Использование карты наблюдений для оценки способности ребенка к взаимодействию | Обучение и развитие детей

Использование карты наблюдений для оценки способности ребенка к взаимодействию

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Платонова Анастасия Вячеславовна
Цель методической разработки – оценить способность ребенка к взаимодействию со сверстниками. Задачи разработки:
  • диагностировать наличие  проблем во взаимодействии
  • выявить группы признаков, выражающих наличие трудностей во взаимодействии со сверстниками
  • оценить степень выраженности признаков, свидетельствующих о наличии проблем во взаимодействии
Материал предназначен для выявления проблем во взаимодействии у детей 6–8 лет и может быть использован учителями начальных классов, психологами и педагогами дополнительного образования. Методическая разработка предназначена для диагностики уровня социально-психологической адаптации ребенка к школьному обучению, выявления трудностей во взаимоотношениях со сверстниками и диагностики поведенческих проблем. Для оценки способности детей к взаимодействию используется карта наблюдений, содержащая следующие группы параметров: способность воспринимать инструкцию, степень конфликтности во время взаимодействия и проявления демонстративного поведения. Каждая группа параметров содержит в себе несколько наиболее часто проявляющихся признаков, представленных в таблице 1. Степень выраженности каждого признака оценивается в баллах, от наименее ярко выраженного (один балл), до наиболее ярко выраженного (три балла), признак, имеющий среднюю степень выраженности оценивается в два балла. Общий коэффициент, выражающий трудности во взаимодействии, рассчитывается путем суммирования количества баллов по каждому проявлению признаков во всех группах нарушений. Признаки нарушений и степень их проявления фиксируются в таблице отдельно для каждого ребенка. В ходе исследования способности к взаимодействию приняли участие сорок восемь детей (двадцать пять мальчиков и двадцать три девочки), являющихся учащимися первого класса общеобразовательной школы. Таблица 1

Карта наблюдений для оценки способности ребенка к взаимодействию



1. Способность к восприятию инструкции
Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней

2. Степень конфликтности во время взаимодействия
Несоблюдение очередности

Отсутствие способности к бесконфликтному поведению

Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели

Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия

Непонимание цели взаимодействия

Физическая агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия

3. Демонстративное поведение
Требование сменить игру

Выражение недовольства по отношению к происходящему

Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики)

Отказ от взаимодействия



Результаты использования карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию представлены в таблице 7. У детей с наибольшим значением общего коэффициента, выражающего проблемы во взаимодействии (31,19,19) более глубокая степень нарушенности наблюдается в таких группах признаков как «конфликтное поведение во время взаимодействия» и «демонстративное поведение». Результаты применения карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию представлены в таблице 2. Таблица 2

Результаты использования карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию

Номер

Показатель, по которому оценивается взаимодействие (в баллах)

1

Неспособность воспринимать инструкцию

Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 3

Конфликтное поведение во время взаимодействия

Несоблюдение очередности – 3

Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 3

Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2

Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия – 3

Непонимание цели взаимодействия – 2

Физическая агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Демонстративное поведение

Требование сменить игру – 1

Выражение недовольства по отношению к происходящему – 2

Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) – 3

Отказ от взаимодействия – 3 

Общий коэффициент (в баллах) – 31

2

Неспособность воспринимать инструкцию

Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 3

Конфликтное поведение во время взаимодействия

Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 3

Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2

Физическая агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Демонстративное поведение

Выражение недовольства по отношению к происходящему – 2

Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) – 3

Отказ от взаимодействия — 3 

Общий коэффициент (в баллах) – 19

3

Неспособность воспринимать инструкцию

Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 1

Конфликтное поведение во время взаимодействия

Несоблюдение очередности – 1

Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 3

Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2

Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия – 1

Непонимание цели взаимодействия – 1

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Демонстративное поведение

Требование сменить игру – 2

Выражение недовольства по отношению к происходящему – 3

Отказ от взаимодействия – 2

Общий коэффициент (в баллах) – 19

4

Конфликтное поведение во время взаимодействия

Несоблюдение очередности – 1

Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 2

Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 1

Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия – 2

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Демонстративное поведение

Требование сменить игру – 2

Выражение недовольства по отношению к происходящему – 3

Отказ от взаимодействия – 3

Общий коэффициент (в баллах) – 16

 

Неспособность воспринимать инструкцию

5

Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 3

Конфликтное поведение во время взаимодействия

Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 2

Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2

Непонимание цели взаимодействия – 1

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Демонстративное поведение

Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) – 3

Общий коэффициент (в баллах) – 14

6

Конфликтное поведение во время взаимодействия

Несоблюдение очередности – 1

Проблемы с концентрацией внимания в ходе взаимодействия (забывание цели взаимодействия) – 1

Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3

Демонстративное поведение

Отказ от взаимодействия – 2

Общий коэффициент (в баллах) – 7



Присутствующие в данных группах признаки обладают более сильной степенью выраженности. Наиболее часто встречающиеся признаки в группе «конфликтное поведение во время взаимодействия», являются: отсутствие способности к бесконфликтному поведению; невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели; несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия; вербальная агрессия по отношению к другим участникам взаимодействия.  Наиболее часто встречающимися признаками в группе «демонстративное поведение» являются: требование сменить игру; выражение недовольства по отношению к происходящему и отказ от взаимодействия.