Формирование экологичного образа жизни дошкольника: опыт работы с семьей
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Усачева Татьяна Михайловна
Тема гармонии человека с окружающей средой сегодня становится все более актуальной, и даже я бы сказала «модной». Сейчас эко-быт стал трендом, особенно в больших городах, и кто-то воспринимает это почти как моду, но, на мой взгляд – это стало просто назревшей и острой необходимостью по всему миру. Мы слишком далеко ушли в своём неразумном отношении к планете. Эта «мода» продиктована желанием человека не просто самому прожить жизнь, но и оставить для своих детей и внуков планету, пригодную для проживания. Наше повсеместное увлечение различными химикатами привело к появлению огромного количества людей «аллергиков». Мы окружили себя «химией» и видим результаты. Люди, которые задумываются над этим, начинают искать более естественные и безопасные альтернативы, стараются постепенно перейти на экологичный образ жизни. Экологический образ жизни подразумевает ведение жизнедеятельности, нацеленной на сохранение природы, в противовес ее разрушению путем полнейшего истощения природных запасов и загрязнения среды обитания, что в наше время наблюдается почти повсеместно. Человек бездумно потребляет природные ресурсы (землю, воду, полезные ископаемые), вырубает деревья, загрязняет озера, реки, моря и океаны, оставляя после себя лишь горы мусора, которые к тому же очень сложно переработать, не нанеся вреда окружающей среде, в который мы, кстати, и живём. Развитие человеческой цивилизации в теперешнем виде ведет к разрушению планеты – нашего единственного дома в этой вселенной. Вот почему каждый из нас должен задумываться о своем вкладе в дело сохранения природы и предпринимать определенные действия в этом направлении. Иначе получается, что мы хотим быть здоровыми, но сами являемся причиной нашего нездоровья. Этот замкнутый круг определённо нужно раскручивать, и прежде всего, стоит начать со своей собственной жизни. Сделать свою жизнь безвредной для окружающей среды гораздо проще, чем может показаться со стороны. Сегодня существует множество блогов и сайтов, представляющих полный спектр информации о ведении экологичного образа жизни. Мы в своей группе ведем работу по формированию эко-привычек у детей, начиная с первой младшей группы. Это стало нашим стилем жизни. И наши родители нас постоянно в этом поддерживают. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Какие же экологичные традиции появились в нашей группе за эти четыре года? Каждую зиму после проведенных бесед и игр дети совместно с родителями изготавливают кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак. Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела. Утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь. И кормим птиц, что любят делать все дети! Мы с детьми каждый год наводим порядок на нашей игровой площадке сами. Это любимое занятие деток, особенно гиперактивных. Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся. Гуляя, мы берем с собой сумку, куда собираем мусор. Это происходит в процессе прогулки, естественным образом.
Также мы перестали выбрасывать использованную бумагу. Ведь есть более корректный способ: собирать бумагу и сдавать в пункты сбора макулатуры. Из старой, использованной бумаги сделают новую бумагу. А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. И самое главное, рассказать малышам, для чего мы это делаем. Еще есть отличный вариант творческих занятий: перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях, а то есть варим новую бумагу из старой. Посадка деревьев и оформление цветников – это еще одна наша экологическая привычка. Это замечательный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями. Детям нравится осознавать сам процесс. Вот ребенок взял семечко, потом выкопал ямку, посадил, полил. И через какое-то время вырос росточек, который потом превратился в растение.
Каждый год в детском саду проводятся выставки-конкурсы поделок и игрушек для украшения новогодней елки. Зачем покупать украшения, когда их можно сделать своими руками из различных материалов, используя вторсырье? Обычно в таких проектах принимает участие от 80 до 100% семей. Детям безумно приятно наряжать елку своими игрушками. В старшей группе в 2016–2017 учебном году в нашем саду был объявлен интересный конкурс «ХламАрт – Вторая жизнь старых вещей». Задачей детей, воспитателей и родителей было сделать арт-объект для украшения группы или участка из вещей, бывших в употреблении. 15 семей (65%) поучаствовали в этой акции. В нашей выставке было предоставлено более 30 арт-объектов из автомобильных шин, пластиковых бутылок, канистр, дисков, пластиковых стаканчиков и пр. Еще начиная со старшей группы, мы начали изготавливать тряпичные куклы из использованных старых вещей. Такие игрушки становятся одухотворенными, содержащими частичку дома ребенка. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли с новыми куколками.
Еще мы учим общаться с живой природой, здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. Мы рекомендуем, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.
Мы должны прививать детям понимание, что каждое действие человека даже в пределах собственного дома или группы детского сада оказывает определенное воздействие на окружающую среду. Какое оно будет отрицательное или позитивное, зависит от самого человека. Поэтому необходимо минимизировать вред и выработать в себе экологическое сознание. Это не трудно – начать с самого малого, помня, что тем самым мы способствуем сохранению природы для своего собственного здоровья и здоровья наших детей.
Также мы перестали выбрасывать использованную бумагу. Ведь есть более корректный способ: собирать бумагу и сдавать в пункты сбора макулатуры. Из старой, использованной бумаги сделают новую бумагу. А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. И самое главное, рассказать малышам, для чего мы это делаем. Еще есть отличный вариант творческих занятий: перерабатывать использованную бумагу в домашних условиях, а то есть варим новую бумагу из старой. Посадка деревьев и оформление цветников – это еще одна наша экологическая привычка. Это замечательный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями. Детям нравится осознавать сам процесс. Вот ребенок взял семечко, потом выкопал ямку, посадил, полил. И через какое-то время вырос росточек, который потом превратился в растение.
Каждый год в детском саду проводятся выставки-конкурсы поделок и игрушек для украшения новогодней елки. Зачем покупать украшения, когда их можно сделать своими руками из различных материалов, используя вторсырье? Обычно в таких проектах принимает участие от 80 до 100% семей. Детям безумно приятно наряжать елку своими игрушками. В старшей группе в 2016–2017 учебном году в нашем саду был объявлен интересный конкурс «ХламАрт – Вторая жизнь старых вещей». Задачей детей, воспитателей и родителей было сделать арт-объект для украшения группы или участка из вещей, бывших в употреблении. 15 семей (65%) поучаствовали в этой акции. В нашей выставке было предоставлено более 30 арт-объектов из автомобильных шин, пластиковых бутылок, канистр, дисков, пластиковых стаканчиков и пр. Еще начиная со старшей группы, мы начали изготавливать тряпичные куклы из использованных старых вещей. Такие игрушки становятся одухотворенными, содержащими частичку дома ребенка. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли с новыми куколками.
Еще мы учим общаться с живой природой, здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. Мы рекомендуем, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.
Мы должны прививать детям понимание, что каждое действие человека даже в пределах собственного дома или группы детского сада оказывает определенное воздействие на окружающую среду. Какое оно будет отрицательное или позитивное, зависит от самого человека. Поэтому необходимо минимизировать вред и выработать в себе экологическое сознание. Это не трудно – начать с самого малого, помня, что тем самым мы способствуем сохранению природы для своего собственного здоровья и здоровья наших детей.