Исследование ролей в творческой группе (Ярошевский) | Обучение и развитие детей

Исследование ролей в творческой группе (Ярошевский)

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика межличностных отношений Исследование ролей в творческой группе (Ярошевский)
Исследование ролей в творческой группе (Ярошевский)
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика межличностных отношений
В творческой группе выделяют три роли активно проявляющеся в

ситуации творческого взаимодействия.

Это — Генератор идей, Критик, Эрудит.

Ярошевский предложил методику выявление данных ролевых типов

в творческом коллективе.

Анкета





Инструкция: Прочитайте представленные ниже утверждения и выразите

свое мнение, выбирая вариант ответа.

Шкала А.

1) Каждая новая творческая тема связана с большим числом возникающих

у меня новых идей.

а) ДА б) НЕТ

2) В своем коллективе чаще всего новые идеи предлагаю я.

а) ДА б) НЕТ

3) Мои идеи всегда понятны окружающим.

а) ДА б) НЕТ

4) Ряд моих идей воспринимаются окружающими лишь после многократного их

предъявления.

а) ДА б) НЕТ

5) Иногда я бываю так поглощен какой-то творческой идеей, что, вероятно,

произвожу странное впечатление на окружающих.

а) ДА б) НЕТ

6) Я сам хороший критик собственных идей.

а) ДА б) НЕТ

7) Я не испытываю трудности и не чувствую неудовольствие, когда вынужден

переключать свои мысли на другой предмет.

а) ДА б) НЕТ

8) Я считаю, что идея хороша лишь в том случае , когда с самого начала

очевидна возможность ее использования.

а) ДА б) НЕТ

9) Я против сумасшедших идей в науке.

а) ДА б) НЕТ

10) Я не люблю фантазировать.

а) ДА б) НЕТ

Шкала Б.

1) Мне сразу бросаются в глаза слабые места работы.

а) ДА б) НЕТ

2) В коллективе многие признают мои способности критически оценивать работу.

а) ДА б) НЕТ

3) Я часто убеждаюсь, что новые идеи, которые возникают у меня, на

поверку оказываются далеко не новыми.

а) ДА б) НЕТ

4) Я больше чем другие, вижу, что в моем коллективе есть люди, которым

не стоит заниматься творческой работой.

а) ДА б) НЕТ

5) Следует выдвигать только принципиально новые идеи.

а) ДА б) НЕТ

6) Я могу не заметить какие-то недостатки в работе, если меня восхищает

в ней какая-то идея.

а) ДА б) НЕТ

7) Я не люблю и не умею давать оценку чьей-нибудь работе.

а) ДА б) НЕТ

8) Частые дискуссии только мешают установить истину.

а) ДА б) НЕТ

9) Я бы с большим удовольствием разработал какой-нибудь вопрос сам,

чем писать критику.

а) ДА б) НЕТ

10) Заниматься доработкой сырых идей не доставляет мне никакого удовольствия.

а) ДА б) НЕТ

Шкала В.

1) Больше меня привлекает та часть работы, которая связана с использованием

литературных источников.

а) ДА б) НЕТ

2) Лучше не пожалеть времени и искать материал для решения проблемы в

литературе, чем решать проблему самому.

а) ДА б) НЕТ

3) Я очень люблю слова и термины.

а) ДА б) НЕТ

4) Я не представляю исследователя, основательно не знакомого с литературой

по своему предмету.

а) ДА б) НЕТ

5) Нужно особое умение и интуиция, чтобы найти необходимую информацию

в потоке литературы.

а) ДА б) НЕТ

6) Избыточная научная информация подавляет мою инициативу.

а) ДА б) НЕТ

7) Я читаю достаточно много новой литературы, не имеющей непосредственного

отношения к проблемам которыми я занимаюсь.

а) ДА б) НЕТ

8) Я не люблю делать литературные обзоры.

а) ДА б) НЕТ

9) Я не люблю тратить рабочее время, чтобы консультировать своих сотрудников.

а) ДА б) НЕТ

10) В научном плане, я не чаще чем другие сотрудники, информирую коллег.

а) ДА б) НЕТ

 

Интерпретация творческих ролей.

Генератор идей — автор многих интеллектуальных начинаний, создающий

до этого не известные или ранее не воспринимаемые знания. Генерирование

нового он склонен рассматривать как основную свою функцию в коллективе.

Увлекающийся новыми, кажущимися порой фантастическими идеями,

испытывающий потребность в критике со стороны.

Своеобразная отрешенность, погруженность в проблему, которой занимается,

создает порой для него затруднения в межличностных отношениях, в контактах

с окружающими.

Критик — строгий в оценках, проявляющий повышенную требовательность к

качеству творческой работы, новизне идей, чистоте эксперимента, логичности

выводов, точности определений, надежности результатов. В коллективе

ориентирован в основном на оценочную деятельность, которая определяется

им как основная функция.

Это судья в коллективе. Его нельзя назвать беспристрастным, так как он

заинтересован в реализации той работы которую ведет коллектив.

Эрудит — наиболее разносторонний, образованный работник, к которому

постоянно и часто обращаются за информацией. Такой работник обладает

наибольшей интуицией и умением в работе с литературными источниками,

в поисках с необходимой информации. Свободно и лучше других ориентируется

в информационном поле по обсуждаемым проблемам, постоянно стремиться

к расширению своих знаний и словаря.

Ключ к тесту: считать совпадения с ключом.

Шкала А: Генератор идей

а) 1;2;3;4;5 б) 6;7;8;9;10

Шкала Б: Критик

а) 1;2;3;4;5 б) 6;7;8;9;10

Шкала В: Эрудит

а) 1;2;3;4;5 б) 6;7;8;9;10

Литература: «Проблемы руководства научным коллективом»,

под ред. М.Г. Ярошевского.