География + пионербол = ГеоБол (интеграция образовательных областей в работе молодежного КЭТ-Клуба «Чёрный дракон»)
Скачать Заказать печатный вариант Авторы: Сизова Надежда Евгеньевна, Мельников Дмитрий Александрович
С 1998 года на базе районного Дворца детского и юношеского творчества авторами разработана, реализуется и практически ежегодно корректируется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Экологический туризм» туристско-краеведческой направленности. Данная программа была разработана на основе типовых по пешеходному, лыжному и водному туризму, географическому и историческому краеведению. К данному названию программы авторов подтолкнуло двух положений. С одной стороны, программа ставит задачи воспитания в обучающихся основ экологической культуры. С другой стороны, программа предполагает изучение и природных, и социальных, и техногенных компонентов «окружающей среды» практически, в туристских путешествиях по родному краю, предусматривает практические действия по её благоустройству в ходе экологических акций и проектов. Приводя содержание программы в соответствие с новыми нормативными требованиями, авторы по-прежнему считают отличительными особенностями программы следующие моменты. Во-первых, реализация программы предусматривается на базе неформального разновозрастного многопрофильного КЭТ-Клуба (Краеведение – Экология – Туризм) «Чёрный Дракон» – коллектива, «объединяющего людей с общей целью, общим трудом и общей организацией этого труда, являющегося одновременно и объектом и субъектом образования» (А.С.Макаренко). Коллектива, объединившего нынешних учащихся объединения разных лет и выпускников, имеющего свои правила, эмблему, флаг. Причем логика реализации программы вытекает из девиза КЭТ-Клуба: «Иди, смотри, думай, чувствуй и действуй». Ведь вся походная деятельность объединения представляет собой туристско-краеведческий цикл. Сходил в поход, увидел, прочувствовал и понял основные факты и взаимосвязи увиденных био- и антропогеоценозов? Теперь отчитайся письменно и публично об увиденном перед коллегами из других туристско-краеведческих и эколого-биологических объединений города, перед друзьями и знакомыми по своей базовой школе. Более того, действуй практически: благоустрой место своей стоянки, наведи порядок, проведи экологическую чистку (субботник) в «зоне своего влияния». Подобный цикл, по А.Остапцу-Свешникову и Н.Осипову – есть поход, путешествие, экскурсия от этапа их подготовки через собственно полевой этап проведения дела до этапов обработки результатов и подведения итогов. Именно поэтому основным стержнем программы является календарь Краеведческо-Эколого-Туристских мероприятий Клуба. Во-вторых, отличительной особенностью программы является принцип интеграции, сопоставления и кооперации разных областей человеческого знания. Например, экологии и туризма, внеучебной и внешкольной деятельности учащегося с общим образованием. Данная программа дает возможность учащимся расширить знания, приобрести практические умения и навыки по названным школьным предметам, но только через практическую деятельность. Такой организационный подход позволяет дополнить воспитательную систему школы большим блоком туристско-краеведческой, эколого-социальной, гражданско-патриотической деятельности, дать возможность членам Клуба проявить себя не только в роли участников КЭТ-мероприятий, но и организаторов внешкольных мероприятий. В-третьих, в основе практически всех начинаний и дел Клуба лежит проектный метод. Это значит, что необходимость участия в Краеведческих мероприятиях, Экологических акциях, Туристских соревнованиях ведет к необходимости постановки проблемы, определения предназначения (миссии) проекта, постановки целей, задач, определения ожидаемых результатов и путей их достижения. Таковым проектом может стать проведение спортивного похода, организация экологической акции или исследования, подготовка тематического выпуска газеты, проведение туристского слета для учащихся базовой школы и т.д. В рамках традиционного социально-педагогического мероприятия «Ярмарка социальных проектов», организованного ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга команда КЭТ-Клуба представила в 2016 году свой проект «Водные артерии Восточно-Европейской равнины», стержнем (визиткой) которого стала «новая» спортивная игра «ГеоБол» со слоганом «Новое средство для здоровья Тела, для ясности Мозгов, для отзывчивости Сердца». Кстати, именно так и оформилась наша новая интегративная спортивная игра – «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПИОНЕРБОЛ» (ГЕОБОЛ). Основой игры является картосхема Восточно-Европейской равнины, нарисованная нашими друзьями-граффитистами на большом куске старого баннера. Основной фон – зеленый (равнина). Синим цветом обозначены граничные озера (Ладога, Онега), моря (Белое, Баренцево, Каспийское, Черное-Азовское, Балтийское), оранжевым – граничные горные системы (Урал, Кавказ, Карпаты), синими линиями – граничные (Днестр, Дунай, Висла, Нева, Урал, Эмба) и внутренние «водные артерии»: Волга-Ока-Кама, Печора, Северная и Западная Двина, Дон, Днепр, Южный Буг, Мста-Ильмень-Волхов. Конечно, наша «карта» и условна, и не так масштабна, как представленная на Всероссийском слете юных туристов-краеведов (в национальном парке «Смоленское поозерье» в июле 2016 года) компанией «Маршруты.ру» печатная карта России. Однако для повседневной работы на уроках туризма (третий вариативный час физкультуры для 4–7-х классов), внеурочных занятиях «Туризм и ориентирование» (2–6-е классы), внеучебной деятельности по географии и истории данный «образовательный продукт» и «образовательная технология» являются значимым подспорьем. Суть игры очень простая. Формируются команды по 8–10 человек (три в классе, 3–4 на параллели для межклассной игры в рамках одного урока или классного часа). Команды располагаются вдоль южной, восточной и западной рамок картосхемы. В северной части находится ведущий с волейбольным мячом. Необходимая подготовка: разложить баннер в рекреации (актовом зале, спортивном зале), проверить (обновить, добавить) названия основных географических объектов (см. выше), детскими кубиками обозначить основные города равнины с объяснением игрокам принципа их расстановки (устье рек, побережье озера-моря и др.) Играющая команда находится в южной части карты. Очередность определяется жеребьевкой. При этом команда, начинавшая первой в первом круге (раунде), становится в дальнейшем второй (третьей) – для статистической достоверности итогов. Ведущий называет географический объект (на первом круге – граничные, на втором – города, на третьем – реки). Считает до трёх. Кидает мяч в названную точку (середину линейного или площадного объекта). Игровой балл присуждается при соблюдении двух условий: играющий коснулся хотя бы одной ногой названного объекта и поймал мяч. Подведение итогов – по сумме набранных игровых очков (баллов) по результатам трех раундов (кругов). При наличии четырех команд организаторы вводили четвертый раунд: на сообразительность. Назывался не географический объект, а его характерные признаки. Например: граница между Европой и Азией, столица Карелии и т.п. Наиболее удачно (ожидаемо) игра проходила в 8-х классах на уроке географии, так как предполагал демонстрацию презентации о Восточно-европейской равнине. Однако показ этой же презентации, но с показом водных маршрутов КЭТ-Клуба для других параллелей давал пусть меньший интеллектуальный результат, но вызывал большую эмоциональную вовлеченность участников в игру.