Использование карты наблюдений для оценки способности ребенка к взаимодействию
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Платонова Анастасия Вячеславовна
Цель методической разработки – оценить способность ребенка к взаимодействию со сверстниками. Задачи разработки:
Карта наблюдений для оценки способности ребенка к взаимодействию
Результаты использования карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию представлены в таблице 7. У детей с наибольшим значением общего коэффициента, выражающего проблемы во взаимодействии (31,19,19) более глубокая степень нарушенности наблюдается в таких группах признаков как «конфликтное поведение во время взаимодействия» и «демонстративное поведение». Результаты применения карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию представлены в таблице 2. Таблица 2
Результаты использования карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию
Присутствующие в данных группах признаки обладают более сильной степенью выраженности. Наиболее часто встречающиеся признаки в группе «конфликтное поведение во время взаимодействия», являются: отсутствие способности к бесконфликтному поведению; невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели; несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия; вербальная агрессия по отношению к другим участникам взаимодействия. Наиболее часто встречающимися признаками в группе «демонстративное поведение» являются: требование сменить игру; выражение недовольства по отношению к происходящему и отказ от взаимодействия.
- диагностировать наличие проблем во взаимодействии
- выявить группы признаков, выражающих наличие трудностей во взаимодействии со сверстниками
- оценить степень выраженности признаков, свидетельствующих о наличии проблем во взаимодействии
Карта наблюдений для оценки способности ребенка к взаимодействию
1. Способность к восприятию инструкции |
Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней |
2. Степень конфликтности во время взаимодействия |
Несоблюдение очередности Отсутствие способности к бесконфликтному поведению Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия Непонимание цели взаимодействия Физическая агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия |
3. Демонстративное поведение |
Требование сменить игру Выражение недовольства по отношению к происходящему Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) Отказ от взаимодействия |
Результаты использования карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию представлены в таблице 7. У детей с наибольшим значением общего коэффициента, выражающего проблемы во взаимодействии (31,19,19) более глубокая степень нарушенности наблюдается в таких группах признаков как «конфликтное поведение во время взаимодействия» и «демонстративное поведение». Результаты применения карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию представлены в таблице 2. Таблица 2
Результаты использования карты наблюдений для оценки способности к взаимодействию
Номер | Показатель, по которому оценивается взаимодействие (в баллах) |
1 | Неспособность воспринимать инструкцию |
Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 3 | |
Конфликтное поведение во время взаимодействия | |
Несоблюдение очередности – 3 Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 3 Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2 Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия – 3 Непонимание цели взаимодействия – 2 Физическая агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 | |
Демонстративное поведение | |
Требование сменить игру – 1 Выражение недовольства по отношению к происходящему – 2 Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) – 3 Отказ от взаимодействия – 3 | |
Общий коэффициент (в баллах) – 31 | |
2 | Неспособность воспринимать инструкцию |
Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 3 Конфликтное поведение во время взаимодействия | |
Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 3 Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2 Физическая агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 | |
Демонстративное поведение | |
Выражение недовольства по отношению к происходящему – 2 Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) – 3 Отказ от взаимодействия — 3 | |
Общий коэффициент (в баллах) – 19 | |
3 | Неспособность воспринимать инструкцию |
Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 1 | |
Конфликтное поведение во время взаимодействия | |
Несоблюдение очередности – 1 Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 3 Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2 Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия – 1 Непонимание цели взаимодействия – 1 Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 | |
Демонстративное поведение | |
Требование сменить игру – 2 Выражение недовольства по отношению к происходящему – 3 Отказ от взаимодействия – 2 | |
Общий коэффициент (в баллах) – 19 | |
4 | Конфликтное поведение во время взаимодействия |
Несоблюдение очередности – 1 Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 2 Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 1 Несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия – 2 Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 | |
Демонстративное поведение | |
Требование сменить игру – 2 Выражение недовольства по отношению к происходящему – 3 Отказ от взаимодействия – 3 | |
Общий коэффициент (в баллах) – 16 | |
| Неспособность воспринимать инструкцию |
5 | Неспособность воспринимать инструкцию и действовать по ней – 3 |
Конфликтное поведение во время взаимодействия | |
Отсутствие способности к бесконфликтному поведению – 2 Невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели – 2 Непонимание цели взаимодействия – 1 Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 | |
Демонстративное поведение | |
Манипулятивное поведение с целью привлечение внимания (уход, истерики) – 3 | |
Общий коэффициент (в баллах) – 14 | |
6 | Конфликтное поведение во время взаимодействия |
Несоблюдение очередности – 1 Проблемы с концентрацией внимания в ходе взаимодействия (забывание цели взаимодействия) – 1 Вербальная агрессия по отношению к остальным участникам взаимодействия – 3 | |
Демонстративное поведение | |
Отказ от взаимодействия – 2 | |
Общий коэффициент (в баллах) – 7 |
Присутствующие в данных группах признаки обладают более сильной степенью выраженности. Наиболее часто встречающиеся признаки в группе «конфликтное поведение во время взаимодействия», являются: отсутствие способности к бесконфликтному поведению; невозможность слаженно действовать ради достижения общей цели; несоблюдение правил, единых для всех участников взаимодействия; вербальная агрессия по отношению к другим участникам взаимодействия. Наиболее часто встречающимися признаками в группе «демонстративное поведение» являются: требование сменить игру; выражение недовольства по отношению к происходящему и отказ от взаимодействия.