Использование методического пособия «Бизиборд» в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Пасменко Татьяна Дмитриевна
Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких детей. Именно поэтому сегодня такое разнообразие всевозможных игрушек, кубиков и конструкторов. В настоящее время большой популярностью пользуются развивающие доски – бизиборды, которые хороши тем, что их можно сделать своими руками из разных материалов, учитывая возраст ребёнка и его предпочтения. Что же такое бизиборд? Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Итальянский педагог Мария Монтессори посвящала много времени изучению этапов развития ребёнка и разработала авторскую методику, которая популярна и сегодня. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом развивая мелкую моторику. Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают их.Благодаря ей появился первый бизиборд: на деревянной поверхности расположились розетка со штекером, выключатель света, дверные защёлка и цепочка, панно со шнуровкой. Все элементы были абсолютно безопасными. Используя сенсорную доску, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки:
- мелкую моторику (Основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия.);
- координацию движений (Этому способствуют дверные цепочки и защёлки, шнуровки. Для маленького человека тяжело с первого раза будет попасть ключиком в замок, повернуть ручку. С помощью бизборда он учиться управлять своими руками.);
- усидчивость (Маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий. К тому же дети могут заниматься ей 10–20 минут и даже пол часа.);
- логику (Ребенок начинает понимать, что сначала крутим ручку, а только потом нажимаем и открываем.);
- цветовосприятие (Как правило, в оформлении доски используются разные цвета радуги: разноцветные бусинки и ленточки. Таким образом ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете.)
- изучение слов и изучение мира (Некоторые бизиборды способны обучать ребенка элементарным словам. Часто за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями. Когда малыш откроет дверцу, он будет рад маленькому сюрпризу в виде картинки. А если взрослые будут повторять при этом его название, то ребенок вскоре запомнит это слово.);
- воображение (Ребенок самостоятельно может придумать как еще использовать ту или иную деталь.);
- память (Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша.).
- крепление деталей (ребёнок не должен иметь возможности самостоятельно снять их);
- основной материал (мягкие тканевые доски для малышей до года и деревянные гладкие основы без острых углов для детей постарше);
- подходящие по возрасту задания (не должно быть предметов, о которые можно пораниться, и тонких нитей).
- дверные цепочки, крючки, петельки, пуговицы;
- замки (в том числе засовы, щеколды, задвижки, шпингалеты);
- фонарики и лампочки;
- выключатели и кнопки;
- счёты;
- дверной звонок;
- дисковый или кнопочный телефон, пульт;
- катушки и шнурки;
- молнии и пуговицы;
- циферблаты от часов;
- колёсики и шарики;
- поворотные тумблеры;
- рисунки и т.д.