Использование технологий дистанционного обучения в дополнительном образовании
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Ганжусь Наталья Владимировна
Отличительной особенностью современного образовательного процесса является использование технологий дистанционного обучения, направленных на обеспечение мобильности, стабильности, эффективности учения и преподавания. Дистанционное обучение представляет собой процесс обучения и воспитания личности в условиях открытой информационно-образовательной среды, когда взаимодействие и доставка учебных материалов осуществляются с помощью современных инфокоммуникационных технологий. Современное дистанционное обучение строится на использовании сетевых курсов, web-страниц, web-сайтов, блогов, web-форумов, средств обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени (чат, ICQ, Jabber, Skype), wiki-технологий, видеоконференций. Дистанционное обучение основано на принципах гуманизации, интерактивности, индивидуализации, регламентности обучения, педагогической целесообразности использования инфокоммуникационных технологий, открытости и адаптивости, управления виртуальным образовательным процессом, самостоятельности и ответственности субъектов, модульности при разработке сетевых курсов. Важным элементом системы дистанционного обучения является учебная деятельность учащихся, направленная на изучение предметов (дисциплин), разработанных в той или иной программной среде. В дистанционном обучении широкое распространение получили: педагогические технологии, ориентированные на групповую работу; обучение в сотрудничестве (метод проектов); технологии проблемного обучения; исследовательский метод; модульное обучение; игровые технологии; интернет ориентированные педагогические технологии (индивидуальное наставничество, парное обучение, коллективное обучение) и др. С 1997 года в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» была организована Хабаровская краевая заочная физико-математическая школа (далее – ХКЗМШ) в Краевом центре технического творчества. Обучаться в ХКЗФМШ могут учащиеся любой возрастной группы, начиная с 7-го класса. Удостоверения об окончании ХКЗФМШ получают выпускники 11-го класса общеобразовательных школ, успешно выполнившие учебную программу ХКЗФМШ двухгодичного и более срока обучения. В ХКЗФМШ используются сетевая и локальная технологии дистанционного обучения (Рис. 1).
Реализация программ дополнительного образования школьников по предметам физико-математического цикла (математике, физике, информатике), обеспечиваемые преподавателями вузов г. Хабаровска, предоставляются на основе сетевой технологии дистанционного обучения, что предполагает создание web-сайта ХКЗФМШ http://khpms.khspu.ru/ (Рис. 2): использование методических указаний и контрольных заданий, проведение консультаций с помощью средства обмена сообщениями (онлайн-режим: e-mail; офлайн-режим: выполнение контрольной работы и отправка по обычной почте).
Данный сайт содержит дополнительные образовательные ресурсы, созданные научно-педагогическим коллективом ХКЗФМШ.
Для удобства работы с коллекцией на сайте создана специальная поисковая система, которая позволяет находить материалы в соответствии с критериями: Ресурс, Год, Номер, Предмет, Автор (Рис. 3).
Таким образом, можно произвести поиск, согласно заданным критериям.
Сопровождение методических указаний и контрольных работ по отдельным предметам (математика, физика, информатика) осуществляется и на web-сайте с помощью категорий: ХКЗФМШ 2012–2013, ХКЗФМШ 2013–2014, ХКЗФМШ 2014–2015, ХКЗФМШ 2015–2016 (Рис. 4).
Контроль за усвоением теоретических знаний проводится в виде контрольных заданий по каждому учебному предмету. Сложность заданий различна: от самых простых до очень сложных, и рассчитана как на учащихся с невысоким уровнем подготовки, так и на более подготовленных школьников. Каждая выполненная контрольная работа проверяется преподавателями ХКЗФМШ и оценивается по 10-балльной системе. Наиболее подготовленные учащиеся приглашаются на очную сессию, где основными методами обучения являются индивидуальные методы, и соответственно методы контроля за усвоением учебного материала также индивидуальны.
Для углубленного изучения математики, физики и информатики 1 раз в квартал издается учебно-методический журнал «МИФ. Математика, информатика, физика в школах Хабаровского края», что позволяет использовать локальную технологию дистанционного обучения. Журнал выходит четыре раза в год. В каждом номере публикуются методические материалы и задачи для самостоятельного решения по различным разделам физики, математики, информатики, размещаются материалы по различным разделам школьного курса математики, физики и информатики.
Для проведения летней (очной) сессии ХКЗФМШ печатаются сборники материалов «Математика», «Информатика», «Физика».
Учебный процесс осуществляется в заочно-дистанционной форме в двух вариантах: для индивидуальных участников и для коллективных участников.
Учебные материалы с методическими указаниями и контрольными заданиями 1-й и 2-й сессий (по математике, физике и информатике) для учащихся ХКЗФМШ размещаются в категории сайта Заочное (ХКЗФМШ).
Учащиеся школы выполняют контрольные работы и присылают для регистрации методисту ХКЗФМШ.
Заполненные заявления и выполненные контрольные работы регистрируются в журналах учёта писем учащихся ФМШ (списки слушателей (Рис. 5) и журнал учёта работ слушателей (Рис. 6).
Таким образом, работа с использованием технологий дистанционного обучения требует от участников ХКЗФМШ большой организационной и познавательной самостоятельности. Учащиеся выполняют контрольные задания, анализируя методические указания, выбирают способы решения и отправляют работы. Дистанционное обучение в ХКЗФМШ становится в результате эффективным, так как если учащиеся способны к самообучению, то они добиваются лучших результатов.
Необходимо отметить, что география образовательных учреждений, вовлеченных в учебный процесс, расширилась (рис. 7).
В настоящее время в ХКЗФМШ обучаются более 300 учащихся из многих районов Хабаровского края (Рис. 8).
Возрождены и продолжены выездные семинары по линии физико-математической школы.
