Госзакупки — это покупка товаров, работ и услуг для нужд государства за счет бюджетных средств
В обиходе современных предпринимателей достаточно часто используются такие понятия, как «тендер» и «госзакупки». Термины можно увидеть в прессе, услышать по телевидению. Между тем отношение к ним многих бизнесменов различно. Одни предприниматели не хотят связываться с бюджетными средствами.
Другие, напротив, считают участие в тендерах и госзакупках хорошим инструментом для повышения объема сбыта и расширения рынка продаж своих товаров и услуг. Далее разберемся подробнее, что такое госзакупки. Общая характеристика Госзакупки – это приобретение продукции, услуг, работ для обеспечения муниципальных или госнужд. Государству постоянно необходимы различные товары. Они могут быть самыми разными: от канцтоваров до промышленных объектов.
Для удовлетворения всех этих потребности осуществляются закупки. Для обеспечения государственных и муниципальных нужд выделяются бюджетные средства. Поставщики при этом выбираются на конкурсной основе. Нормативная база В настоящее время сфера госзакупок регламентируется специальным федеральным законом – 44-ФЗ. Кроме этого, нормативное регулирование осуществляется и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним. Согласно положениям Закона «О контрактной системе в сфере государственных закупок», все сведения о заказах размещаются в ЕИС тендеры и госзакупки – единой информсистеме. Сведения, содержащиеся в ней, открыты для всех заинтересованных лиц. Интересующую информацию о поставщиках, госзакупках, заказчиках можно получить бесплатно. Виды закупок В ФЗ «О госзакупках» их существует 11. При этом все их можно объединить в 2 группы: конкурентные и неконкурентные. Первые предполагают торги, вторые – нет. К конкурентным видам ФЗ «О госзакупках» относит: Электронные аукционы. Открытые конкурсы. Запросы котировок. Конкурсы с ограниченным участием. Запросы предложений. Двухэтапные конкурсы. Конкурентными также являются закрытые госзакупки. Это отдельная категория конкурсов, в которых устанавливаются специфические условия участия. Неконкурентными считаются закупки у одного поставщика.
Статистика
Наибольшую популярность в настоящее время приобрели электронные аукционы. На их долю приходится около 57 % от общего числа госзакупок. Это связано с активным применением цифровых технологий во всех экономических отраслях. 13 % приходится на открытые конкурсы, 22 % — на закупки у одного поставщика. Субъекты Основные участники госзакупок – это: Заказчики. Ими выступают федеральные, региональные, местные структуры власти. Поставщики. Ими могут являться любые юрлица или ИП, соответствующие требованиям законодательства. Процедуры Основными этапами госзакупки для заказчика можно назвать: Выбор формы мероприятия. Формирование документации. В ней дается подробное описание требований к поставщикам и продукции/услугам. Обязательно указываются сроки, стоимость, качество. Проведение конкурса. Выбор исполнителя. Оформление контракта. Госзакупки для исполнителя выглядят несколько иначе. Для начала ему нужно найти заказ, который он может выполнить. После этого исполнитель оформляет документы и предоставляет их конкурсной комиссии.
При победе в закупках с ним заключается контракт. Конкурс Чтобы производителю победить в нем, необходимо предложить лучшие условия исполнения заказа. Конкурсы бывают закрытыми и открытыми. Сведения об условиях проведения мероприятия размещаются в официальных изданиях, а также на сайте госзакупок. Исполнители могут направить заявки на бумажном носителе или в электронном виде. Каждому производителю предоставляется возможность подать одну заявку на конкурс. При этом она может быть аннулирована или отозвана исполнителем до вскрытия конверта. Если на конкурс не поступило ни одной заявки, он будет признан несостоявшимся. Аналогичным образом заказчик может поступить при получении документов только от одного производителя. Однако в этом случае этот участник может быть признан единственным победителем. Соответственно, конкурс будет переквалифицирован. В конкурсной документации устанавливается дата, в которую будут вскрываться конверты. Эту процедуру осуществляют члены комиссии.
