Интегрированный урок психологии и литературы «Счастливые мгновения жизни: вчера, сегодня, завтра»
На главную Документация школьного психолога Лекционная работа психолога в школе Интегрированный урок психологии и литературы «Счастливые мгновения жизни: вчера, сегодня, завтра»
Интегрированный урок психологии и литературы «Счастливые мгновения жизни: вчера, сегодня, завтра» |
Документация школьного психолога — Лекционная работа психолога в школе |
Урок проводится в русле позитивной терапии, направлен на формирование позитивного настроения, профилактики острых кризисных состояний, суицидального поведения. Адресная аудитория — старшеклассники, т.к. работа на уроке предполагает знакомство с классической и современной литературой, достаточное развитие рефлексии. Эффективно использование мероприятия (с некоторой модификацией) с родителями на родительском собрании. Целью мероприятия является снижение негативных переживаний и перевод их в положительные эмоциональные переживания с последующей актуализацией позитивных чувств; поиск ресурсов в прошлом и создание временной перспективы. Занятие также способствует созданию позитивного эмоционального единства группы. Урок предусматривает предварительную работу учащихся, а также домашнее задание с его последующим анализом (возможны индивидуальный и групповой анализ). В процессе работы используются методы анализа стихотворных отрывков, методы арт-треапии, рефлексивные методы, метод концентрации присутствия. Находясь в роли ведущего и наблюдателя, психолог в процессе занятия может диагностировать актуальное состояние учащихся, наличие у них временных перспектив, ресурсы, на которые можно опираться в дальнейшей работе. Опыт проведения урока показывает, что в процессе работы также хорошо диагностируется сниженное эмоциональное состояние, наличие у учащихся кризисных состояний, суицидальных намерений. Для проведения урока необходимо следующее: стихотворения, стихотворные отрывки о жизни с позитивной окраской (используются в случае, если учащиеся самостоятельно не подготовились к уроку), плакат для рефлексии и два комплекта карточек-стикеров по количеству учащихся; почтовые открытки разной тематики, ножницы, клей, фломастеры, предварительно подготовленный плакат для создания коллективного коллажа; два символических ориентира для части «Завтра». Ход урока: 1. Введение. — Жизнь – противоречива, непроста, она не может быть гладкой и не может быть одного цвета. Она всегда разная. Она наполнена разными событиями. А что для вас жизнь? Учащимся предлагается на карточках продолжить фразу «Жизнь – это…» и далее наклеить карточки на плакат с левой стороны. Карточки можно подписать. *** Психологом отмечаются наиболее часто встречающиеся высказывания, общий фон ассоциаций, резюмируются высказывания. На заметку можно взять тех учащихся, высказывания которых имеют негативных подтекст. — Давайте сегодня с вами мы поговорим о счастливых мгновениях жизни, ведь они случались, случаются и будут случаться в жизни каждого из нас. Порой мы мимолетом обращаем внимание на то, что дарит нам хорошее настроение, что помогает нам сохранять позитивный настрой и любовь к жизни. А между тем все очень просто: Дорожите счастьем, дорожите! Замечайте, радуйтесь, берите Радуги, рассветы, звезды глаз – Это все для вас, для вас, для вас. (Э. Асадов) 2. Часть «Вчера». — Ваше домашнее задание – подобрать стихотворения, отрывки стихотворений, отражающие любые жизненные события, имеющие позитивную окраску. Вы сейчас объединитесь в группы по 4 человека и обсудите ваши отрывки, обменяетесь впечатлениями. Затем каждая группа представит любой отрывок с кратким анализом-отзывом. (В случае, если учащиеся столкнулись с трудностями в подборе отрывков, учитель предлагает им заранее подготовленные стихотворения). — А теперь каждый учащийся внимательно ещё раз прочтет стихотворение, найдет в нем словесный маркер, который позволит вспомнить любое событие в прошлом, которое доставило человеку приятные чувства (радости, счастья, вдохновения, душевного подъёма…). Затем учащиеся называют эти события по очереди: «Что в прошлом было хорошего, что приятно вспомнить сейчас». *** Психологом отмечаются высказывания учащихся, обращается внимание на срок давности события. Как правило, учащиеся, которые имеют в настоящий момент сниженный фон настроения, либо те, у которых есть проблемы, вспоминают далекие события. 3. Часть «Сегодня». — Воспоминания прошлого дают нам с вами те ресурсы, которыми мы с вами можем пользоваться сегодня. Я предлагаю вам сейчас представить ваше настоящее, как можно больше внимания обращая на те счастливые моменты, которые происходят в вашей жизни, пусть даже незначительные. А теперь вы можете подойти к столику и рассмотреть открытки, выбрать любую, отражающую ваше состояние, вырезать её в форме круга и наклеить на плакат, можно также по желанию сделать подпись — слоган. (Открытки носят позитивную направленность; плакат готовится заранее: на нём яркими красками нарисован рисунок с центральной человеческой фигурой в виде тени, по количеству учащихся нарисованы круги для открыток). *** Психологу стоит обратить внимание на то, с какой тематикой открытки выбирают учащиеся, это, отчасти, может быть информативно: отражать актуальные связи, потребности, приоритеты. 4. Часть «Завтра». — Обратите внимание на плакат-коллаж, который у нас с вами получился (подчеркиваются основные черты коллажа). Наше с вами сегодняшнее состояние позволяет заглянуть в будущее и найти там много счастливых событий. Далее учащимся предлагается упражнение «Временная перспектива», которое можно провести как индивидуально в тетрадях, так и на группе (в зависимости от настроенности учащихся). Вариант 1- индивидуальный: — Вам необходимо нарисовать в тетрадях точку и обозначить её как «Я СЕЙЧАС», а затем продолжить от точки линию, на которую нанести любые счастливые жизненные события, которые будут у вас в будущем. Вариант 2 – групповой: — У нас в классе есть два ориентира: СЕЙЧАС – настоящее, и ЗАВТРА – будущее; вам нужно будет сейчас продумать те счастливые события, которые произойдут у вас в будущем, стать на место «сейчас» и пройти до вашего «завтра», называя эти события. *** Психологу в случае индивидуальной работы следует подойти к каждому учащемуся, отмечая для себя особенности будущих событий, их количество (это может быть свидетельством степени обращенности учащегося в будущее). В случае работы на группе следует отметить учащихся, испытывающих трудности в создании своего будущего, оказывать им поддержку. 5. Заключение. — Как видите, счастливым мгновениям жизни есть место и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Многое зависит от нас самих, от вектора нашей настроенности. Омар Хайям сказал: От безбожья до Бога – мгновенье одно, От нуля до итога – мгновенье одно, Береги драгоценное это мгновенье: Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно. — Предлагаю вам домашнее задание: небольшое сочинение-рассуждение на тему данного стихотворного отрывка. Далее учащимся предлагается на карточках продолжить фразу «Жизнь – это…» и наклеить карточки на плакат с правой стороны. Карточки можно подписать. Проводится сравнительный анализ высказываний: изменились ли они по сравнению с началом урока. Плюсы интегрированного урока: — возможность сближения психолога и педагога в выполнении общих для образования задач; — повышение интереса учащихся к психологии; — возможность для учащихся получения оценок; — предпосылки для более доверительного общения с психологом, обращения за консультацией. Сагина Зоя |