телезио;

в) Дж. Бруно.

8. Кто из ученых эпохи Возрождения устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую поэтому всякое познание сводится к познанию самого себя?

б) Б. Телезио;

а) П. Помпонацци;

в) Т. Кампанелла.

9. Психологические теории эпохи Возрождения утвердили:

а) детерминированность психики божественной душой;

б) детерминацию психики человека от его тела и окружающей среды;

в) детерминацию психики человека от его «Я».

10. По хронологическим рамкам эпоха Возрождения охватывает:

а) Vb. н. э. -XVII в. н.э.;

б) XIII в. н. э. -XVI в. н.э.;

в) VII в. н. э. — XVII в. н.э.





ТЕМА 5: «НОВОЕ ВРЕМЯ»

1. Учение, объясняющее явление одного уровня, более высокого, в терминах явлений более низкого уровня.

а) редукционизм;

б) материализм;

в) механицизм.

2. Учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики и химии:

а) редукционизм;

б) материализм;

в) механицизм.

3. Учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом:

а) редукционизм;

б) материализм;

в) механицизм.

4. Ф. Бэкон определял душевные наклонности по:

а) физиогномике;

б) манере поведения;

в) характеру заболеваний.

5. Два вида души в концепции Ф. Бэкона:

а) чувствующая и рациональная;

б) божественная и рациональная;

в) разумная и животная.

6. Универсальный методологический подход объяснения и познания Ф. Бэкона основан на идеях:

а) схоластики;

б) механицизма;

в) позитивизма.

7. Рационализм Р. Декарта основывается на применении следующих методов познания:

а) математического, дедукции, интеллектуальной интуиции;

б) математического, индукции, интеллектуальной интуиции;

в) дифференциации, дедукции, логики.

8. В теории рефлекса Р. Декарта мышечные реакции и различные психические состояния возникают:

а) автоматически и производятся душой;

б) автоматически и производятся телом;

в) произвольно и производятся волей.

9. Какие виды идей выделил Р. Декарт в своем учении?

а) врожденные и интуитивные;

б) врожденные, приобретенные и изобретенные;

в) врожденные и приобретенные.

10. Какой методический прием впервые Р. Декарт применил в целях философско-научного исследования?

а) сомнение;

б) интеллектуальная интуиция;

в) интроспекция.

11. В своем представлении о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями, Б. Спиноза опирается на идеи:

а) пантеизма;

б) механицизма;

в) семиотики.

12. По мнению Б. Спинозы, при познании высшего рода возникает новый аффект:

а) любовь к человечеству;

б) героизм;

в) интеллектуальная любовь к миру.

13. Б. Спиноза утверждал, что существует три побудительных силы человеческого поведения как многообразие чувств (аффектов):

а) влечение, радость и печаль;

б) потребность, грусть и любовь;

в) желание, страх и наслаждение.

14. Г. Лейбниц является основоположником:

а) эмпирической теории познания;

б) теории рефлекторной деятельности;

в) доктрины психофизического параллелизма.

15. Концепция Г. Лейбница, в которой воплощены системные пpинципы:

а) семиотика;

б) методологический монизм;

в) монадология;

ТЕМА 6: «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОЙ И АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Дж. Локк является основоположником:

а) позитивизма;

б) механицизма;

в) эмпирической теории познания.

2. В теории Дж. Локка опыт разделяется на:

а) внешний и внутренний;

б) простой и сложный;

в) врожденный и приобретенный.

3. Родоначальник семиотики, основоположник социологии Нового времени и систематизатор науки:

а) Р. Декарт;

б) Т. Гоббс;

в) Б. Спиноза.

4. Кто из ученых Нового времени провозгласил идею о равенстве способностей людей?

а) Р. Декарт;

б) Т. Гоббс;

в) Б. Спиноза.

5. В своей концепции Т. Гоббс выделяет два состояния во взаимоотношениях людей:

а) рациональное и альтруистическое;

б) естественное и общественное;

в) иррациональное и рациональное.

6. В своей концепции Д. Юм выделил типы ассоциаций:

а) пространственные, временные, полярные, обусловленные;

б) по подобию во времени, по смежности в пространстве, полярные;

в) по сходству, по смежности, по причинности, по контрасту.

7. Какие виды аффектов выделял в своей теории Д. Юм?

а) пассивные, активные и аффект «симпатии»;

б) спокойные, бурные и аффект «симпатии»;

в) индивидуальные, общественные и универсальные.

8. В своих исследования Д. Гартли один из первых применил к изучению психической жизни:

а) опытно-индуктивный метод и дедуктивные приемы;

б) метод интроспекции;

в) метод эксперимента.

9. Д. Гартли представлял психический мир человека в виде:

а) вибраторной машины;

б) часового механизма;

в) божественного сознания.

10. Какой термин предложил Т. Браун вместо термина «ассоциация»?

а) суггестия;

б) иллюзия;

в) сравнения.

11. Джеймс Милль считал, что сознание — это своего рода:

а) ментальная машина;

б) ментальная химия;

в) вибраторная машина.

12. Джон Стюарт Милль считал, что сознание — это своего рода:

а) ментальная машина;

б) ментальная химия;

в) вибраторная машина.

13. Г. Спенсер объяснял процесс ассоциаций на основе принципа:

а) адаптации;

б) развития;

в) причинности.

14. Концепцию ассоцианизма Г. Спенсера называют:

а) механистический ассоцианизм;

б) радикальный феноменолизм;

в) эволюционный ассоцианизм.

15. И. Кант считал, что человек мыслит и обобщает чувственные представления посредством категорий:

а) причинность, время, пространство;

б) преемственность, время, пространство;

в) пространство, время, энергия.

16. В концепции И. Канта индивидуальное сознание в своем развитии проходит этапы (ступени):

а) дух как душа-дух как сознание-дух как ум, воля и нравственность;

б) растительная душа — животная душа — разумная душа;

в) индивид-личность-индиви







Предыдущая — Следующая >>