Далее они сравнивают предлагаемые исполнителями условия и выбирают самые выгодные. Принятие решения осуществляется в течение 20 дн. Критерии выбора Для определения победителя в заявке оценивается: Стоимость контракта. Параметры качества исполнения. Затраты на обслуживание продукции. Сроки исполнения. Длительность гарантийного периода. После выбора исполнителя комиссия оформляет протокол. Он размещается на сайте госзакупок. Спустя 10 дней оформляется контракт с победителем. Остальные участники вправе обжаловать результаты. Аукцион Он тоже может быть закрытым или открытым. В рамках аукциона выбирается исполнитель, предложивший самую выгодную стоимость реализации заказа. Информация о проведении аукциона должна быть размещена в официальных источниках за 20 дней до начала проведения. Производители подают заявки по тем же правилам, что предусмотрены для конкурсов. В ходе аукциона первоначальная стоимость заказа снижается. Порог уменьшения 5 %. Победит тот, кто предложит самую низкую цену. То есть, один участник в заявке предлагает стоимость на 5 %, а другой – на 15 % ниже начальной. Соответственно, побеждает последний. Оформление контракта осуществляется через 10 дней после размещения протокола заседания комиссии в ЕИС. Электронный аукцион Для участия в нем поставщикам необходимо пройти аккредитацию на официальном сайте заказчика.
Для этого исполнитель должен отправить оператору всю необходимую документацию, оформленную в соответствии с требованиями законодательства. Обработка заявок осуществляется в течение 5 дней. По истечении этого периода субъект получает или аккредитацию, или отказ. На подачу документов отводится, как и в предыдущих случаях, 20 дней. Заявка состоит из двух частей. В соответствии с первой, комиссия выносит решение о допуске субъекта к аукциону. Непосредственно само мероприятие проводится на специальной интернет-площадке. Для победы нужно также максимально снизить первоначальную цену. Для электронного аукциона шаг снижения составляет 0,5-1 %. Запреты Действия участников в определенной степени ограничены. В частности, не допускается: Выставлять такую стоимость исполнения, которая была уже озвучена кем-то другим, равняется первоначальной цене или вовсе нулю. Предлагать больше двух раз одну цену. Для озвучивания стоимости отводится 10 минут. Если по истечении этого времени не поступят новые предложения, победителем становится участник, указавший стоимость последним. Запрос котировок Этот вид госзакупок предусмотрен для выбора исполнителя контрактов, стоимость которых не больше 500 тыс. р. Для проведения запроса заказчику следует разместить сведения о тех товарах или услугах, которые ему необходимы. Победителем станет исполнитель, предложивший самую низкую цену. Подать заявку можно в течение 7 дней.
Если сумма заказа не превышает 250 тыс. р., то на это отводится только 4 дня. Исполнитель может направить только одну заявку. При этом ее нельзя изменить после отправки. На рассмотрение документов комиссии отводится 1 день. Протокол публикуется на сайте заказчика. Контракт заключается спустя 7 дней. Преимущества госзакупок Среди основных достоинств участия в таких мероприятиях можно отметить следующие: Нет необходимости расходовать средства на рекламу своей продукции. Не нужно привлекать большое число людей для участия. Как правило, закупки проводятся в электронной форме. Это способствует расширению рынка сбыта. Практически отсутствует конкуренция. Исполнитель может спрогнозировать спрос заказчиков. Принять участие в госзакупках можно, имея минимум средств. Дополнительно Значение госзакупок в последнее время только увеличивается. Это связано с тем, что государство и муниципалитеты являются самыми крупными потребителями. При этом речь может идти и о масштабных поставках, к примеру, для нужд оборонных структур, или об обеспечении работы сравнительно небольших организаций (школ, ДОУ и пр.). Между тем все закупки вне зависимости от их масштаба должны организовываться и проводиться строго в соответствии с законодательством. Во избежание проблем с исполнением контрактов специалистам предприятий следует постоянно отслеживать последние изменения в нормативной базе.
Кроме этого, следует учитывать отраслевые особенности заказов, обладать навыками работы с различными электронными системами. Особое внимание необходимо уделить порядку обжалования результатов рассмотрения заявок. Руководителю целесообразно назначить лицо, ответственное за формирование документации и направление ее на конкурс или аукцион. Этот сотрудник должен хорошо разбираться во всех тонкостях процесса. В его задачи может входить постоянный мониторинг наиболее подходящих для компании заказов. В сфере госзакупок большое значение имеет способность исполнителей соблюдать сроки. В некоторых случаях бывает так, что победитель уклоняется от заключения контракта. В таких ситуациях к исполнителям применяются санкции.