Таблица 1. Проведенные семинары ХКЗФМШ
За период 2013-2015 гг. наблюдается (табл.1) снижение проведенных консультаций (т.к. в учебный год запланировано 2 семинара – март, ноябрь). Одной из главных причин является отсутствие финансовых средств в муниципальных районах.
По откликам участников подобные семинары очень важны для повышения квалификации педагогов.
Таким образом, использование технологий дистанционного обучения позволяет расширить дополнительные образовательные услуги ХКЗФМШ. В журнале учёта работ слушателей важным разделом является «Отметка о результате», так как именно по нему определяются активные участники для летней физико-математической школы (Рис.9). В 2016 году местом ее проведения стала туристская база «Азимут», расположенная в бухте Прибойная Приморского края.
Созданные образовательные условия в ХКЗФМШ, помогают при конкурентоспособности выпускников общеобразовательных учреждений из отдаленных районов Хабаровского края при вступительных испытаниях в учреждения профессионального образования.
Реализация программ дополнительного образования школьников по предметам физико-математического цикла (математике, физике, информатике), обеспечиваемые преподавателями вузов г. Хабаровска, предоставляются на основе сетевой технологии дистанционного обучения, что предполагает создание web-сайта ХКЗФМШ http://khpms.khspu.ru/ (Рис. 2): использование методических указаний и контрольных заданий, проведение консультаций с помощью средства обмена сообщениями (онлайн-режим: e-mail; офлайн-режим: выполнение контрольной работы и отправка по обычной почте).
Данный сайт содержит дополнительные образовательные ресурсы, созданные научно-педагогическим коллективом ХКЗФМШ.
Для удобства работы с коллекцией на сайте создана специальная поисковая система, которая позволяет находить материалы в соответствии с критериями: Ресурс, Год, Номер, Предмет, Автор (Рис. 3).
Таким образом, можно произвести поиск, согласно заданным критериям.
Сопровождение методических указаний и контрольных работ по отдельным предметам (математика, физика, информатика) осуществляется и на web-сайте с помощью категорий: ХКЗФМШ 2012–2013, ХКЗФМШ 2013–2014, ХКЗФМШ 2014–2015, ХКЗФМШ 2015–2016 (Рис. 4).
Контроль за усвоением теоретических знаний проводится в виде контрольных заданий по каждому учебному предмету. Сложность заданий различна: от самых простых до очень сложных, и рассчитана как на учащихся с невысоким уровнем подготовки, так и на более подготовленных школьников. Каждая выполненная контрольная работа проверяется преподавателями ХКЗФМШ и оценивается по 10-балльной системе. Наиболее подготовленные учащиеся приглашаются на очную сессию, где основными методами обучения являются индивидуальные методы, и соответственно методы контроля за усвоением учебного материала также индивидуальны.
Для углубленного изучения математики, физики и информатики 1 раз в квартал издается учебно-методический журнал «МИФ. Математика, информатика, физика в школах Хабаровского края», что позволяет использовать локальную технологию дистанционного обучения. Журнал выходит четыре раза в год. В каждом номере публикуются методические материалы и задачи для самостоятельного решения по различным разделам физики, математики, информатики, размещаются материалы по различным разделам школьного курса математики, физики и информатики.
Для проведения летней (очной) сессии ХКЗФМШ печатаются сборники материалов «Математика», «Информатика», «Физика».
Учебный процесс осуществляется в заочно-дистанционной форме в двух вариантах: для индивидуальных участников и для коллективных участников.
Учебные материалы с методическими указаниями и контрольными заданиями 1-й и 2-й сессий (по математике, физике и информатике) для учащихся ХКЗФМШ размещаются в категории сайта Заочное (ХКЗФМШ).
Учащиеся школы выполняют контрольные работы и присылают для регистрации методисту ХКЗФМШ.
Заполненные заявления и выполненные контрольные работы регистрируются в журналах учёта писем учащихся ФМШ (списки слушателей (Рис. 5) и журнал учёта работ слушателей (Рис. 6).
Таким образом, работа с использованием технологий дистанционного обучения требует от участников ХКЗФМШ большой организационной и познавательной самостоятельности. Учащиеся выполняют контрольные задания, анализируя методические указания, выбирают способы решения и отправляют работы. Дистанционное обучение в ХКЗФМШ становится в результате эффективным, так как если учащиеся способны к самообучению, то они добиваются лучших результатов.
Необходимо отметить, что география образовательных учреждений, вовлеченных в учебный процесс, расширилась (рис. 7).
В настоящее время в ХКЗФМШ обучаются более 300 учащихся из многих районов Хабаровского края (Рис. 8).
Возрождены и продолжены выездные семинары по линии физико-математической школы.
Таблица 1. Проведенные семинары ХКЗФМШ
Учебные годы | ||
2013г. | 2014г. | 2015г. |
февраль п. Чегдомын | ноябрь Солнечный район | март Солнечный район |
март Хабаровский район | март Вяземский район | |
апрель г. Советская Гавань | март Хабаровский район | |
3 | 1 | 3 |
По откликам участников подобные семинары очень важны для повышения квалификации педагогов.
Таким образом, использование технологий дистанционного обучения позволяет расширить дополнительные образовательные услуги ХКЗФМШ. В журнале учёта работ слушателей важным разделом является «Отметка о результате», так как именно по нему определяются активные участники для летней физико-математической школы (Рис.9). В 2016 году местом ее проведения стала туристская база «Азимут», расположенная в бухте Прибойная Приморского края.
Созданные образовательные условия в ХКЗФМШ, помогают при конкурентоспособности выпускников общеобразовательных учреждений из отдаленных районов Хабаровского края при вступительных испытаниях в учреждения профессионального образования.